Конспект урока хозяйственно-бытового труда на тему "Чай. Заваривание чая" в 8 классе
план-конспект урока (8 класс) по теме

Краморенко Татьяна Васильевна

Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду в 8 классе для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zavarivanie_chaya.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Технологическая карта урока хозяйственно-бытового труда в 8 классе

Дата проведения:  11.05.2018 г.

Целевой блок

Тема

 Чай. Заваривание чая.

Цель

Формировать БУД: 

  • Личностные: формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий;
  • Регулятивные: умение ставить учебную задачу;
  • Коммуникативные: умение давать полный ответ на вопрос;
  • Познавательные: умение исследовать предмет.

Планируемые результаты

Предметные: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в группе.

Личностные: умение заваривать чай.

Инструментальный блок

Задачи урока

Коррекционно-образовательные: сформировать представление о чае, способе заваривания чая, познакомить обучающихся с различными сортами чая, последовательностью приготовления чайного напитка. Учить строго соблюдать правила безопасной работы с горячей посудой и жидкостью, электронагревательными приборами.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей; способствовать развитию речи учащихся путем введения в их активный словарь новых слов и понятий, связанных с темой урока; способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

развивать и корригировать внимание и мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к выполнению практической работы; способствовать развитию самостоятельности, аккуратности при выполнении практической работы, соблюдения санитарно-гигиенических норм; способствовать развитию нравственных качеств: трудолюбие, гостеприимство.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний, урок-путешествие

Учебно-методический комплекс

  1. Рабочая программа.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Презентация к уроку.
  4. Разные сорта чая (черный, зеленый, красный).
  5. Чашка с чаем.
  6. Видеоролик «История возникновения чая».
  7. Скатерть.
  8. Чайный сервиз.
  9. Конверт с карточками.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

    Чай, чайный напиток, заваривание, чайный сервиз.

Организация пространства

    Практическая работа.

Межпредметные связи

    Мир растений, СБО, история, чтение, письмо.

Действия обучающихся

Выполнение различных заданий на каждом этапе урока.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Домашнее задание

   Заварить чай

Ход урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Время

  1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним и подарите им свою улыбку.

- Урок у нас сегодня будет необыкновенный, а урок-путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие?

- Сегодня мы отправимся в лабораторию и станем лаборантами.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Лаборатория – это специальное помещение, предназначенное для исследований и проведения опытов. Помните, я рассказывала вам на прошлом уроке о лабораториях и лаборантах?

- Вспомните, кто такие лаборанты?

- Правильно, лаборант – это работник лаборатории, он проводит исследования, опыты….

- Для того, чтобы вы стать настоящими лаборантами, вам необходимо одеть халаты, шапочки и сесть за специальный стол.

Включаются в учебную деятельность:

- садятся за парты;

- улыбаются друг другу.

Поворачиваются к учителям, улыбаются им.

Да, хотим отправиться в путешествие.

Знаем.

Лаборанты работают в лабораториях.

Обучающиеся надевают халат, шапочки и садятся все за один стол.

5 мин.

  1. Актуализация знаний

        - Ребята, посмотрите, к нам в лабораторию на нашу электронную почту нам пришло электронное письмо. Давайте откроем его и узнаем, что же мы сегодня будем изучать и исследовать.

  1. Внимательно посмотрите на слова, которые вы видите, прочитайте их.

ЧАШКА,

 ЗАВАРКА,  

ЧАЙНИК.

-Скажите, какое слово можно составить из выделенных букв?

  1.  Посмотрите на экран, что изображено на экране?

- Правильно, молодцы, ребята. Это заваривание чая.

- А вы, ребята, умеете сами заваривать чай?

- А хотите научиться?

Обучающиеся внимательно смотрят на экран.

Читают слова.

ЧАЙ

Заваривание чая.

- Нет, не умеем сами заваривать чай.

- Да, хотим научиться заваривать чай.

2 мин.

  1. Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, какая тема нашего урока-исследования?

