Конкурсное задание «Методический семинар»
статья на тему

marias123

Конкурсное задание «Методический семинар»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_1.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Соскова Мария Александровна,

 учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением

 отдельных предметов № 30» го Саранск

Представление педагогического опыта

Гражданско-патриотическое воспитание

 на уроках истории и обществознания.

Пояснительная записка

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Россия является правовым государством. Сейчас реализуется и создается множество проектов, формирующих патриотическое воспитание, патриотические ценности. В современной школе раскрываются способности каждого обучающегося, который готов к жизни в конкурентном, высокотехнологичном обществе. Обучение в школе должно проходить так, чтобы выпускники могли сами ставить и достигать цели, справляться с различными жизненными ситуациями.  

Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Цель - патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

Объект  - процесс патриотического воспитания школьников на уроках истории и обществознания. 

Предмет  - сущность, содержание и особенности воспитания патриотических чувств и сознания у учащихся общеобразовательной школы. 

Задачи: 

1.Рассмотреть теоретические основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, рассмотреть историю развития содержания понятий «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание, определить актуальность гражданско-патриотического воспитания в современной России.

2.Определить содержание гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся.

3. Определить направления патриотического воспитания при изучении истории.

4.Рассмотреть организацию патриотического воспитания на уроках истории и обществознания.

5.Определить уровень использования краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию обучающихся.

Методы исследования: анализ государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики; изучение и анализ практических разработок по патриотическому воспитанию школьников. 

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Регулятивные УУДучитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.

Познавательные УУД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе, умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-11 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Гипотеза: в числе важнейших проблем воспитания выделяют вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России в целом.

Основная часть

1.Понятие «патриотизма и гражданственности»

Впервые  в истории слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за  народное  дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям  родины  из  лагеря монархистов.

В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.

В отличие от Западной Европы, где городское самоуправление противостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земское самоуправление выступало против боярской, а затем и дворянской аристократии, но при этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль в укреплении российской государственности.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.

Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные, честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом

Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. Впервые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.

Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Политическая идеология преломляется в их  сознании  под  влиянием  взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием  особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов  и событий.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности  подростков лежат в основе  требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.

Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания – это процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости  к врагам России.

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны, но и истории каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания

Таким образом, следует отметить, что урок истории может и должен воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине, ее культуре и истории, если он актуален и интересен по содержанию, разнообразен по форме, учитывает индивидуальные потребности учащихся. Но вместе с уроком не заканчиваются воспитательная и образовательная функции учителя истории.

2.Сущность, функции и система гражданского воспитания

Функции гражданского воспитания разделяются на три группы: образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция  гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно- гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной  дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной деятельности. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения определять  каждый общественно важный факт, осмысление событий с позиции нового политического мышления.

Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. В патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

1.  Изучение истории семьи ребенка.

2.  Изучение истории родного края.

3.  Изучение истории Отечества.

Задачи патриотического воспитания на уроках истории и обществознания:

  1. расширить мотивацию изучения истории России;
  2. воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
  3. привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и   интересов детей);
  4. создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:

1. воспитать любовь к малой родине, предкам, семье;

2. повысить роль семьи как социума, формирующего личность;

3. использовать невостребованные возможности семьи;

4. с учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы;

5. расширять мотивацию изучения истории Отечества.

Второе направление:

Очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".

Реально переживают обучающиеся чувства привязанности к своей земле, изучая историю своей «малой Родины».

Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание проблемных ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание обучающимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения. С этой целью на уроках истории или обществознания можно использовать проблемные вопросы, по которым у обучающихся возникают различные суждения и мини-дискуссии. 

Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания обучающихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Изучение истории родного края помогает  осмыслить процесс не разрывной связи с историей страны, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

При преподавании истории родного края необходимо создать условия, при которых возможна активная познавательная деятельность обучающихся.

Помогут в этом следующие требования:

  1. отбор личностно значимых объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для обучающихся уровне;
  2. подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).

Изучение героических страниц истории Отечества можно осуществить при изучении отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 6 - 11 классах, также темы патриотизма охватывают уроки обществознания.

Вспомним слова Сухомлинского, который писал: “…Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”.

