Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.
учебно-методический материал на тему

Пропустова Надежда Валерьевна

Статья содержит основную теоретическую информацию по  вопросу:проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Лев Николаевич Толстой.

    В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбирая материал, планируя уроки, педагог старается учитывать особенности каждого ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

    Главная задача школы – не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», – говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету педагоги создают элементы новизны на уроке; используют различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяют ИКТ; подбирают содержание дидактического материала; применяют элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности.

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Дети учатся мыслить и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.

     Метод проектов большей частью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Цель проектного обучения с точки зрения учителя:

дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы;

задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;

их целенаправленная деятельность;

форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;

результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Современная классификация учебных проектов.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету нужно использовать различные средства обучения, подбирать содержание дидактического материала, применять элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуются требования ФГОС к современному уроку. При использовании игры на уроке ставятся следующие задачи:

1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;

2) формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки;

3) научить школьников:

– целеполаганию и планированию деятельности;

– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

– самоанализу и рефлексии.

Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:

-игра является средством повышения интереса к предмету;

-является средством обучения (решает дидактические задачи);

-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении:

– Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:

– Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;

– Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

Существует несколько классификаций игр:

По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру – элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.

По особенностям содержания и форм проведения выделяют:

– ролевые (игры-импровизации, деловые игры);

– сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник);

– имитационные;

– игры-драматизации;

– настольные игры (лото, домино);

– игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы, метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы);

– предметные.

По количеству участников игры – парные, групповые, общеклассные.

По доминирующему признаку – развивающие: восприятие, мышление, познавательные интересы, внимание.

Классификация игр Л. Петрановской, в которой игры объединены в группы в соответствии с общей методической целью – развитием определенной грани способностей.

1) учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

2) комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака (слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас (гибриды);

3) аналитические – игры, развивающие аналитическое мышление, помогают приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и развитие, причину и следствие (классификация);

4) ассоциативные – обращаются к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намёка (сравнения);

5) контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивают способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);

6) языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);

7) творческие задания – задания на сочинительство с соблюдением некоторых условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании средств языка, а также способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу (сериал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках  физики"...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

       Показателями результативности, позволяющих оценить внеучебную деятельность по предмету являются: увеличение числа участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение кол...

Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС

Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Эффективность освоения обучающимися образовательных программ доказывается 100% успеваемостью и высоким качеством обучения от 95% до 100%  Стабильно высокие результаты успеваемости обусловлены диф...