- Правильно, ребята. Молодцы!

Тема урока-исследования: «Чай. Заваривание чая»

Вывешиваю на доску тему урока.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока-исследования?

Цель урока-исследования: исследовать чай, его виды, процесс заваривания чая.

Сегодня вы сами исследуете чай, его виды, научитесь заваривать чай.

- Для чего нам нужно уметь заваривать чай?

- Правильно, ребята. Молодцы!

Чай. Заваривание чая.

Цель: исследовать чай, его виды, процесс заваривания чая.

Чтобы пить чай самим, угощать гостей, родственников…

2 мин.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Чайную лабораторию открываем.

Рассказ о чае начинаем.

                              Мы с вами побеседуем, историю поведаем:

             Как чай пришёл к нам и когда,

        Ведь был у нас он не всегда.

        О нём когда- то и не знали

          И слыхом люди не слыхали.

- Дорогие лаборанты, по электронной почте нам пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим.

Просмотр видеособщения.

1 вопрос – Уважаемые лаборанты, помогите разобраться, что такое чай?

- Скажите мне, пожалуйста, что такое чай?

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, что такое чай, обратимся к интернету, к википедии.

  1. Чай  — напиток, получаемый варкойзавариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом.
  2. Чаем также называется сам лист чайного куста, обработанный и подготовленный для приготовления напитка. Подготовка эта включает предварительную сушку (вяление), скручивание, более или менее длительное ферментативное окисление, окончательную сушку.

Чай – это прекрасный напиток. Он утоляет жажду, снимает усталость. Придает бодрость, поднимает настроение. Первоначально чай использовался в качестве лекарственного средства.

Чай – это аптека в стакане. Чай укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, повышает умственную и физическую работоспособность. Чай называют чудо – напитком.

А теперь, вы должны исследовать два предмета и сделать вывод.

1 предмет – чашка с чаем, 2 предмет – заварка чая.

- Уважаемые исследователи, где чай – напиток, а где чай - листья чайного куста? Посоветуйтесь и ответьте на мой вопрос.

2 вопрос – какова история возникновения чая?

- Уважаемые исследователи, а вы знаете откуда появился чай?

- Ребята, ответить на этот вопрос нам помог профессор, он прислал видеоролик «История возникновения чая». Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос.

Обучающиеся слушают стихотворение.

Смотрят видеосообщение.

Мы пьем чай.

Чай – это напиток.

Смотрят на экран, читают значение слова чай.

Слушают учителя.

Первый предмет – это напиток, а второй предмет – листья чайного куста.

Вывод: чай- это напиток, чай – это листья чайного куста.

Слушают вопрос.

Нет, мы не знаем.

Смотрят видеоролик. Делают вывод.

10 мин.

  1. Физминутка

- Давайте немного отдохнем и выполним физминутку.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.

 Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.

-  Какие вы все молодцы! Отдохнули немножко, а теперь продолжим урок.  Присаживайтесь на свои места.

Встают со стульев и выполняют физминутку.

«надувают» живот, одна рука на поясе.

другая рука — изогнута, как носик.

приседают

руки на поясе

кружатся

рисуют руками круг

тянутся, руки сомкнуты над головой

делают большой круг.

Садятся на свои места.

3 мин.

  1. Первичная проверка понимания.

И снова нам пришло задание: профессор перепутал разновидности чая. Нам нужно соотнести надпись к виду чая.  

Подношу три блюдца с чаем и три надписи (листовой чай, гранулированный, чайный пакетик).

Сформулируте вывод, каким бывает чай?

Рассказ учителя. Разновидности чая:

Листовой – это более дорогой и более высокого сорта – мелколистовой; затем по значимости стоит среднелистовой, а затем – крупнолистовой.

Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы.

Чайный пакетик — маленький мешочек из специальной фильтровальной бумаги, в котором находится чай. Он используется для быстрого заваривания чая кипятком или горячей водой.

 Учитель рассказывает о видах чая:

Виды чая:

Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Производят такой чай и поставляют его в разные страны такие государства, как Индия, Китай, Цейлон.