Третье направление:

Каждый урок – это совместный плод труда учителя и обучающегося. На уроках истории есть все предпосылки для реализации данного требования.

Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для которого дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности  мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.

Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству».

Вне исторической памяти, вне традиции и культуры  нет личности. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.

История одновременно и светлая, прекрасная, жесткая, страшная наука. Она призвана показать жизнь во всем ее многообразии – величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти злобе, предательстве; в поддержке людей друг друга, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами.

На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса. Учителю надо стараться  сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир ученика. Дети могут учиться уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие  к изучаемой проблеме.

Современному поколению, как и любому другому, нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей  иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания необходимо уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая  учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории,  стараться сосредоточить их внимание на  том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов будет иметь ценное  воспитательное действие.

Немаловажную роль на уроках  истории в школе играет процесс формирования исторической терпимости  к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Учитывая то, что в классе часто учатся представители разных народов, важно не допустить скатывания учащихся на позиции национализма. Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве.

История дает возможность продемонстрировать, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни.  

Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети - могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности, памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника).

На уроках дети могут не только писать эссе, но и рисовать различные плакаты, разрабатывать различные проекты по развитию своего села, города, края  и даже страны. Например, «Экологическая ситуация родного села», «Мир вокруг нас» и другие. Это позволит формированию любви к родине, городу, селу, дому.

Практическая часть

Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

Педагогические технологии, используемые на уроках истории и обществознания:

- информационно-коммуникационные технологии;

- лекционно-семинарская система обучения;

- технология организации самостоятельной работы на уроке;

- проектные технологии, которые помогают организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Подростки в дни подготовки к празднованию 70-летия Победы говорили на уроках, в беседах, на исторических конференциях, что вспоминать о нашем солдате-победителе, об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру надо не только в дни праздников, но и  помнить об этом постоянно. Ученики старших классов выбирают темы защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Партизанское движение под Москвой», «Тыл в годы Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан, например, ученица 10-го класса Алёна П. пишет: «Я выбрала тему «Ленинград в годы Великой Отечественной войны» потому, что мои близкие родственники пережили все ужасы блокады. Они выдержали это страшное испытание. Жертвенность ленинградцев питало Победу, она была неизбежна». Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» – задают вопрос старшеклассники. Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Технологию развития критического мышления, исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний, необходимо включать в образовательный процесс как одно из условий патриотического воспитания. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Например, при работе над рефератом «Император Александр III – историческая личность и человек» ученица пишет: «Изучая исторические документы и литературу о времени правления императора, я обнаружила диаметрально противоположные факты отношения к периоду его правления со стороны историков. В книгах, изданных до 1917 года, царя называли «правдолюбцем», в учебниках и изданиях советского времени он характеризуется совсем по-другому, а в современных источниках почти оскорбительно. Изучив все эти материалы, я делаю вывод об этом человеке и времени его правления самостоятельно».

На уроках можно использовать следующие формы занятий:

- диспуты;

- дискуссии (проекты, командные, групповые);

- лабораторные работы анализ исторических документов;

-работа с текстами  современных государственных документов;

- практикумы (решение познавательных задач);

- «круглые столы».

Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, как,  например, литература, музыка, МХК.

В разделе «Россия на рубеже XV-XVII веков» урок на тему «Смута в Российском государстве» в VII классе посвящен трагическим событиям Смутного времени начала XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, оценивать, анализировать и осознать истоки российского патриотизма.

Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества. Они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.

При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».

Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества.

Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле, знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини - сочинения, эссе по данной тематике.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.

Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, стихотворения, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арией Сусанина, а в конце урока как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на  уроках может осуществляться в следующих формах: исследовательские работы,   конкурсы правовых знаний, презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности.

В ходе такой работы у учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.


Заключение.

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

- ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края

- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность.

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества,  является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Гражданско-патриотическое развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

 Вследствие этого, первоочередными задачами учителя истории и обществознания по-прежнему является:

1.Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

2.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, подмена понятий "Отечество" и Государство", не могут способствовать формировании ответственной личности, подлинного патриота страны.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции. Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Выстроенная методическая система по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере личностного развития обеспечивает:

-готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

-укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;

-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе норм;

-свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией в целом;

-укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...