Ненормативная лексика в молодежной среде.
материал на тему

Мясоутова Елена Ивановна

Знакомство ребят со способами борьбы с ненормативной лексикой.Оказание ее на личность человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nenormativnaya_leksika_v_molodezhnoy_srede.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема «Ненормативная лексика в молодежной среде».

Цель мероприятия:

сформировать негативное отношение к ненормативной лексике.

       Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием "ненормативная лексика" и основными требованиями к культуре речи;
  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
  • формировать культуру речевого общения.

 

    О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду.

- Как вы думаете, почему человек употребляет нецензурные слова?

Ответы ребят, дополнение учителя:

Психологи объясняют происхождение мата просто - у людей не хватает слов для выражения эмоций, использование мата свидетельствует о недостаточном словарном запасе человека, его интеллектуальной неразвитости.

                                                       Что такое сквернословие?

Толковые словари дают следующие определения:

Словарь Ожегова: «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами».

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

                                                 Что такое ненормативная лексика?

Брань — это оскорбительные, ругательные слова. Ненормативная  лексика —  это грубейшие вульгарные выражения,  часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную ситуацию, слова, действия. Одной из разновидностей ненормативной лексики в русском языке является русский мат.

                                                               Мат

В настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества. В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина, Маяковского и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.

                                                                   Сленг и жаргон.

В сегодняшней речи человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать: «караул!» Вот несколько правил современного культурного человека, сформулированных на современном языке:    Не наезжай!  Не грузи!  Не гони!  Не тормози!

Понятно должно быть всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.

СЛЕНГ – слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

      Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными (14-25 лет), но и социальными, временным и пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи. У каждого поколения, как отмечают ученые, свой язык.

Как и любой другой язык, сленг эволюционирует.

Жаргонная лексика — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон — это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т. д.

Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодёжный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и спортсменов, жаргон торговцев, жаргон уголовников и т. д. Так, к молодёжному жаргону относятся слова: ботаник — отличник, усердный ученик; клёвый, классный — высшая степень положительной оценки; крутой, круто — выше всяких похвал, напрягать — утомлять, докучать и т. п.

Сленг – это общий жаргон.

Иными словами, на сленге могут общаться (или сленг могут использовать) люди разных профессий, разного социального положения, возраста, образования и т.д. Жаргон как вариант национального языка всегда имеет ограничение с точки зрения его носителей. Так, носителей молодёжного жаргона «объединяет» возраст; носителей жаргона программистов – профессия.

Происхождение русской обсценной лексики.

Хочется кому-то или нет, но бранные слова являются неотъемлемой частью нашего языка и жизни. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не ввернул крепкое словцо. Ругательства — это палка о двух концах. Ими можно оскорбить и рассмешить, спровоцировать конфликт и, напротив, получить психологическую разрядку. Большинство из ныне употребляемых ругательств произошли от слов, которые изначально имели совершенно невинные значения.

 Версий появления славянского мата достаточно много, какая из них верна? Этого никто толком не знает. Начнем, пожалуй, с наименее вероятной:

  1. Мат на земли русские занесли татаро-монгольские орды (версия маловероятна: из летописей известно, что матерились в России и до ордынского ига).

Действительно ли мат принесли на Русь монголы? В чем именно проявлялось монголо-татарское иго? А в том, что, покорив Русь, монголы провели перепись населения, наложили на него определенную дань и отбыли обратно в свои улусы. При такой постановке «ига» монголы никакого влияния на русскую культуру и русский язык оказать не могли! На это обратил наше внимание еще Лев Гумилев: «Так как монголы нигде не оставляли гарнизонов, то... после ухода монгольского войска жители возвращались домой, и все шло по-старому».

  1. Русские матерные слова когда-то имели 2 разных значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное.
  2. Мат был и остается неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих у разных народностей и в разных языках.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

        Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин  отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

         Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Функции употребления ненормативной лексики.

