Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения
статья по русскому языку на тему

Санникова Антонина Ивановна

Статья  "Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_domashnie_zadaniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 Санникова А.И.

                                                                                                                          МКОУ Аннинская СОШ №6

Творческие домашние задания по русскому языку

 как метод повышения эффективности

обучения

         Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов урока. Именно оно нередко дается в спешке, в «свернутом» виде, перед самым звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным и разработанным: учитель лишь указывает страницы или параграф учебника и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка. Такое домашнее задание предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Это ведет к неравномерности в распределении учебной нагрузки на учащихся, которая провоцирует отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету  у других.

Особое значение домашняя работа имеет при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, которое предполагает «…формирование субъекта учения…т.е. ребенка, желающего и умеющего учиться…» (В.В.Давыдов). Поэтому в домашнем задании должны максимально учитываться индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы и склонности, а также организовываться индивидуальная или совместная деятельность в группах и парах. В соответствии с этим индивидуализация распространяется на содержание, объем, сложность, способ управления и контроля, создаются оптимальные условия для саморазвития.

         Эффективность обучения зависит в большой степени и от правильно организованной домашней работы.

         Система творческих домашних заданий позволит решить много задач, а именно:

• стимулирование познавательного интереса учащихся;

• повышение мотивации к учебному процессу;

• воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и    ответственности за выполняемую работу;

• развитие самоконтроля при выполнении задания;

• выявление и развитие творческих способностей детей;

• получение более глубоких и широких знаний по предмету;

• воспитание информационной культуры;

•формирование исследовательских умений;

• формирование универсальных учебных действий;

• всесторонне развитие личности.

         В реализации системы творческих домашних заданий необходимо учитывать некоторые моменты. Во-первых, творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. Поэтому начинать работу с учащимися нужно уже с пятого класса. Во-вторых, в классе, как правило,  учащиеся с различным уровнем способностей. Поэтому необходимо предлагать дифференцированные задания, давая право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. В-третьих, следует давать на выполнение творческого задания несколько дней, чтобы избежать перегрузки учащихся.

Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в классе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, рождает интерес к предмету, повышает мотивацию к учению, способствует оптимизации психологической и физической нагрузки учеников. Можно предлагать учащимся выполнять домашнее задание с использованием ИКТ. Наиболее удачным  работам желательно потом  дать коллективную оценку.

Предлагаю примерные творческие домашние задания, используемые на уроках русского языка в разных классах.

Класс

Тема урока

Творческие задания

Повышенный уровень

Средний уровень

Легкий уровень

    5

Корень слова.

Подготовить презентацию

 «Четыре секрета корня».

Составить кроссворд «Третий лишний».

Составить гнездо слов с корнем  -бел- (или любым другим) , подумать о происхождении этих слов.

    6

Фразеологизмы.

Подготовить шуточную иллюстрированную презентацию  «Угадай фразеологизм».

1) В данный текст вставить подходящие по смыслу фразеологизмы.

2)Составить кроссворд.

Подготовить выступление о происхождении одного фразеологизма, нарисовать иллюстрацию.

    7

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Подготовить презентацию «Слитное и раздельное

 написание

приставок в наречиях».

Составить словарный диктант, в котором наречие и существительное с предлогом употреблялось бы в сравнении (явиться вовремя – во время поездки).

Списать предложения, раскрывая скобки. Использовать критерии отличия наречий от других частей речи.

    8

Обобщающий

урок по теме «Односоставные предложения».

Составить алгоритм определения типа односоставного предложения (можно в форме презентации).

1) Викторина

«Определи

тип односоставного предложения».

2) Сочинение-миниатюра «Роль односоставных предложений в тексте».

Рассмотрите картину А.К. Саврасова  «Грачи прилетели». Подберите соответствующие содержанию картины безличные предложения, передающие состояние природы и настроение человека.

    9

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

Написать реферат на тему «Основные группы сложнопод- чиненных предло- жений по их значению».

Составить тест «Разграничение союзов и союзных слов».

Подготовить устное выступление по теме урока.

 Игнорировать проверку домашнего задания нельзя, иначе у школьников возникнут сомнения: обязательно ли его выполнять, раз оно не проверяется.

Творческое домашнее задание – это один из путей воспитания познавательного интереса и развития творческих способностей, а значит, продуктивного обучения.  Возможности информационных технологий сделают домашнюю работу еще интересней для учеников, т.к. позволят сэкономить время в поисках нужной информации и оптимизируют учебную нагрузку. 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

Тематическая карта-задание как средство повышения эффективности обучения биологии

Статья содержит описание приемов использования на уроках биологии и внеурочных занятиях тематические карты-задания....

Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.

Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных ...

Приемы и методы повышения эффективности урока русского языка в системе СПО.

В статье описаны приемы и методы, используемые мной на уроках русского языка....