Формирование дифференциации твёрдых и мягких согласных у учащихся младших классов школы VIII вида.
статья

Статья для сборника «Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство (сборник научных трудоврегиональной научно-практической конференции) ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет, Институт Педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika_2007.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для сборника «Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство (сборник научных трудоврегиональной научно-практической конференции) ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет, Институт Педагогики, 2007г

Формирование дифференциации твёрдых и мягких согласных у учащихся младших классов школы VIII вида.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. В структуре дефекта нарушения письменной речи встречаются у  преобладающего числа учащихся. Симптоматика дисграфии у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется  большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов. Дисграфия у таких учащихся проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм (на почве недоразвития языкового анализа и синтеза и акустическая, акустическая и артикуляторно-акустическая и  т.д.)

Большая распространённость и особенности симптоматики дисграфии у у\о детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечёткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают большое количество аграмматизмов,  искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Большое количество ошибок  у детей с интеллектуальной недостаточностью связано с дефектами произношения звуков речи. К сожалению, приходится отмечать сохранение дисграфических ошибок в речи у определённого числа учащихся среднего и старшего звена.

          Анализируя характер выполняемых письменных работ, приходится констатировать, что у учащихся начального звена преобладают именно ошибки звукового состава слов (анализ входящей диагностики уроков письма, для речевых карт). Не всегда проводимая коррекционная работа дает устойчивые положительные результаты (учащиеся демонстрируют то уменьшение, то увеличение количества ошибок звукового состава слова). Преодоление этих нарушений является серьёзной и требующей постоянной доработки проблемой.

Распространёнными ошибками являются замены твёрдых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме. Эти ошибки обусловлены несформированностью навыков слуховой дифференциации твёрдых и мягких фонем, ориентирования на последующую букву при чтении.

Для формирования дифференциации твёрдых и мягких согласных фонем учащимися начальных классов с интеллектуальной недостаточностью рекомендованы следующие направления работы:

- уточнение фонетических и произносительных отличий твёрдых и мягких согласных (анализ и сравнение  кинестетических ощущений от движений органов артикуляционного аппарата);

- уточнение возможности двухвариантного прочтения некоторых согласных, в зависимости от последующей буквы;

- усвоение 1 способа обозначения мягкости согласных – при помощи гласных 2 ряда;

- усвоение 2 способа обозначения мягкости согласных – при помощи мягкого знака.

Успешно решать данную проблему помогает использование следующих заданий: применение цветных сигнальных карточек для слуховой дифференциации твердых и мягких фонем; применение жестовой, графической (знаковой) дифференциации твердых и мягких согласных;    чтение слоговых таблиц с последующей цветовой дифференциацией твёрдых и мягких вариантов, письмо по слуху или списывание слогов, слов, предложений с последующим цветовым выделением твёрдых и мягких согласных; анализ и сравнение слов-квазиомонимов (по значению, по звучанию, по написанию), составление с ними предложений; составление подписей к предметным и сюжетным картинкам, дополнение подписей к картинкам пропущенными слогами с твердыми и мягкими согласными.  Учащимся также можно предложить самостоятельно выявить ошибку в написании слов с мягкими согласными и исправить её («вишна», «палто»). Такое задание требует от учащихся достаточного уровня концентрации  слухового внимания, развивает мышление.

Иллюстрируя сказанное выше, прилагается конспект логопедического  занятия в 3 классе по теме «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака».

Цели:  отрабатывать умение ориентироваться на последующую букву при чтении,  закреплять знание двух способов обозначения мягкости согласных; развивать фонетико-фонематическое восприятие, слоговой анализ.

Оборудование: таблица «Город букв», сигнальные карточки, картинки со словами-квазиомонимами, предложения для составления связного текста, фонограмма (логоритмическая), мяч, зелёный и синий карандаши, «письмо».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Подготовительный этап.

-динамическая разминка:

Стоят рядышком два дома, в них жильцы давно знакомы.

На каждой улице свой дом, этаж дружит с этажом.

Этаж верхний – буква А, дружит с ней соседка Я.

Чуть пониже – буква О, неразлучна с нею Ё.

Ещё ниже – буква У, у неё подружка Ю.

Смотрим дальше – буква Ы, а в соседнем доме – И.

А на первом этаже буква Э глядит на Е.

-ритмодекламация (упражнение для мелкой моторики в сопровождении декламирования под музыку – композиция «Паучина»)

Пау-паучина паутину шил.

Вдруг закапал дождик, паутину смыл.

Снова солнце вышло, стало подсыхать.

Пау-паучина трудится опять.

