Комплексно-целевая программа «Линия жизни» по профилактике вредных привычек среди учащихся образовательного учреждения. (сроки реализации: 2017-2020 год) «НАРКОПОСТ»
материал на тему

Дмитриенко Татьяна Александровна

           Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае».

 В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Программа «Линия жизни» является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Основная работа по реализации программы «Линия жизни» осуществляется социальными педагогами, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе, медицинский работник, библиотекарь, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, инспектора ПДНиЗП и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno-tselevaya_programma_liniya_zhizni_.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

           Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае».

 В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Программа «Линия жизни» является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Основная работа по реализации программы «Линия жизни» осуществляется социальными педагогами, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе, медицинский работник, библиотекарь, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, инспектора ПДНиЗП и др.).

Основной проблемой является:

Неподготовленность несовершеннолетних к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту подростковой преступности, вовлечению несовершеннолетних в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.

Принципы программы: 

  • доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно; 
  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц; 
  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им;
  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики;
  • возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей. 

Цель программы
Социально-нравственное оздоровление учащихся образовательного учреждения.
Задачи программы
• Повышение уровня профилактической работы с подростками, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.

• Развитие досуговой деятельности "группы риска".

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Просвещение учащихся в области, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

5. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

Сроки реализации программы:
Программа «Линия жизни» реализуется в МБОУ «Лицей №6» рассчитана на три года и будет проведена в период  сентября 2017 года по август 2020 года.
Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2017)

• Анализ состояния профилактической работы за 2017-2018 уч. год.
• Диагностика вредных привычек.
• Обработка результатов.

II. Практический (ноябрь 2018г.- июнь 2019г.)
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка методов работы.

III. Обобщающий (август 2020г.)

  • Анализ и обобщение результатов.
  • Соотнесение результатов с поставленными целями.
  • Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
  • Оформление и описание итогов работы программы «Линия жизни».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

        2017-2018 учебный год        

п\п

Краткое содержание работы

Срок

исполнения

Целевая

аудитория

Ответственные

1.

Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции)

В течение года

1-11 классы

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководители, руководители кружков

2.

Составление социальных паспортов школы класса

Август – сентябрь

Учащиеся школы, жители микрорайона

Социальный педагог, классные руководители

3.

Оформление школьного уголка «Наркопост»

Август-сентябрь

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, зам.дир по воспитательной работе, волонтеры

4.

Выявление лиц из числа учащихся подозреваемых в употреблении наркотических веществ, алкоголя, токсических веществ

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник

5.

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и защите их прав. Тема: Наркотики. Закон. Ответственность.

Октябрь

5-11 классы

Социальный педагог, инспектор ПДНиЗП

6.

Всероссийская акция «Я выбираю здоровье»

Ноябрь

1-11 классы

Классные руководители, социальный педагог, учитель физической культуры

7.

Анкетирование «Я выбираю здоровье»

Февраль

5-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог

8.

Классный час, результаты анкетирования

Февраль

5-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог

9.

Конкурс рисунков (5-6 классы), посвященный Дню борьбы со СПИДом

Январь

5-6 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

10.

Подбор информации к родительскому собранию и классным часам по профилактике ЗОЖ

1 полугодие

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

11.

Участие во Всероссийском дне здоровья

Апрель

1-11 классы

Социальный педагог, учителя физ-ры

12.

Участие в легкоатлетическом кроссе, в кроссе наций

По особому плану

1-11 классы

Социальный педагог, учителя физ-ры

13.

Проведение спартакиады по игровым видам спорта

По особому плану

1-11 классы

Социальный педагог, учителя физ-ры

14.

Волонтерское движение по организации пропаганды ЗОЖ

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, волонтеры

15.

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, волонтеры

16.

Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений

Ежемесячно

1-11 классы

Социальный педагог

17.

Работа с семьями находящимися в социальном положении

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, классные руководители

18.

Организация выставок творческих работ учащихся по ЗОЖ  

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог

19.

Проведение беседы по здоровому образу жизни, отказа от курения, алкоголизма, наркомании

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник, библиотекарь

20.

Консультации педагогического коллектива ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков злоупотреблениями психоактивных веществ

В течение года

Пед.коллектив ОУ

Социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник

21.

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания

Июнь

1-7 классы

Педагог-психолог, социальный педагог, зам.дир по воспитательной работе

22.

Утверждение плана работы наркологического поста, Совета профилактики правонарушений

Август

Зам.дир по воспитательной работе, социальный педагог

2018-2019 учебный год

п\п

Краткое содержание работы

Срок

исполнения

Целевая

аудитория

Ответственные

1.

Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции)

В течение года

1-11 классы

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководители, руководители кружков

2.

