ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка на тему

Скотникова Лилия Андреевна

Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komplektovanie_i_sohrannost_kontingenta.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г.Плавска»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Отмечая роль и место в воспитании и развитии подрастающего поколения, при комплектовании групп обучающихся следует учитывать её особенности:

■        Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.

■        Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей. Для обучающихся создаются индивидуальные образовательные маршруты.

■        Личностная ориентация образовательного процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка его отношения к миру, людям, самому себе.

■        Многофункциональность: МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ» предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях в образовании (естественнонаучной, эколого-биологической) работе в социуме.

■        Полиструктурность: ориентируясь на социальный заказ, ДЭЦ имеет гибкие структуры: от одногодичных объединений до четырехлетних общеразвивающих программ.

■        Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образует сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.

■        Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в ДЭЦ направлена на реализацию главных функций - социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.

■        Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.

■        Интеграция с другими учреждениями - образования, культуры, производства, а также с семьей.

Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся состоит из следующих этапов: особое место в организации деятельности ДЭЦ занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование объединения и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий —  организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Организация рекламы объединения

Реклама учреждения  дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы:

1.        Наглядная реклама:

■        информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;

■        рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях, на подъездах жилых зданий и т.д.);

■        рекламная        листовка (распространяется в        образовательных

учреждениях микрорайона, а также через почтовые ящики жилых зданий);

■        рекламная выставка работ обучающихся объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования или передвижной вариант);

2.        Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:

—        полное название учреждения дополнительного образования;

—        название объединения;

—        правила приема в объединение (возраст детей, уровень подготовки);

—        точный адрес и проезд;

—        телефон для справок;

—        дни и часы записи и консультаций;

—        на какой основе — платной или бесплатной проводятся занятия.

Массовая запись в объединения

Массовая запись в объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

—        массовую агитацию обучающихся в образовательных учреждениях;

—        развешивание афиш;

—        организацию и проведение Дня открытых дверей учреждения дополнительного образования.

День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:

■        массовая запись в объединения;

■        встреча и консультации с педагогом (педагогами);

■        реклама деятельности объединения;

■        организация выставок работ обучающихся объединений;

■        организационное собрание объединения;

■        дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы

Следующим шагом в организации деятельности объединения является проведение организационного собрания  объединения - первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.

На этом собрании в доступной для обучающихся и родителей форме необходимо познакомить:

■        с общим содержанием ообщеразвивающей программы;

■        с перспективами на текущий учебный год;

■        с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;

■        с правилами поведения в учреждении и объединении;

■        с требованиями к форме одежды;

■        сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшая презентация обучающихся и педагога.

На организационном собрании нужно попросить обучающихся или родителей заполнить заявления, договор учреждения с родителями, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в объединение.

Следующий важный этап организации деятельности объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий.

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

—по возрасту;

—по уровню подготовки в данном виде деятельности;

Количество обучающихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:

■        с уставом учреждения дополнительного образования;

■        санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;

■        региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования;

■        общеразвивающей программой объединения.

По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с общеразвивающей программой  объединения являются основанием для открытия объединения и определения педагогической нагрузки педагога - списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно¬воспитательных задач:

1)        создать у обучающихся положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2)        познакомить ребят с общеразвивающей программой, правилами работы в объединении и перспективами личностного развития;

5)        выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

6)        получить необходимую информацию друг о друге;

7)        вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе»,«Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

—дети знакомы друг с другом,

—педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное объединение.

Второй этап занятия — рассказ педагога об объединении. В такой рассказ необходимо включить:

■        разъяснение обучающимся целей и задач объединения, содержания его общеразвивающей программы;

■        описание содержания и результатов первого года занятий;

■        объяснение основных этапов овладения мастерством;

■        рассказ о достижениях объединения в целом и его отдельных воспитанников;

■        рассказ о традициях объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

■    выставка детских творческих работ;

■      стенгазета или рукописный журнал;        

■        альбом-летопись объединения;

■        фотографии, слайды и видеофильмы;

■        награды объединения и его обучающихся;

■        выставка книг и периодической печати;

■        информационный стенд.

Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

■        тесты или тестовые задания;

■        конкурсы и соревнования;

■        познавательные игры;

■        выполнение практической работы или творческого задания.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

■        обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

■        самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов объединения;

■        обсуждения правил поведения в учреждении и объединении дополнительного образования;

■        выбор актива;

■        распределение разовых и постоянных поручений;

■        формирование системы передачи информации.

Результатом этого этапа занятия является:

—        создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в объединении;

—понимание детьми взаимной ответственности;

—включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

—начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы....

Работа педагога дополнительного образования по вопросам комплектования групп и сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования является, пожалуй, одной из самых важных задач педагогической деятельности.

В настоящее время наполняемость групп, численность обучающихся в объединениях ДЭЦ зависят от многих объективных и субъективных факторов: от соответствия вида деятельности педагога социальному заказу, муниципальному заданию, востребованности педагога и его вида деятельности, от гибкости и мобильности педагога, его умения оперативно откорректировать учебную программу, план, от его умения и желания заинтересовать своим видом деятельности детскую и взрослую аудитории.

Работа педагога по комплектованию групп объединений и сохранности контингента делится на шесть составляющих: собственная деятельность педагога, детское творчество, работа детского актива объединения, работа родителей, управленческие решения администрации.

1. Собственная деятельность педагога

2. Организация деятельности актива объединения

3. Деятельность родительского актива

4. Комплектование групп, сохранность контингента обучающихся.

5. Совместная деятельность педагога и администрации,

управленческие решения администрации.