-Вот и мы с вами как трудолюбивые паучки будем плести паутинки наших знаний, умений, рассуждений.

Вспомните, как называются жильцы соседних домиков, которых вы называли в разминке.         (гласные)

(Учащиеся повторяют названия гласных I  и II ряда, их функцию при чтении прямых слогов).

3. Сообщение темы занятия.

-Мы продолжаем учиться различать твёрдые и мягкие согласные. И сделаем это для того, чтобы не оказаться в смешной ситуации, как один мальчик. Ко мне в руки попало письмо, которое он написал своему дедушке. Внимательно прослушайте его и отметьте, какие ошибки этот мальчик допустил.

*Здравствуй, дедушка! С приветом к тебе внук Саша. Вот и октябр. Я хожу в школу. Папа купил мне новый пенал и албом. Скоро приеду к тебе на шест дней.

-Какую букву в своём письме пропустил Саша?

*Что за буква, кто узнает: звука не обозначает,

Может только показать, как согласную читать?

(Учащиеся вспоминают, после каких букв стоит мягкий знак)

*Мягкий знак – хитрый знак, не прочесть его никак.

Он не произносится, но в слово часто просится.

Отчего у дома угол превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.

Бабка баньку затопила, мягкий знак позвать забыла,

Быстро банька банкой стала. Вот как бабка сплоховала!

(Выполняется анализ значений слов – квазиомонимов).

4.Работа по теме.

1) дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах (выполняется устно, с мячом)

-Поймай мяч, назови слово с парным мягким согласным в конце.

Ел – (ель)

Хор – (хорь)

Плакат – (плакать)

Жар – (жарь)

Угол – (уголь)

Брат – (брать)

(Учащиеся уточняют цветовое обозначение твёрдых и мягких согласных – синий и зелёный цвет)

2)анализ слов-квазиомонимов:

Дети выбирают соответствующие схемам подписи к картинкам, анализируя количество букв и звуков в схемах слов с мягким знаком. Уточняется особая роль мягкого знака как буквы, не обозначающей звука.

Банка - банька

Шест – шесть

Угол – уголь

Галка – галька

3) Работа с предложением.

Учащиеся дополняют предложения недостающими словами (устно, задание на карточках)

Ваня купил (шест, шесть) тетрадей.

У сарая стоит (шест, шесть).

Щётку поставили в (угол, уголь).

Шахтёры добывают (угол, уголь).

Огурцы засолили в (банке, баньке).

Дедушка мылся в (банке, баньке).

4). Работа в тетради.

Учащиеся вспоминают правило переноса слов с мягким знаком.

Нельзя отрывать мягкий знак от согласного, после которого он пишется:

Огонь-ки

Куль-ки

а) Спиши предложения. Вставляй, где надо, пропущенный мягкий знак.

Пришла осен.

Олга надела палто.

На улице силный холод.

У крылца лужи и гряз.

б) Составление связного текста.

Учащиеся получают карточки для индивидуального выполнения (дополнить слова в предложениях недостающим мягким знаком). Слова «сильный», «больно», «пальто», «больна» разделить вертикальной линией для переноса.

После выполнения дети составляют текст из отдельных предложений и записывают его в тетрадях.

Был сильный дожд.

Таня гуляла без палто.

Теперь она болна.

Тане болно глотат.

-Подчеркнуть мягкий согласный вместе с мягким знаком зелёным карандашом.  

в) Учащимся предлагается исправить ошибки мальчика Саши в письме к дедушке (текст письма на демонстрационной таблице).

5. Итог занятия.

-Какие согласные вы учились узнавать?

-С каким способом обозначения мягкости согласных вы работали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра для учащихся 9 классов школы VIII вида

Игра разработана для учащихся 9 класса школы VIII вида. Содержит занимательный материал по предмету....

Внеклассное мероприятие, для учащихся 2 класса, школы VIII вида, тема: "Освоение космоса".

Презентация для внеклассного мероприятия по теме: "Освоение космоса", 2 класса, школа VIII вида....

Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида

В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....

Контрольные работы по математике для учащихся 10 класса школы VIII вида

Контрольные работы разработаны для учащихся 10 класса школы VIII вида....

План внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса школы VIII вида "Волшебные ладошки"

Цель:  совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях.В ходе занятия работали над понятиями «Дружба, добро, счастье»Развивали мелкую моторику, воображение, творческие спо...

Проверочные работы по биологии для учащихся 7 класса школы VIII вида

Проверочные работы по биологии для учащихся 7 класса школы VIII вида.        В данном материале представлены проверочные тестовые работы для учащихся 7 класса по биологии. Провероч...