Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир танцев народа мари"
методическая разработка на тему

Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир танцев народа мари"для детей 7-9 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Районный конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско -краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися.

Номинация: информационно методические и дидактические материалы

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Путешествие в мир танцев народа мари»

Выполнила:

Александрова Яна Николаевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД

«Центр детского творчества»

п. Килемары

2017 г.

Введение

     Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Мари, как один из этих народов, чья история уходит в глубокую древность, прошёл суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря

Ни на какие трудности, он сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру. Танцы народа мари в литературных источниках встречаются не часто. Объясняется это тем, что почти все исследователи, особенно дореволюционные, в первую очередь стремились описать религиозно- культовые обряды, происходившие в священных рощах и связанные с жертвоприношением. О танцах и танцевальных играх упоминали как о каком- то малозначащем добавлении к молельным ритуалам, хотя они поражали путешественников и исследователей своей яркостью и оригинальностью. Такое отношение к марийскому танцевальному искусству является совершенно не заслуженным, так как танцы народа мари очень интересны и самобытны. Изучение марийского народного творчества имеет первостепенное значение для хореографа, будь он практик или теоретик. Танцы народа мари были одним из компонентов многочисленных обрядов и праздников, которые устраивались в течение всего года. Весной, когда начинало ярко светить солнце, и пробуждалась природа, марийские девушки выносили холсты, натканные за зиму, и расстилали их на снегу, чтобы стали они еще чище еще белее. А как только исчезал снег, и появлялась весенняя травка, выбеленные холсты обколачивались на специально устроенном приспособлении, которое состояло из обтесанного бревна, привешенного на двух веревках к жерди, положенной на стойки. Бревно для обколачивания холста, как правило, выбирали еловое, дающее звонкий звук. Вот на этом бревне девушки специальными колотушками и обколачивали холсты. Девушки не просто колотили по холсту, но и соревновались в умении выбивать сложнейшие ритмы. Заслышав знакомую музыку, юноши приходили к работающим девушкам. Начинались игры и танцы. Это можно считать началом годового цикла игр, обрядов и праздников, многие из которых сопровождались танцами. Народ мари подразделяется на 3 этнические группы, имеющие характерные особенности, отличая как в языке, укладе жизни, традициях, так и в хореографии. Однозначно то, что сегодня в марийской народной хореографии есть «разрыв» между этническими подгруппами, то есть лугомарийский, горномарийский и восточномарийский танцы имеют явные различия в исполнительской манере, лексике и в композиции.

Цель занятия: познакомить детей с некоторыми марийскими народными танцами, с их особенностями

Задачи:

1) ознакомить  детей с танцами народа мари

2) способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимательности;

3) подводить к выразительному исполнению танцев

4) приобщать детей к марийской культуре своего народа

5) вызвать радостное эмоциональное состояние через танец

6) Учить передавать настроение, характер музыки пластикой тела, создавая яркий танцевальный образ;

Репертуар:

1)«Старинный марийский танец» - CD «Марийские плясовые мелодии»;

2)«Танец восточных мари» - CD «Марийские плясовые мелодии»;

3)«Танец горных мари» - СD «Ансамбль «Пеледыш»;

4)«Тывырдык» - DVD « Ансамбль «Марий памаш»;

5)«На волжском берегу» - CD «Марийские плясовые мелодии».

  Персонажи: Ведущий, девушка Айвика  

                     

Оборудование:

1)Проектор

2)Экран

3)Карта республики Марий Эл

                                                   Ход занятия

Дети, одетые в разные национальные костюмы народа мари,  заходят в зал (звучит марийская народная музыка «На волжском берегу») и садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в интересное путешествие. Путешествие в мир танцев народа мари. 

Видеоролик о природе нашего края. На фоне видеоролика ведущий говорит:

 Среди дремучих лесов и красивых озер начиналась история марийского народа. Много легенд, песен и танцев сложил народ мари. Особенно красив старинный марийский танец.

Видеоролик с отрывком танца «Тывырдык»

Ведущий: Ребята, вы сейчас посмотрели старинный марийский танец. А вы заметили, какие у артистов костюмы?

Дети: Да!

Ведущий: Что это за костюмы?

Дети: Старинный марийский костюм.

Ведущий: Правильно. Я  сегодня одета в старинный марийский костюм. Посмотрите ребята, на экран. Вы видите девушку в национальном костюме. Назовите элементы этого костюма.

