Методическая разработка семинара-практикума «Разрешение конфликтных ситуаций «ученик-ученик» на занятиях в творческих коллективах».
методическая разработка по психологии по теме

Гунина Юлия Александровна

Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, реализующим дополнительные образовательные программы художественной направленности (хореография, вокал, театральное искусство и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_uchenik_uchenik.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гунина Юлия Александровна, педагог-психолог МБУДО «ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри.

Название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» города Нерюнгри.

Редактор: Microsoft Office Word 2007.

Название разработки: Методическая разработка семинара-практикума «Разрешение конфликтных ситуаций «ученик-ученик» на занятиях в творческих коллективах».

Область применения: данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, реализующим дополнительные образовательные программы художественной направленности (хореография, вокал, театральное искусство и т.п.).

Номинация конкурса: социально-психологическое здоровье детей.

Цель семинара: обучить педагогов дополнительного образования моделям эффективного поведения в конкретных конфликтных  ситуациях «ученик-ученик».

Задачи:

  1. Ввести ПДО в  возраст обучающихся и выйти из конфликтной ситуации.
  2. Показать ПДО как сторонний наблюдатель конфликта, может целесообразно помочь конфликтующим.

Категория участников: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.

Раздаточный материал: карточки на бумажном носителе, на которых написаны разбираемые ситуации.

Условия и особенности реализации: помещение, приспособленное для групповой работы.

Объем семинара: 1-1,5 часа.

Ожидаемые результаты: после семинара по данной теме слушатель должен:

  • приобрести дополнительные теоретические знания о профилактике конфликтов среди несовершеннолетних;
  • узнать различные инновационные подходы в области профилактики конфликтов среди несовершеннолетних;
  • уметь применять и осуществлять профилактику конфликтов среди несовершеннолетних.

Ход семинара

Теоретическая часть.

Вводное слово ведущего.

Конфликт это проявление противоречий между двумя индивидами наиболее острый способ решения.

Конфликтные ситуации ученик-ученик по  статистике составляют 75% от всех конфликтов. Виды решений конфликтных ситуаций:

  1. Компромиссный - решение конфликта принимается с учетом пользы для обеих сторон или оной стороны.
  2. Деструктивный – столкновение является неудовлетворение одной или обеих сторон. Итогом конфликта является разрушение отношений, обиды, непонимание.

Направленность данной конфликтной ситуации «ученик-ученик» -  горизонтальная взаимодействие происходит между равными.

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в творческих объединениях. В данном случае педагог не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между обучающимися – (могут ответить педагоги):

  • спор за авторитет;
  • соперничество;
  • обман;
  • сплетни;
  • оскорбления – обиды;
  • личная неприязнь к человеку;
  • борьба за девочку (мальчика).

Положительные моменты конфликта: (отвечают педагоги)

  1. Конфликт показывает «слабое звено» во взаимоотношении.
  2. Позволяющий  увидеть скрытые отношения (то есть человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).
  3. Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение (если у вас наблюдается затаенный, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и, выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).
  4. Конфликт— толчок к переоценке своих взглядов на привычки.

Отрицательные моменты конфликта: (отвечают педагоги)

  1. Отрицательные эмоции, переживания.
  2. Нарушение отношений между обучающимися.
  3. Ухудшение климата в коллективе.
  4. Снижение качества работы.
  5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Практическая часть.

1. Упражнение - разминка «Алфавит эмоций».

Описание упражнения. За несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или на доске).

Цель упражнения: дать понятие участникам семинара, какие эмоции они испытывают при слове конфликт.

Ожидаемый результат: повышение заинтересованности педагогов, активизация, развитие умения координировать совместные действия.

2. Упражнение «Решение конфликтных ситуаций»

Описание упражнения. Прочитать конфликтную ситуацию на карточке, дать 5 минут на обсуждение и представить свой вариант решения.

Цель упражнения: дать понятие участникам семинара, какие эмоции они испытывают при слове конфликт.

Ожидаемый результат: Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Ситуация 1. Девочка подросток хочет выступать на концерте с ведущей партией, но ее подруга считает ее не достаточно готовой, для этого выступления.

Разговор в раздевалке между девочками:

  • Аня ты сегодня танцевала плохо, я этот элемент выполняю лучше
  • Это тебе так кажется, что ты выполняешь лучше, я думаю на оборот.

Как вы думаете, чем закончится спор? (ответ педагогов).

Рекомендации: Важно чтоб дети самостоятельно вышли из ситуации конфликта, но если требуется помощь педагога, важно сделать это в спокойной и корректной форме.

Использовать компромиссный вид решение данного столкновения.

Ситуация 2. В течение месяца обучающиеся коллектива готовились к выступлению, учили наизусть тексты, принимали участия в репетициях. Все было отлично, но накануне выступления один участник заболел. Мише, у которого была хорошая память, поручили выучить дополнительный текст, мальчик отказывался, но все ребята хором твердили у тебя самая лучшая память, когда на следующий день оказалось что Миша не выучил текст, ребята перестали с ним разговаривать.

Как вы думаете, чем закончился спор? (отвечают педагоги).

Анализ. При обсуждении этих конфликтных ситуаций следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей зависит от степени близости участников конфликта (в нашем примере: подруга, коллектив), обоснованности их требований (беспокойство подруги за подругу, беспокойство коллектива, взаимная зависимость  конфликтующих сторон).

Рекомендации.  Педагогу нужно самому распределить весь текст между ребятами. Объяснить коллективу, «что один в поле не воин», нужно всем сообща учить дополнительный текст.

2. Упражнение «Раздвоение» (разобрать одну ситуацию).

Описание упражнения. Участникам дается краткое описание какой либо конфликтной ситуации. На роль первого из участников конфликта приглашается один человек, а на роль второго – сразу два. Тот, кто играет роль единолично, говорит реплики обычным образом, а те, кто вдвоем – высказываются пословно: кто то из них говорит одно слово, другой – следующее. При этом у них должен получиться связный, логически целостный разговор. Игра повторяется 3–4 раза с разными партнерами.

Цель: Обучение навыкам взаимопонимания с партнером, «подстраивания» под него в разговоре. Материал для обсуждения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Ожидаемый результат. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Ситуация. Девочкаподросток хочет выступать на отчетном концерте с ведущей  партией, но подруга считает её не достаточно готовой для  этого концерта.

Анализ. В чем состояла основная сложность игры двух за одного? Какие качества от них требовались, чтобы получился действительно связный разговор? Сумели бы они выступить вместе как единый собеседник? (отвечают участники).

Какие способы поведения в конфликтах были продемонстрированы: пассивное оправдание, агрессивная атака собеседника, игнорирование его высказываний и уход от темы?

Рекомендации. Анализируя это упражнение, каждый на себя примерил разные роли, и прежде чем вступить в конфликт между обучающимися, нужно эффективно помочь детям выйти из конфликта на равных.

3. Упражнение «Покажи свою ситуацию».

Описание упражнения. Участники представляют свою конфликтную ситуацию, происходящую между обучающимися. Задача: разобрать конкретную конфликтную ситуацию, найти стиль взаимодействия и правильный выход из столкновения.

Уважаемые педагоги, а теперь вы проговорите или покажите  конфликтные ситуации,  происходящие в ваших творческих объединениях.

Цель упражнения: выявить, какие конфликтные ситуации происходят в творческих объединениях.

Ожидаемый результат: приобрести дополнительные теоретические знания о профилактике конфликтов среди несовершеннолетних; уметь применять и осуществлять профилактику конфликтов среди несовершеннолетних.

Рефлексия.

Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии и задают вопросы.

Рекомендация ведущего. Любую конфликтную ситуацию между обучающимися, нужно рассматривать предметно, учитывая все психофизиологические особенности любого возраста.

Литература:

  1. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками творчество общения самопознания.– СПб.: Питер 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методическая разработка семинара – практикума «Решение задач по теме «Первое начало термодинамики» в 10 классе

Семинар – это такая форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации, обеспечивающая активное участие всего класса в...

Материалы для практического занятия: "Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций" (Negotiations. Managing Conflicts) ОУД.03.Иностранный язык

Практическое занятие по теме: "Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций" (Negotiations. Managing Conflicts). Конструкция it takes me … to do something...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...

Методическая разработка семинара-практикума по УУД

Методическая разработка семинара-практикума по УУД...