Составление социальных паспортов школы класса

Август – сентябрь

Учащиеся школы, жители микрорайона

Социальный педагог, классные руководители

3.

Оформление школьного уголка «Наркопост»

Август-сентябрь

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, зам.дир по воспитательной работе, волонтеры

4.

Выявление лиц из числа учащихся подозреваемых в употреблении наркотических веществ, алкоголя, токсических веществ

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник

5.

Организация и проведение «Дня здоровья»

Сентябрь

1-11 классы

Зам.дир по воспитательной работе, учитель физ-ры

6.

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника ЗОЖ

Традиционно

1-11 классы

Зам.дир по воспитательной работе, социальный педагог, учитель физ-ры

7.

Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании. Токсикомании среди подростков

В течение года

7-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ПДНиЗП

8.

Индивидуальные беседы с родителями учащихся по ЗОЖ

В течение года

Родители учащ. 1-11 классов

Социальный педагог, педагог-психолог, кл.рук

9.

Оформление информационного уголка «Наркопост»

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, волонтеры

10.

Организация встреч с наркологом  тема: Дети и наркотики.

Декабрь

5-11 классы

Социальный педагог, специалист наркологического диспансера

11.

Проведение классных часов по темам: Что ты знаешь о наркотиках?, Как ты поступишь, если … , Наркотики и детство.

В течение года

1-11 классы

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

12.

Тест для подростков «Наркомания – это вред?»

Январь

8-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог

13.

Конкурс газет, посвященных «ЗОЖ»

Февраль

5-11 классы

Социальный педагог, волонтеры

14.

Проведение Недели профилактики наркозависимости

Март

1-11 классы

Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор

15.

Родительское собрание «Как пережить опасный возраст?»

Апрель

Родители учащихся ОУ

Кл.рук, социальный педагог, педагог-педагог

2019-2020 учебный год

п\п

Краткое содержание работы

Срок

исполнения

Целевая

аудитория

Ответственные

1.

Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции)

В течение года

1-11 классы

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководители, руководители кружков

2.

Составление социальных паспортов школы класса

Август – сентябрь

Учащиеся школы, жители микрорайона

Социальный педагог, классные руководители

3.

Оформление школьного уголка «Наркопост»

Август-сентябрь

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, зам.дир по воспитательной работе, волонтеры

4.

Выявление лиц из числа учащихся подозреваемых в употреблении наркотических веществ, алкоголя, токсических веществ

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник

5.

Проведение классных часов по ЗОЖ

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, классные руководители

6.

Диспут «Как противостоять вредным привычкам»

Ноябрь

7-8 классы

Социальный педагог, специалист территориального центра

7.

Педагогический практикум «Как избежать беды»

Январь

Педагогический коллектив

Социальный педагог

8.

Итоговое анкетирование учащихся по ЗОЖ

Февраль

6-11 классы

Педагог-психолог, социальный педагог

9.

Рейд «Наши дети на улице»

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог, классные руководители

10.

Проведение спортивных мероприятий

Апрель

1-11 классы

Учителя физ-ры

11.

Индивидуальные беседы с учащимися но вредным пивычкам

В течение года

1-11 классы

Социальный педагог

12.

Организация летнего отдыха в пришкольном лагере дневного пребывания

Июнь

1-7 классы

Педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор

13.

Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год.

Август

Социальный педагог

Прогнозируемый результат внедрения программы «Линия жизни» направленная на профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни:

1. Использование в воспитательном процессе программы «Линия жизни» должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты        
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Примечание: На основании ежегодного анализа работы по программе «Линия жизни», администрация школы и педагогический коллектив имеет право вносить изменения и корректировку в реализацию программы.

Автор-составитель

социальный педагог                                                   Дмитриенко Т.А.  

р.т. 5-68-59                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

классный час по профилактике вредных привычек среди подростков

Табакокурение,алкоголизм и наркомания-это три ступени,ведущие наше общество вниз......

пропагандa здорового образа жизни и профилактика вредных привычек среди учащихся

На профилактику вредных привычек на своих групповых и индивидуальных занятиях отвожу огромную роль. Целью данных мероприятий является формирование   у учащихся негативного отношения к социал...

Классный час по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних «Вредные привычки»

Классный час «Вредные привычки»  посвящен  профилактике вредных привычек у подростков (алкоголизм, курение, наркомания, игромания) и пропаганде здорового образа жизни. В подростковом возраст...

План работы педагога-психолога по профилактике вредных привычек среди детей и подростков в 2019- 2020 учебном году

Вопросы охраны здоровья стоят как никогда остро, поэтому школьный психолог подключается к работе социальных служб школы....