Методический прием "Гармошка"
методическая разработка на тему

На современного человека буквально обрушивается поток информации, являющейся источником новых знаний и умений. Как научиться в ней ориентироваться, уметь отделять главное от второстепенного, запоминать? Помогает этому использование различных методических приемов, в том числе, и при организации работы с содержанием параграфа учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmoshka_uchimsya_zapominat.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Гармошка» (учимся запоминать текст). 

Работа с текстом § учебника, составление конспекта (формат А8 - тетрадный лист)

1. Тетрадный лист по пунктирным линиям сгибаем (гармошкой):

Лицевая сторона листа

1

или

Оборотная сторона листа

3

Лицевая сторона листа

2

или

Оборотная сторона листа

2

Лицевая сторона листа

№ 3

или

Оборотная сторона листа

№ 1

  1. На лицевой стороне развернутого листа (часть 1,2,3) составляется краткий конспект содержания текстового источника (параграфа учебника, пункта).

3. На оборотной стороне (часть 1,2) по содержанию краткого конспекта составляется сложный (или простой план).

4. На оборотной стороне (часть 3) по содержанию плана (часть 1,2) составляется «зрительная шпаргалка» (знаково-рисуночный конспект, либо графическая схема, либо 10 самых важных слов из текста), которой можно пользоваться во время пересказа.

Пересказ текста начинаем в обратном порядке, со «шпаргалки», далее, при необходимости открывая дополнительную информацию – план, конспект, текст параграфа.

      Одним из главных противоречий современной образовательной системы является противоречие между быстрыми темпами приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. На человека буквально обрушивается поток информации, являющейся источником новых знаний и умений.

     Но, чтобы использовать информацию, как практически значимую, нужно в ней уметь ориентироваться, отделять главное от второстепенного. Именно это и является одной из самых больших проблем многих современных школьников - они затрудняются определять и выделять главное, в том числе и в текстовой информации.

      Нередки ситуации, когда для подготовки пересказа или контрольной работы, школьнику приходится читать один и тот же текст несколько раз, чтобы что-то осталось в памяти, зачастую только механически. 

       

  Как можно помочь в этой ситуации?

 1. Прежде всего – помочь усвоить написанное, понять, о чем идет речь в тексте, ухватить его суть.

2. Так как в основе усвоения лежит память, то повтор служит ключом для его запоминания. 

3. Легче запомнить и усвоить главное, основное, чем текст в целом.

4. Абстракции мозг не запоминает, он запоминает «образы-связи».

 

    Выделять значимое начинаем с заголовка, а также подзаголовков (при их наличии). Помощь в нахождении главной мысли в тексте окажет составление плана. Он может состоять из нескольких пунктов. Их число может быть равно количеству абзацев в тексте. Ведь абзац – это логическое членение текста на микротемы. Далее приступаем к созданию зрительных образов, которые при припоминании помогут воспроизвести текстовую информацию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...