Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».
материал на тему

Колганова Ирина Анатольевна

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а так же сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

      Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место социальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения и обучения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».

     Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а так же сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

      Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место социальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения и обучения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Определение, виды агрессии

Агрессивность  целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Агрессивное поведение – поведение, противоречащее и нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Виды агрессии:  

        - агрессия,  направленная на себя (самоповреждения)

- косвенная вербальная агрессия (направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях)

- прямая вербальная агрессия (выражается в словесной форме: угрозы, оскорбления, дразнилки, обзывания)

- косвенная физическая агрессия (направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому)

- прямая физическая  агрессия (прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику, предмету.

Причины агрессивного поведения

Младший школьный возраст:

1. Прямая или косвенная агрессия со стороны родителей в адрес ребенка.

     

2. Подражание агрессивному поведению взрослого.  

   

3. Нарушение достоинства ребенка со стороны взрослых (обвинение, унижение).

4. Эгоцентризм, капризы, фиксация ребенка на себе.

             

5. Неспособность понимать чувства других людей.

6. Страхи, приписывание враждебных намерений окружающим.

               

7. Сниженный уровень самоконтроля, повышенная возбудимость, импульсивность.

8. Нарушения в отношениях со сверстниками.

           

9. Высокий уровень активности, гиперактивность.

10. Склонность к риску.

11. Потребность доминировать над другими людьми.

12. Завышенная самооценка, чрезмерное самомнение.                

13. Сниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе.

14.Обидчивость,  мстительность, злопамятность.          

15. Обостренная потребность во внимании и в признании.

16. Психические нарушения.

Возрастные проявления агрессивного поведения в младшем    школьном возрасте:

 1. Обвинения или угрозы сверстнику. Это могут быть  жалобы («А Вова меня стукнул», «А Петров не слушает»); демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Успокойся, надоел»); агрессивные фантазии («Я тебя догоню и побью», «Чтоб тебя инопланетяне забрали для опытов!»).

2. Оскорбления и вербальные формы унижения другого. (Дразнилки: «Ябеда-корябеда», «Мухин –муха», оскорбления).

3. Материальный ущерб через непосредственные физические действия, разрушение продукта деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей.

4 Непосредственное нападение и нанесение физической боли и унижения: угрозы и запугивания (ребенок показывает кулак другому или пугает его), физическое нападение (драка,  укусы, царапанья, хватание за волосы, подножки, толкание).

Рекомендации родителям детей младшего школьного возраста

1. Важен собственный пример неагрессивного поведения родителей.        Если за агрессивное поведение мы наказываем, бьем и ругаем – мы усиливаем агрессию детей.

2. Предоставляйте детям возможность разрядки негативной энергии.        Активным, склонным к агрессии детям нужно двигаться, и это могут быть спортивные секции, физкультминутки, спортивный уголок  дома; велосипед и возможность двигаться на нем; двигательная активность (гулять, бегать); разрешение в определенном месте делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр.

3. . Предоставляйте детям возможность выразить чувства.        Для этого предложите ребенку  остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил, побить подушку, диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное; в момент раздражения, прежде чем что-то сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти; нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.

4. . Старайтесь понять и поддержать ребенка.        Скажите ребенку о том, что вы его понимаете; в ситуации агрессивной вспышки разделите ответственность за конфликт; скажите ребенку, что вы его по-прежнему любите (принимаете); расскажите о том, что в вашей жизни были подобные ситуации, что чувства ребенка вам знакомы, вы тоже переживали подобное.

5. . Предоставляйте детям возможность получить совет.        Часто дети и  не знают, как можно повести себя в той или иной ситуации. Агрессорам нужен ваш совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.  

Рекомендации педагогам по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста

  • Учить детей контролю негативных эмоций, осознанию своих чувств и потребностей, чувств и потребностей других людей
  • Учить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства без подавления их
  • Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – результат длительного зажима эмоций.
  • Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии.
  • Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас злишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?».
  • Давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей у ребенка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции.
  • Развивать навыки общения со сверстниками через совместные игры.
  • Повышать самооценку ребенка, давать внеурочные поручения, позволяющие ребенку проявить свои способности и т.п.
  • Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка – в центре класса напротив доски.
  • Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

Рекомендации родителям и педагогам

Учитель начальных классов

Колганова Ирина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема агрессивности у детей младшего школьного возраста

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусл...

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

Дквиантное поведение детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по предупреждению девиантного поведения детей младшего школьного возраста....

Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста.

   Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. К...

Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста"

Глава I:Агрессия как предмет исследования.1.1.Понятие и причины агрессии детей младшего школьного возраста.1.2.Современные проблемы взаимоотношение со взрослыми агрессивных детей младшего школьного во...