Преемственность в образовании
статья на тему

Грибцова Тамара Петровна

Моя статья приеемственность в образовании будет полезна руководитлям методических объеединений, учителям предметникам, для планирования работы. Материал можно использовать для выступолениях на педсоветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_obrazovanii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Преемственность в образовании

Преемственность в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

 Мы сегодня   пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

 Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления.

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

Так же одной из причин является

изменением стиля общения учителей с детьми.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система.

Различием требований со стороны учителей-предметников;

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям..

Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

Преемственность– это двухсторонний процесс.

С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает  накопленный в начальной школе потенциал.

Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности в обучении детей.  Содержание предмета «Окружающий мир» носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями.

В процессе изучения окружающего мира учащиеся осваивают разные методы познания мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды универсальных, учебных действий, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Таким образом, основная обучающая цель изучения предмета "Окружающий мир" - формирование общеучебных умений и способов деятельности, причём именно тех, которые востребованы в естественнонаучных предметах.

Планируемые результаты становятся основным ориентиром, определяющим формирование различных способов деятельности в процессе преподавания предмета «Окружающий мир».

«Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС общего образования при обучении географии».

Обеспечение преемственности в преподавании географии является одной из важных задач стоящих перед учителем. Последовательный, логичный и плавный переход между программами начального и среднего образования является одним из условий успешной адаптации учащихся.

В соответствии с ФГОС систематическое изучение биологии и географии должно начинаться уже с 5 класса. Следовательно, вся совокупность задач, стоящих перед этапом естественнонаучного образования ложится на плечи начальной школы и соответственно на предмет «Окружающий мир».

   При изучении  этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, о глобусе, плане и географической карте. На этой первой ступени обучения уже должны быть заложены элементы географической культуры: пространственные и картографические представления, географические факты, номенклатура, то есть эмпирические знания, которые объективно легче теоретических, поэтому наиболее доступны младшим школьникам.

   На новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии..

Если спросить любого учителя основной школы, начинающего преподавать курсы географии, физики, химии или биологии, о том, какой подготовки они ждут от начальной школы, то практически единодушное мнение можно выразить примерно таким образом: «Не имеют значения конкретные элементы содержания, с которыми дети знакомились в окружающем мире, так как каждый систематический предметный курс всё равно начинается с чистого листа. При этом крайне важно то, насколько хорошо дети владеют приёмами работы с учебником, умеют ли они, например, описывать наблюдаемые явления, сравнивать объекты и тому подобное».
Таким образом, основной обучающей целью этих курсов должно быть не раннее изучение тех или иных содержательных элементов, а формирование общеучебных умений и способов деятельности, причём именно тех, которые востребованы в естественнонаучных предметах.

Преемственность в изучении курсов «Окружающий мир» и «География» представляется в единстве: планирования содержания, методов, форм, средств обучения, педагогических действий и требований, создания условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для организации деятельности школьников и формирование у них практических умений география имеет идеальное средство - географическую карту. Это не просто - второй язык географии, но, я считаю, карта - это ещё и своего рода энциклопедия, по которой очень много можно узнать об интересующих человека территории, объекте, стране и т.п. Очень бы хотелось, чтобы картографическим умениям в начальной школе уделялось больше внимания.

Также трудности в 5 классе вызывает необходимость учить правила и термины. Вообще «необходимость учить», а не читать вызывает сложности не только на уроках географии, но и биологии, истории, обществознания, где помимо устного задания есть и письменное задание в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность математического образования начальной и средней школы"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....

Непрерывность и преемственность в образовании.

Работа слушателя курсов "Менеджмент в образовании"...

Круглый стол "Преемственность в образовании на разных уровнях обучения"

Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе с уровня начального общего образования – на основной уровень.Задачи:Познакомить педаг...

Преемственность в образовании.

Рассматривается преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено по биологии....

Преемственность в образовании (английский язык)

Образовательный процесс, предполагающий педагогически целесообразный учет достижений предыдущего, особенностей последующего и специфики настоящего этапов развития личности....

Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...