Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"
консультация на тему

Хазикова Оксана Валерьевна

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_vospitateley.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                Семинар – практикум

                                    для воспитателей

           « Роль сказки в речевом развитии дошкольников»

                                                                             Составила

                                                                        учитель- логопед

                                                                        Хазикова О. В.

                                        г. Десногорск

                                              2014г.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – одно из первых литературных произведений в жизни ребенка. Именно через нее  ребенок познает окружающий мир, учится сопереживать , обогащает свой духовный мир, развивает мышление и фантазию. Она  дарит детям радость и является одним из самых эффективных способов развития речи , в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учит, играя. Поэтому сказка должна стать неотъемлемым элементом и средством в развитии детей.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она  пользуется в художественно- речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей , сказка помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.

Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

Девушка …( красна девица)

Парень…( добрый молодец)

Красивая…( ни в сказке сказать, ни пером описать)

Губы…( уста сахарные )

Глаза… ( очи ясные )

Печаль… (голову повесил, закручинился, пригорюнился )

Идти далеко… (за тридевять земель, за тридевять морей )

К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности , интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся  инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка , решая при этом самые разные задачи.

В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :

- словаря

- грамматического строя

- диалогической и монологической речи

- совершенствование звуковой стороны речи.

Какие же методы и приемы используют в работе со сказками для развития красивой речи детей ?

Умение задавать вопросы  

Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения.

Для этого нужно:

- придумывать несколько однокоренных слов ( например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний , зимовье , зимовать; мороз – морозить, морозный , заморозить , морозилка ; олень – олений , олененок, оленина.)

Новое название

Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения . ( Например, сказке « Теремок» можно дать такие названия , как « Дружный домик», « Домик для зверей», « Как медведь разрушил дом» )

Новые персонажи

В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.

Словотворчество

Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:

- найти ласковые слова ( рукавичка , лисичка , Хаврошечка , Дюймовочка )

- найти грустные слова, красивые, сказочные слова

- сочинить длинное слово ( образование сложных слов : например , про лису: длиннохвостая, пушистохвостая ; Буратино – длинноносый ; оловянный солдатик – одноногий )

- определить « лишнее слово» (называется несколько слов , которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит , оно лишнее. Например, лиса, заяц , избушка , дворец , собака, петух. Лишнее слово : дворец. )

Пословицы и поговорки

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки , которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, вы поможете детям запомнить их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Загадки

Загадки – это полезное упражнение для детского ума. По ходу сказки можно предложить детям отгадать загадку о том или ином герое, встречающемся в сказке.

Интервью

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание « Интервью». А кто берет интервью, кто его дает , по какому поводу – зависит от сюжета сказки.

Повторное чтение

Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.

 Салат  из сказок (« Сказки перепутались» )

Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.

Изменение конца сказки

Например, мало кому нравится грустный конец сказки « Колобок». Попробуйте переделать сказку так , чтобы конец сказки стал веселым.

Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения

Иногда детям кажется, что любимая сказка быстро закончилась или они просят почитать или рассказать ее еще. А вы попробуйте продолжить ее, тем самым продлив удовольствие детей от слушания сказки.

Сочинение сказки ( групповое сочинение, сочинение по кругу )

Таким образом, сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности , речь , знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.

                                  Практикум для воспитателей

Просьба разбиться на несколько подгрупп.

Задание №1

Игра « Из какой сказки фраза ?» ( на скорость )

- « Как выскочу , как выпрыгну , пойдут клочки по закоулочкам !» (Заюшкина избушка» )

- « Нет , твой голос не хорош , очень тихо ты поешь!» ( « Сказка о глупом мышонке» )

- « Стану я ржаной пирог есть !» (« Гуси – лебеди» )

- « Спокойствие , только спокойствие» ( « Карлсон , который живет на крыше» )

- « Я думал , думал и все понял. Это неправильные пчелы , и они дают неправильный мед» ( « Винни – Пух и все, все , все.» )

- « А теперь , краса – девица , на тебе хочу жениться» ( « Муха – Цокотуха» )

- « Прощай , милая Ласточка ! Прощай ! Спасибо тебе за то , что ты так чудесно пела мне летом …» ( « Дюймовочка» )

Задание №2

Произнеси фразу с определенной интонацией

Фраза Карлсона « У меня скоро День рождения»

- весело и с оптимизмом

- задумчиво и мечтательно

- с грустью и сожалением

Задание № 3

Сложи картинку и отгадай героя сказки

На каждый стол раздаются разрезные картинки : герои  сказок

Задание № 4

Объясни пословицу

- Благородный человек не помнит старого зла

- Клевета , что уголь : не обожжет , так заморает.

- Умный любит учиться , а дурак учить.

- Не разводи усок на чужой кусок !

- