Разработка урока "Что такое экстремизм"?
план-конспект урока (10, 11 класс)

Лобань Наталья Николаевна

Конспект урока открытия новых знаний  к спецкурсу "Формирование основ  правовой культуры в молодежной среде".  Урок построен с применением технологии развития критического мышления. Данную разработку можно применять на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.Кроме этого, приложен краткий самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ekstremizm.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Что такое экстремизм?

Цели: сформировать понятие «экстремизм»; развивать навыки смыслового чтения; воспитывать непримиримость к насилию.

Применяемая технология: технология развитие критического мышления.

Средства обучения – компьютер, презентация, раздаточный материал

Тип урока – открытие нового знания

Ход урока

  1. Вызов

Задание 1. Чтобы узнать тему урока, выполните задание. «Ключевые слова».

Разделите противоправные деяния на 2 группы по смыслу:

1.организация беспорядков

2.нарушение правил ПДД

3. гражданское неповиновение

4.курение в общественном месте

5.террористические акции,

6.призывы к государственному перевороту

7.воровство в магазине

Дайте названия каждой группе.

1,3,5,6 (экстремизм)

2,4,7 (другие (правонарушения)

Давайте спроектируем нашу деятельность на уроке. Что мы должны сегодня сделать?

  1. Дать определение понятия экстремизм
  2. Выяснить, чем опасен экстремизм

  1. Осмысление.

Работа над формированием понятия «экстремизм»

Задание 2.  Прочитай выписки из «Краткого словаря иностранных слов» и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».  Выполни задания:

  1. Составь денотатный граф «Экстремизм».
  2. Самостоятельно сформулируйте понятие  «экстремизм».

 

 Экстремизм от фр. (extremisme, от лат. extremus — крайний) – это приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике). (Словарь иностранных слов).

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ)

Статья 1. Основные понятия  

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

                       Денотатный граф

Вывод. Экстремизм (экстремистская деятельность) – это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ; на захват или присвоение властных полномочий; на создание незаконных вооруженных формирований, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой. национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывом к насилию; на унижение национального достоинства.

       Чем опасен экстремизм?  (опора на знания старшеклассников)

Задание 3. 1. Прочитайте текст, делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «– » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.  2. Заполните таблицу «Инсерт».

Ущерб, наносимый от экстремистской деятельности

1. Отток денежных средств у населения.

2. Промывание мозгов и программирование людей.

3. Разжигание религиозных распрей.

4. Разжигание межнациональных распрей.

5. Нарушение и ограничение Конституционных прав.

6. Нарушение стабильности социально экономического развития.

7. Повышение процента суицида.

8. Повышение процента психиатрических заболеваний.

9. Разрушение культурно – исторических ценностей.

10. Регресс общества.

11. Вмешательство в общеобразовательную систему.

12. Вмешательство в государственное и местное самоуправление.

13. Распространение наркотических веществ.

14. Завладение имуществом граждан.

15. Погибшие или получившие ранения и увечья в результате экстремистской деятельности.

16. Постоянно увеличивается материальный ущерб от экстремистской деятельности.

17. Мировой общественности книгами, кино- и видеофильмами зачастую прививается культура насилия, а иногда

 даже осуществляется пропаганда экстремистов, их действий и методов.

18. Зарождение и развитие безнравственных взглядов.

  1. Рефлексия.

1.Составление «Ментальной карты» по теме урока.

2.Самооценка

Домашнее задание. Приготовить сообщения по теме «Молодежный экстремизм»

Самоанализ урока

Тема урока. Что такое экстремизм?

Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой:

          Образовательная: сформировать понятие «экстремизм»;

          Развивающая: формированию навыки смыслового чтения и самостоятельной работы посредством технологии развития критического мышления;  

          Воспитательная: воспитывать непримиримость к насилию.

Вид урока: открытие нового знания

Урок построен в соответствии с требованиями технологии развития критического мышления. Заявленная структура занятия рациональна для достижения основных целей урока. В ней выделяется 3 этапа, которые логически взаимосвязаны между собой и являются способами достижения заданной на урок цели.

1.Вызов

2.Осмысление

3.Рефлексия

 Задачи «вызова»: актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом; побудить познавательный интерес к изучаемому материалу; помочь самостоятельно определять направление в изучении темы.

Задачи «осмысления»: создать условия для активного восприятия изучаемого материала; соотнести имеющиеся знания с новыми. 

Задачи «рефлексии»: осуществить творческую переработку, интерпретацию изученной информации

Была организована работа по развитию критического мышления учащихся:

  1.  «Ключевые слова».
  2. Составление денотатного графа
  3. Инсерт
  4. Самооценка

Задания подбирались в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их подготовки.

Для данного урока были выбраны следующие формы организации работы: коллективная, групповая (в парах) работа, индивидуальная

 Средства обучения: раздаточный материал, компьютер, презентация

    Психологическая атмосфера на уроке: доброжелательная, обучающиеся работали в силу своих возможностей.

  Урок построен с учетом межпредметных связей: ОБЖ, обществознание.

    На уроке выполнялся гигиенический режим

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое экстремизм"

«Что такое экстремизм?»    Классный час для 9-11 классов разработан по учебному модулю «Граждановедение»   Задачи: Образовательные:выяснить причины возникновения экстремизма и тер...

"Что такое экстремизм?"

Презентация к классному часу " Что такое экстремизм" для 8 класса....

Классный час «ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

Классный час на тему:«ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»...

Классный час : "Что такое экстремизм"

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, ...

Беседа: «Что такое экстремизм?»

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1.Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о гло...

Классный час: Что такое экстремизм

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гиб...

Открытая беседа: "Что такое - экстремизм!"

Беседа 8-9 классыПрофилактика экстремизма в молодежной среде Что такое - экстремизм!!! Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.З...