Педагогическое эссе "Миссия педагога"
материал на тему

Педагогическое эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_esse.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе  "Миссия педагога"

Пестерева Наталья Михайловна,

учитель физики и информатики

МКОУ «СОШ №2» г. Щучье

На современном этапе школа – важнейший элемент формирования и социализации гражданина любого общества. Какой же должна стать школа и в чем заключаться  миссия педагога?

Миссия (от лат. missio — отправление, посылка). Если говорить о миссии человека  — предназначение, центральный и высший смысл жизни человека.  В толковом словаре  Ожегова  миссия - ответственное задание, роль, поручение (книжн.).  Значит, в современном обществе педагог должен выполнять определенную роль. В чем же она заключается?

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом.  Педагог – производное от греческих слов "пейда " – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

 О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста. Изучая историю Древнего мира, мы видим, что уже в древнейших и древних наиболее развитых цивилизациях: Китае, Индии, Египте, Греции – возникла необходимость обобщения опыта воспитания и обучения на этапе, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Профессия учителя, на мой взгляд,  всегда была востребованной. И каждый раз, на новом этапе развития человеческого общества, время предъявляет все больше требований к педагогу. Российская школа нуждается в талантливых, открытых всему новому преподавателях.  

Забота о подрастающем поколении всегда занимает ведущее место в политике любого государства. Но, к сожалению, рост социальной агрессии, наркотизация общества, нестабильность семьи, родительская некомпетентность зачастую становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Государство, как основной гарант защиты прав ребенка, пытается адекватно отвечать на постоянно меняющееся положение в обществе посредством проведения реформ в различных областях жизни. Но часто оно не может защитить интересы конкретного ребенка, оказавшего в трудной жизненной ситуации. Организуя свою работу, педагог направляет усилия на создание здорового, благополучного микроклимата в детском коллективе, педагогическое мастерство помогает ученику преодолевать трудности.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения. Педагог –  мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.

Перед учителем всегда встает вопрос: Как учить, какие методы и технологии выбрать? Необходимо не только научить, а помочь ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания.

Сегодня на смену культу успеваемости и дисциплины приходит ориентация на личность с её притязаниями на своё место в новом мире. На своих уроках я использую проблемное обучение, игровую технологию, которая позволяет повысить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку. Игры использую  и в старших классах. В этом и прелесть игры – она не теряет своего очарования для людей разных возрастов. Еще важнейшим  методом обучения на высоком уровне, с моей точки зрения,  является проектная технология, которая дает ученикам свободу творчества и самовыражения, опираясь, тем не менее, на освоенный учебный материал. В-третьих, это технология обучения в сотрудничестве, в команде, в паре, которая имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Также я использую на уроке элементы технологии развивающего обучения, когда новое знание не вводится в готовом виде, а учитель создаёт ситуацию поиска способа решения, где каждая высказанная учеником гипотеза (неважно, верная или нет) рассматривается как важный шаг на пути к результату.

Мы живем в век цифровых технологий. Наше общество развивается с огромной скоростью. Если  в 2000 году  не каждый умел работать на компьютере, да и компьютеры были редкостью, то сейчас трудно представить нашу жизнь без компьютера,  Интернета,  сотовых телефонов.  Меняется  рынок труда, появляются новые профессии, о которых ранее мы не знали. Что же ждет наших первоклассников через десять лет, когда они окончат школу ? Кем они будут?

Трудно ответить на этот вопрос. Но знаю точно, нашим ученикам должно быть комфортно в высокотехнологичном  мире. Если продолжать учить детей так, как мы учили их вчера, мы лишаем их будущего.

Использование информационных технологий – это еще один неотъемлемый аспект деятельности современного педагога. ИКТ существенно повышают профессиональные возможности учителя, расширяют границы его педагогической культуры, позволяют быть «на одной волне» с учениками. Я широко использую ресурсы интернета, подбираю нужную для урока цифровую информацию: видео- и аудио- материалы, упражнения и презентации.

Разнообразие педагогических технологий, умение выбрать наиболее подходящие приемы и техники на каждом этапе обучения и воспитания являются важной составляющей мастерства педагога.

Педагог должен подвести ребенка к осознанию того, что он сам - кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться. Педагог в моем понимании - это не столько тот, кто преподает физику или информатику, сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. В своей педагогической деятельности считаю самым важным – это научить детей верить в себя! Это можно объяснить словами древнегреческого философа Сократа, который сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя педагогическая миссия – выявить и развить способности каждого ученика, помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является не только вера в себя, вера в свои возможности, но и вера моих учеников, в мои знания. Необходимо быть полезным, нужным обществу, моим ученикам. В этом во всём и заключается миссия педагога.

Своё эссе хочется закончить следующими словами: "Всякое знание остается мертвым, если у детей не развивается инициатива и самостоятельность, стремление к науке: обучающегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению".

Умов Николай Алексеевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта педагога

Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...

Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога

Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога...

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...