Дети: Платье, передник, платок, лапти.

Ведущий: Правильно, ребята. Мы сегодня с вами познакомимся  с ними поближе и узнаем, как они называются на марийском языке.

Ведущий: Посмотрите на экран. Традиционный женский марийский костюм состоит из рубахи, кафтана, передника, головного убора и обуви из лыка с шерстяными онучами. На голове у девушки остроконечный головной убор – «шымакш». Поверх «шымакша» завязывали платок – «шовыч». Женская рубаха – «тувыр». Поверх платья надевали передник – «ончылшовыч». Также поверх платья надевали кафтан – «шовыр». Все эти элементы одежды украшены орнаментной вышивкой. На ногах у девушки  лапти – «йыдал» в сочетании с онучами – «вургыштыр». Вот мы рассмотрели старинный марийский костюм и узнали, как они называются по-марийски. Давайте мы с вами повторим эти слова. Я вам буду показывать на экране, а вы называть их марийские названия.

Дети: «Шымакш», «шовыч», «тувыр», «ончылшовыч», «шовыр», «йыдал», «вургыштыр»

Ведущий: Молодцы, ребята! А вы умеете танцевать старинный марийский танец?

Дети: Да!

  Дети исполняют Старинный марийский танец «Пеледыш аршаш»

Ведущий: Ребята, посмотрите на карту (показывает на карту). Это карта нашей республики – Республики Марий Эл. По нашей республике протекает много рек. Какие  реки вы знаете?

Дети: Кокшага, Волга, Илеть.

Ведущий: А какая река самая большая? Вы знаете?

Дети: Нет!

Ведущий: Самая большая река – Волга. На одном гористом берегу Волги (показывает на карте) жили марийцы, которые называли себя горными, а на другом, где ровные, просторные луга (показывает на карте),- жили марийцы, которые называли себя луговыми. И по сей день живут луговые и горные мари со своими обычаями, языком, песнями и танцами. Старинный марийский танец, который вы станцевали – это танец луговых мари.

Звучит горномарийская народная песня «Сола вуйыштет».

Напевая песню, в зал заходит Айвика

Айвика: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте!

Айвика: Меня зовут Айвика. Я пришла к вам в гости. Я живу на горном берегу Волги. Ведущий: Посмотрите ребята, и сравните мой костюм и костюм Айвики. Чем же они отличаются?

Дети: У Айвики на голове только платок.

Айвика: Правильно, ребята.

Ведущий: Что еще вы заметили, ребята?

Дети: Передник Айвики длинный.

Ведущий: Верно. У горных мари передник с грудкой и украшен цветными ленточками.

Дети: А еще у Айвики на платье много складок.

Айвика: Правильно. Складки не только на платье, но и на переднике.

Ведущий: Какой интересный костюм. Правда, ребята?

Дети: Да!

Айвика: А вы умеете танцевать танец горных мари?

Дети: Да!

Ведущий: Конечно, Айвика. Наши дети знакомы с танцем горных мари. Садись  на стульчик и посмотри, как они танцуют.

Звучит музыка. На сцену с двух сторон выбегают юноши и девушки, образуют круг , затем становятся в пары , хлопают в ладоши кружатся. Распорядитель свистит в свисток , затем громко объявляет: «Шортны капкала» («Золотые ворота»). Юноши бегут в сторону, девушки в другую, образуют полукруг. В центре распорядитель. Крайний юноша и крайняя девушка, каждый в своей группе, закручивают спирали , проходят под воротами у распорядителя и разводят танцующих на две линии. Юноши бегут к девушкам , девушки к юношам, быстро кружатся, меняются местами.

Айвика: Молодцы, ребята. Мне очень понравился ваш танец.

Ведущий: Ребята, мы с вами узнали о луговых и горных мари, познакомились с элементами  костюмов, посмотрели их танцы. А про какую группу мари мы забыли? Знаете?

Дети: Нет!

Айвика: А я знаю! Это восточные мари.

Ведущий: Правильно, Айвика. Может, ты расскажешь ребятам о восточных мари?

Айвика: Ребята, восточные мари – это народ мари, который в далекие времена ушел жить на восток, за реку Каму. Сейчас они проживают в Башкирии, Татарии, Свердловской и Пермской областях.  У них тоже свои обычаи, песни, танцы, костюмы.