Зеленый.  Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной концентрации даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.

            Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.

Желтый. Его изготавливают из молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и создает хорошее настроение.

        Белый чай получил  своё название по виду чайной почки, которая густо покрыта белым ворсом. это редкий и дорогой чай, который до недавних пор вырабатывался в ограниченном количестве только в Китае.

Слушают учителя.

Соотносят вид чая  его названием.

Чай бывает листовым, гранулированным, в пакетиках.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

5  мин.

  1. Практическая работа.

1.Технологическая карта заваривания чая.

В конверте карточки, на которых написаны операции по завариванию чая. Задача – собрать карточки в той последовательности, в какой должны выполняться эти операции:

  • Вскипяти воду.
  • Сполосни заварочный чайник горячей водой.
  • Всыпь (1) чайную ложку чая в заварочный чайник.
  • Залей кипятком до половины чайника.
  • Накрой чайник салфеткой и дай настояться 5-7 минут.
  • Долей в чайник кипяток.
  • Разлей чай по чашкам и подай на стол.

2.Правила безопасной работы с кипятком, электрочайником.

Правила безопасной работы с электрочайником.

1.Электрочайник должен стоять на подставке.

2.Проверь исправность шнура и вилки.

3.Налей  воды в чайник до определенной отметки.

4. Включи вилку в розетку сухими руками.

5.Нажать кнопку включения.

6.После окончания работы выключи электрочайник из сети.

Повторим правила безопасной работы с кипятком.

1.Открывать крышки посуды левой рукой от себя влево так, чтобы рука не находилась над выходящим из под крышки паром.

2.Следить за тем, чтобы кипящая жидкость не заливала нагревательные приборы, элементы.

3.Не наливать горячую жидкость (воду, чай, кофе) в стеклянную посуду. Если посуда лопнет, то можно ошпариться.

4. Включать электрические приборы сухими руками.

5.Включать и выключать, держась за вилку.

3.Фронтальный показ приема заваривания чая.

4.  Практическая работа. Заваривание черного чая.

5. Оценка качества выполненной работы.

Обучающиеся достают с конверта карточки и собирают их в правильной последовательности.

Слушают правила безопасной работы с электрочайником.

Слушают правила безопасной работы с кипятком.

Смотрят последовательность заваривания чая.

Заваривают чай.

9 мин.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению.

Домашнее задание: заварить зеленый чай и угостить родителей. Не забывайте о технике безопасности с кипятком, электроприборами.

Записывают в дневники домашнее задание.

1 мин.

  1.  Итог урока.

Давайте подведем итог урока.

- Какую тему урока мы сегодня изучили?

- Скажите, кто из вас сможет дома заварить чай?

- Достигли ли мы цели урока?

- Узнал ли ты что-то новое, полезное для жизни?

Выставляю оценки.

Сегодня на уроке мы изучали чай, учились заваривать чай.

Да, мы достигли цель урока.

Да, узнал.

Ставят оценки в дневники.

2 мин.

  1.  Рефлексия.

- Ребята, если вам понравился урок – поднимите солнышко. Посмотрите, какое оно радостное.

- Если вам не понравился урок – поднимите облачко. Посмотрите, какое оно хмурое.

Обучающиеся, которым понравился урок -  поднимают солнышко. Те обучающиеся, которым не понравился урок – поднимают облачко.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»

Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»

Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»

Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...

План-конспект урока по профильному труду 7 класс. Тема урока: "Шиповые столярные соединения"

Обучение правильности выполнения  приемово запиливанию шипов и долблению проушин, а также безопасности труда при работе. Коррекция  логического мышления на основе работы с технологической ка...

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) в 8 классе. ТЕМА: "Обработка выточек и рельефов (на образцах)".

Ознакомление учащихся с процессом обработки выточек и рельефов в швейных изделиях. Развитие совершенствования речевых навыков и закрепление трудовых понятий.Воспитание  самостоятельности, а ...