Работа с опорной тетрадью на уроках
статья на тему

Проданик Ольга Юрьевна

Материал о работе с теоретическим материалом в помощь учителю (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_ideya.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проданик Ольга   Юрьевна

учитель русского языка и литературы

высшая кв. категория

Система работы с «Опорной тетрадью» на уроках русского языка»

   «Опорная тетрадь». Название говорит само за себя: тетрадь, которая должна быть «опорой» при изучении русского языка. Работа с этой тетрадью рассчитана на все годы обучения: с 5 по 11 класс.

    Как возникла идея ведения подобной тетради?

    Ни для  кого не секрет, что большинство учебников и справочников содержат сухую информацию, формулировки правил и определений, в лучшем случае – образцы рассуждений. Ребёнок, оставшись один на один с подобной литературой, теряется. Хорошо, если заучиваются правила и определения, но это не всегда помогает.  Готовый ответ на вопрос не дает понимания, как к этому ответу прийти самостоятельно. К тому же все справочники рассчитаны на людей подготовленных (что нельзя сказать обо всех наших учащихся), да и школьные учебники за все годы обучения вряд ли кто-то хранит дома.

  Поэтому была поставлена задача – помочь учащимся получать необходимую информацию в доступной форме. Главным в работе любого учителя, на мой взгляд, должен быть лозунг: «Самое сложное может быть простым». А когда не так сложно, как казалось сначала, значит и интересно.

  Несколько лет решался вопрос, как должна выглядеть эта тетрадь. Методом проб и ошибок был выбран вариант, с которым я работаю уже 12 лет. «Опорная тетрадь» - это тетрадь со сменными блоками. Почему? Нет необходимости в оглавлении (каждый раздел – свой цвет или цветной разделитель). Если на запись темы недостаточно места, всегда можно добавить листы. Кроме того курс русского языка построен так, что некоторые разделы и темы изучаются в течение нескольких лет: благодаря сменным блокам есть возможность дополнять в разделы новую информацию.

Некоторые проверочные работы учащиеся пишут на листах из этой тетради и проверенные материалы также хранятся, что дает возможность учащимся проработать ошибки, подготовиться к подобной работе с учетом этих ошибок.

   Ещё один вопрос: писать в тетради или вклеивать размноженные учителем материалы? Однозначно: все записи делаются учеником самостоятельно! Почему? Включаются все виды памяти (что особенно важно в среднем звене)

   Разделы «Опорной тетради» соответствуют разделам курса русского языка. Кроме того добавлены разделы: «Литературоведение» и «Стилистика».

   Работа с «Опорной тетрадью» состоит из нескольких этапов.

1.Ведение записей при объяснении нового материала на уроке. На доске учителем (и в тетрадях) записываются опорные схемы, составляются таблицы, разбираются алгоритмы рассуждений. Учащиеся непосредственно участвуют в процессе поиска ответов на вопросы, поставленные в начале объяснения материала.

2.Работа с тетрадью при выполнении домашнего задания.

Записи не только учащемуся помогают вспомнить, о чём шла речь на уроке, но также дают возможность родителям при желании быть в курсе того, что должен знать их ребенок по конкретной теме.

3.Работа с «Опорной тетрадью» при подготовке к итоговым (обобщающим) урокам по темам курса и контрольным работам.

4.Если учащийся отсутствовал на занятии, у него есть возможность самостоятельно проработать тему, воспользовавшись тетрадью одноклассника  (в идеале)

  По мере работы с «Опорной тетрадью» у учащихся формируются навыки составления опорных схем, составления таблиц, выработки алгоритмов рассуждений. Предполагается, что к 8-9 классу учащиеся могут самостоятельно вести подобные записи.

  «Опорная тетрадь» даёт возможность учащимся чувствовать себя более уверенными и защищёнными. При правильной систематической работе учителя и учащихся к 9-11 классам «Опорная тетрадь» становится главным «помощником» при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

  Мне кажется, что подобная работа может вестись на уроке по любому предмету, ведь проще начинать формировать базу для подготовки к экзамену с 5 класса. А как это экономит время  на уроке, когда не надо в очередной раз что-то записывать заново, можно просто сказать: «Откройте раздел…тему…, ответьте на вопрос…».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка

В работе описан опыт работы с опорными конспектами, рассмотрена система уроков по опорному конспекту "Правописание глагола" с 5 по 9 класс. В презентации представлены отдельные элементы уроков в 5-6 к...

Опыт работы с опорными конспектами на уроках русского языка и литературы

Ведущая  педагогическая идея моего опыта - это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспеч...

Рабочая тетрадь по технологии и работа школьника в тетради

Зарисовки моих наблюдений за работой школьников в тетради...

Работа с опорными тестами на уроках башкирского языка. Из опыта работы

Фәнни-методик эшмәкәрлегем      Бөгөн даими рәүештә үҙ өҫтөңдә эшләү, ижади эҙләнеүҙәр, алдынғы педагогик тәжрибәне өйрәнеү – заман талабы. Шуларға эйә булмайынса, һөҙөм...