Ведущий: Ребята, посмотрите на костюмы Лизы и Даши.

Девочки выходят в центр и показывают свои костюмы.

Ведущий: Чем отличаются эти костюмы от моего костюма и костюма Айвики?

Ведущий: Верно. Костюмы восточных мари очень яркие. Они так же носят платье и передник. Давайте мы покажем Айвике танец восточных мари.

Дети исполняют танец восточных мари.

      Из первой кулисы появляется первая пара. По кругу она быстро проходит и вызывает вторую пару .Вторая пара пробегает под воротами у первой. Первая пара разворачивается, и обе пары проходят до третьей правой кулисы и вызывают третью пару. Третья пара пробегает под воротами. Первая и вторая пары разворачиваются вслед за третьей, быстро проходят и вызывают четвёртую пару. Четвёртая пара пробегает под воротами, остальные пары разворачиваются и вслед за четвёртой парой и вызывают пятую пару. Пятая пара пробегает под воротами .Остальные пары разворачиваются вслед за пятой парой идут по кругу. Сходятся к центру, первая пара остаётся в центре, а остальные расходятся на полукруг. Первая пара исполняет своё соло . Все хлопают им в ладоши и переходят на диагональ. После пробежки по диагонали  вторая  пара выходит на соло. Все хлопают им в ладоши и переходят на  противоположную диагональ. После пробежки по диагонали вторая пара выходит на соло. Все хлопают им в ладоши и переходят на противоположную диагональ. После пробежки третья пара исполняет своё соло. Все хлопают им в ладоши и выходят на линию. Начинаются подныривания, и четвёртая пара выходит на своё соло. Все хлопают в ладоши, затем быстро сходятся к центру , по очереди подныривают друг у друга под руками , и пятая пара выходит на своё соло. Все хлопают в ладоши , затем быстро выстраиваются в линию и дробью стремительно продвигаются. Делают паузу. Неожиданно пары поварачиваются друг к другу лицом , быстро исполняют подныривания и пара за парой уходят в разные стороны.

Айвика: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо танцуете. Мне очень понравилось. Чтобы вы и дальше учились танцевать танцы народа мари, я хочу подарить вам подарок. Это венки из цветов для девочек и «лупш» для мальчиков. А мне пора возвращаться в свои края. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Ведущий: Ребята, вы были очень активными, дружными, внимательными, любознательными. Вы сегодня увидели, какие наряды носили наши предки,  узнали о луговых, горных и восточных мари. Посмотрели их танцы. Но наше маленькое и удивительное путешествие подошло к концу и нам пора прощаться.

Дети под музыку уходят.

Заключение

 Народная  хореография, наряду с другими составляющими духовной культуры народа – одно из бесценных богатств, оставленных нам в наследие десятками и сотнями предшествующих поколений, в котором отразились их несомненный талант, богатейший духовный мир, мудрая философия, напоминание красоты и изящества, скромность и простота высокий уровень этнического самосознания. Эти слагаемые в итоге позволили им создать нечто особое и неповторимое, которое мы называем народным танцем, искусством особого рода и особой ценности. И ради его сохранения и приумножения, его благополучия, усиления его роли в воспитании своего народа, эстетизации его культурной ауры мы должны быть бескорыстными и доброжелательными ценителями этого искусства, верными и преданными его друзьями.


Литература

1.Герасимов О.М. Игровые плясовые песни мари- Йошкаор- Ола 1993

2. Дмитриева Т.В. Школа марийского танца.  – Йошкар – Ола: Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Республиканский центр народного творчества, 2005.- 192 с.

3.Мурашко М.П. Танцы марийского края.- Йошкар –Ола Марийское книжное издательство, 1995- 296 с.

4. Чаботкин А.А. Танцы горных мари. – Йошкар- Ола: Марийское книжное издательство, 1994-. 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Чистота вокруг и сохраненная природа, бесценное наследие народа"

Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мудрость народов" для 7 класса

Концерт-фестиваль  с элементами игровых конкурсных заданий по пословицам народов мира, целью  которого является приобщение  учеников  к ценностям и традициям русской культуры и кул...

Методическая разработка "Примерная программа Основы современного танца: учебно-методическое пособие"

Учебно-методическое пособие содержит теоретико-методический и практический материал по основам современного танца. В пособии отражены особенности осуществления образовательного процесса на начальном э...