«Критерии успешности современного учебного занятия»
статья на тему

Дубовцева Марина Викторовна

Государство рассматривает дополнительное образование как одну из приоритетных сфер инновационного развития и закрепляет за учреждениями дополнительного образования определённые функции и полномочия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Критерии успешности современного учебного занятия»

Автор: Дубовцева Марина Викторовна,

педагог дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования»

Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» 

Современная реформа образования в России вызвала ряд серьёзных изменений в системе дополнительного образования, что отраженно в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования до 2020 года», где речь идёт о переходе дополнительного образования в новое качественное состояние.

Государство рассматривает дополнительное образование как одну из приоритетных сфер инновационного развития и закрепляет за учреждениями дополнительного образования определённые функции и полномочия. В соответствии с Федеральным законом  "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗгл.2 ст.13 п.1учреждение дополнительного образования реализует образовательные программы.

 В связи с этим учреждению дополнительного образования необходимо изучить и сформировать социальный заказ населения (детей и родителей) на образовательные услуги. Данные маркетинговых исследований позволяют учреждению определить его политику  в сфере образовательных услуг, разработать пакет предложений по удовлетворению спроса населения на образовательные услуги и разработать образовательную программу учреждения. Соответственно,  все реализуемые педагогами дополнительного образования образовательные программы должны соответствовать требованиям и стандартам нового поколения, обладать гибкостью, вариативностью и другими качественными характеристиками.  

Для качественной реализации программ дополнительного образования необходимы ресурсы:  материально – техническая и  учебно – методическая база, кадровый потенциал. Невозможно внедрить в образовательный процесс учреждения современные образовательные технологии (информационные, коммуникационные) без достаточного оснащения материально- технической базы. Реализация образовательных программ в учреждении дополнительного образования осуществляется педагогическими работниками (педагогами дополнительного образования). Как показывает практика, в основном это люди, не имеющими педагогического образования, хотя и являющимися высококвалифицированными специалистами по тому или иному профилю (артисты, музыканты, профессиональные танцоры, спортсмены и т. д.). Отсюда вытекает необходимость в развитии у педагога дополнительного образования профессионально значимых качеств и педагогических компетенций.

В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования до 2020 года» обозначено введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, сопровождение его профессионального развития, а это значит готовность педагогов к постоянному развитию и переподготовке в соответствии с образовательным запросом. Видна прямая  взаимосвязь всех выше перечисленных факторов с качеством образования и  требования к современному учебному занятию.

В системе дополнительного образования учебное занятие – это основная форма организации образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, в конструктивном соотношении теоретического и практического материала,  в  определении его типа, задач, содержании каждого этапа, самоанализе деятельности. 

Задача учреждения дополнительного образования посредством методических мероприятий помочь педагогу дополнительного образования сформировать потребность и умение правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки. Учебное занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь её компонентов, а также определённую логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.

Основополагающим  успешности занятия являются следующий аспект: осмысление педагогом своей деятельности, что в свою очередь выражается в подготовке педагога к учебному занятию. Для этого педагогу дополнительного образования необходимо внимательно изучить учебно – тематический план реализуемой образовательной программы, согласовать определённый раздел и тему раздела с содержанием программы, таким образом определить взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Последующим шагом педагога является определение  цели, задач учебного занятия и как вытекающее из целеполагания определение его  типа, вида, структуры. Правильно поставленная цель является механизмом, с помощью которого педагог кодирует основное содержание учебного занятия и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Педагогом продумывается логика построения учебного занятия  (взаимосвязь и завершённость всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объём образовательного компонента учебного материала.  В данный момент немаловажным в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии избранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной, и т.д. К занятию необходимо подготовить учебно – методический комплекс: раздаточный материал, наглядный материал. Итогом этого этапа является конспект предстоящего занятия.

Детально рассмотрим все этапы учебного занятия, которые являются показателями (критериями) успешности  учебного занятия в целом.

I этап «Организационно - диагностический»

На данном этапе педагогу необходимо создать на занятии благоприятный микроклимат (психологический настрой)  на учебную деятельность, активизировать внимание учащихся на творческую, учебную деятельность.

На данном этапе проводится диагностика у учащихся усвоенных знаний предыдущего занятия, проверка и анализ качества  выполнения домашнего задания (творческого, практического).

II этап «Конструирующий»

 (состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного)

Основной этап: Педагог готовит учащихся к восприятию нового учебного материала. На данном этапе идёт максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала. Результатом этой деятельности является осознанное усвоение учащимися нового материала, формирование системного целостного представления по теме и первоначальное развитие практических умений.

Систематизированный этап: Предполагает самостоятельное выполнение учащимися тренировочных упражнений, заданий, обыгрывание игровых ситуаций для закрепления полученных знаний, навыков, умений. Таким образом,  происходит закрепление нового материала.

III этап «Итоговый»

(состоящий из 3 –х этапов: аналитического, рефлексивного и информационного)

Аналитический этап: Педагог совместно с детьми подводит итог занятия, на данном этапе происходит самоутверждение детей в успешности, определяются перспективы последующей работы.

Рефлексивный этап: Педагог мобилизует детей на самооценку своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы. Результатом данного этапа является проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.

Информационный этап: Педагог информирует учащихся о следующем занятии, определяет место и роль данного занятия в системе последующих занятий, проводит  инструктаж по выполнению домашнего задания.

Соблюдение педагогом основных требований к подготовке и построению учебного занятия, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и работы с детьми (самоанализ), построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы, а как системы обучения обеспечит высокий результат образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...

«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».    Конфуций (551—479 до н.э.)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Современное учебное занятие в условиях инклюзии»

Современное учебное занятие в условиях инклюзии...

Профессиональные критерии успешности современного учителя

Переход на ФГОС второго поколения требует значительных изменений во всей системе образования. Новые требования подразумевают, что школьники в процессе обучения должны овладеть УУД, которые формируют у...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...