I.Собственная деятельность педагога ДЭЦ по комплектованию групп и сохранности контингента обучающихся.

1.        Ознакомление с социальным заказом и муниципальным заданием на текущий год.

2.        Корректировка общеразвивающей программы, её актуальности и новизны, учебных и воспитательных планов с целью повышения востребованности педагога и направления деятельности объединения, удовлетворения социального заказа, выполнения муниципального задания.

3.        Создание комфортных условий для приема обучающихся (кабинет, необходимые материалы и инструменты, наглядность и т. д.)

4.        Совместно с педагогом - организатором разработка сценария проведения «Дня открытых дверей», сценариев воспитательных мероприятий в объединении.

■        Посещение кл. часов, родительских собраний.

■        Участие в общестанционных мероприятиях по набору обучающихся (выставки, родительские собрания)

■        Проведение открытых мероприятий и занятий с приглашением родителей обучающихся.

5.        Организация деятельности педагога и родительского актива для работы по пропаганде деятельности своего объединения по месту жительства, месту работы, в СМИ.

6.        Мониторинговые исследования деятельности объединения (сбор информации по составу семьи, места работы, анкетирование детей и др.)

7.        Создание стратегии морального и материального стимулирования родительского и детского активов.

8.        Педагог мотивирует воспитанников на проведение рекламы деятельности объединения самими воспитанниками в классе, в школе, во дворе.

9.        Тематические выставки в объединении по прохождении темы с демонстрацией каждым воспитанником своих достижений в данной теме, организация творческой защиты работ.

10.        Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися, создание ситуации успеха.

11.        Систематические выставки по плану воспитательной работы общеобразовательного учреждения, где базируется объединение (взаимодействие с зам. директора по ВР).

12.        Создание доброжелательной обстановки на занятиях и массовых мероприятиях.

13.        Привлечение детей через организацию и участие в выставках, проведение открытых мероприятий, демонстрацию успехов и достижений воспитанников на сайте учреждения, через печатные издания, СМИ.

14.        Педагог разрабатывает и применяет систему поощрения за хорошие достижения воспитанников в учебной и воспитательной деятельности: хваленки, благодарственные письма, грамоты, почётные грамоты.

II.        Посредством организации деятельности актива объединения.

1.        Организация деятельности актива объединения, путём выявления лидеров для эффективной деятельности по проведению мероприятий в объединении, сплочения обучающихся, стимулирования наиболее активных членов коллектива.

III.        Посредством вовлечения и стимулирования родителей.

Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательному и воспитательному пространству их детей.

■        Ознакомление родителей с историей, достижениями обучающихся, с Уставом и правилами поведения;

■        Знакомство с планом воспитательной работы, с администрацией и педагогическим коллективом;

■        Изучение содержания и методики организации образовательного процесса, перспектив развития коллектива;

■        Создание условий для        принятия совместных решений по организации мероприятий и участию в них родителей;

■        Совместное посещение        театров, музеев, экскурсии, походы, поездки и т. д.;

■        Экскурсии родителей в ДЭЦ, позволяющие оценить изменения в учреждении, понять проблемы, в решении которых требуется их участие.

1.        Проведение собраний,        консультаций для родителей с использованием активных форм совместной работы детей и родителей.

2.        Разъяснение родителям значимости занятий по общеразвивающей программе - в плане развития знаний, навыков детей, занятости, профессионального самоопределения и т.д.

3.        Привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу.

4.        Поощрение наиболее активных родителей:        вручение благодарственных писем во время проведения торжественных мероприятий, собраний по итогам учебного года, устная благодарность и т.д.

5.        Мотивация родителей, лично каждого:

■        деятельностью учреждения в целом, развитие творческих способностей детей;

■        о мотивационном стимулировании образовательного потенциала воспитанника, выдвижении кандидатур воспитанников для участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, на получение стипендий и премий.

Коррекционная работа

1.        Индивидуальная работа с семьями, в которых воспитываются одаренные дети (демонстрировать родителям достижения воспитанников объединения и конкретно сына или дочери).

2.        Поддержка семей «группы риска», где ребенка воспитывает один из родителей или бабушки и дедушки.

3.        Психолого - педагогическая помощь и поддержка в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.

IV.        Совместная деятельность педагога и администрации по комплектованию групп объединений и сохранности контингента обучающихся.

1.        Разработка плана совместных действий педагога и администрации по набору и сохранности контингента обучающихся.

■        посещение администрацией классных часов в образовательных учреждениях, родительских собраний с целью важности занятий творчеством детьми и значимости дополнительного образования;

■        работа администрации с инспектором по делам несовершеннолетних и с участковым инспектором по привлечению детей с девиантным поведением, состоящими на учёте в ОДН;

■        подготовка и проведение мероприятий (выставки, родительские собрания, проведение открытых мероприятий и занятий с приглашением родителей обучающихся).

2.        Работа с СМИ:

■        реклама в СМИ о проведении районных мероприятий;

■        информация, печатные статьи, размещение в сети интернет о деятельности ДЭЦ, достижениях воспитанников, педагогов;

■        приглашение представителей СМИ на районные мероприятия.

3.        Методическое сопровождение по вопросам комплектования и сохранности контингента обучающихся:

■        оказание консультативной помощи педагогам в разработке общеразвивающих программ и методических материалов;

■        создание и пополнение банка нормативных и методических документов, обеспечивающих образовательный процесс;

■        методическая разработка сценария проведения «Дня открытых дверей», сценариев воспитательных мероприятий в объединении;

■        изучение и обобщение положительного опыта педагогов по комплектованию своего объединения и сохранности контингента обучающихся.