Специалисты называют различные функции употребления ненормативной лексики в речи:

  • повышение эмоциональности речи;
  • разрядка психологического напряжения;
  • оскорбление, унижение адресата речи;
  • демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  • как средство вербальной агрессии;
  • как междометие;
  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

Исследователи классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  • наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:

глупый, непонятливый человек; подлый, низкий человек; ничтожный человек, ничтожество; проститутка, продажная женщина;

  • наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова»;
  • наименования процесса совершения полового акта;
  • наименования физиологических функций (отправлений);
  • наименования «результатов» физиологических отправлений.

Указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Национальное своеобразие русского языка состоит не в самом наборе лексики, а в её частотном распределении.

Ненормативная лексика и общество.

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью. Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование ненормативной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля над печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ.

В 1 июля 2014г вступил в силу резонансный закон, который запрещает использовать ненормативную лексику в кинофильмах, театральных постановках, на концертах, в литературе и музыке.

Если автор не сможет удержать себя в новых рамках, то его произведения должны продаваться с наклейкой или маркером "содержит нецензурную брань".

А фильмам, где используются матерные слова, не будут выдавать прокатные удостоверения. Тем, кто не соблюдает закон, грозят штрафы: от 2 до 2,5 тысяч рублей для граждан и до 50 тысяч рублей для юридических лиц.

Что говорит наука о том, как ругань влияет на нас?

Матерная брань – это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Поведение его  зачастую может стать бесноватым.

  1. Матерщина – вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
  2. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.
  3. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки.
  4. Мат оскверняет человека, убивает его душу
  5. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе  слово.Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

     Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается. 

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

     Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

                                     Ответственность за нецензурную брань.

      Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.                

                         Упражнение “Дерево добра. Святая сила слова”.

Классный руководитель предлагает посадить “Дерево добра”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить его добрыми словами.Учащиеся все вместе изображают дерево, у которого корень – это сила слова, а листва  - это непосредственно слова, несущие добро, взаимопонимание, уважение, вежливое отношение. Студенты должны нарисовать дерево, и каждый из них пишет на нем доброе слово, которое он хотел бы сказать товарищу. Эти слова и образуют крону дерева.

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

- Выскажите своё мнение в отношении фразы: «Бороться с матом бесполезно».

- Ответьте на вопрос: над чем задумались вы в ходе сегодняшнего занятия?

Подведём итог нашей с вами встречи стихотворением Татьяны Светлицкой «Говорите слова» и просмотром 235 серии ералаша под названием «Ненормативная лексика».

Говорите слова, говорите

Говорите красивые слова,

Говорите добрые слова,
И чтобы не кружилась голова,
А было так тепло и радостно
И в будний день, и в праздники
Слово ранит, и слово лечит
Давайте мир увековечим
От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются и, если есть,
Морщинки расправляются
И каждая бабушка опять молодица
Ей чудо-слова помогли возродиться
Добрые слова говорить, комплименты -
Давайте в норму возведем
Зачем нам редкие моменты?
Без красивых слов любви не бывает
Любовь - основа основ
Пусть будет явью, а не сном
Говорите слова, говорите...     Татьяна Светлицкая

 

Ненормативная

      лексика в

   молодежной

         среде.

                                   

                                                                           Подготовили: Мясоутова Е. И.

                                                                                                                Фирсова Т. Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Ненормативная лексика"

Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о ненормативной лексике....

Чем опасна ненормативная лексика.

Классный час .Цели: 1.Предупредить употребление в речи детей бранных слов, хулы,       ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека,воду....

Чем опасна ненормативная лексик

Презентация к классному часу "Чем опасна ненормативная лексика"...

Проект на тему:«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»

Проект, ставший победителем многих конкурсов различного уровня. Уникален тем, что очень прост в реализации, не требует материальных вложений, интересен для детей и даёт хороший результат....

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Ненормативная лексика

Воспитательский час " Ненормативная лексика"....

презентация"Ненормативная лексика в подростковой среде"

Помощь классному руководителю в проведении классного часа " Ненормативная лексика в подростковой среде"...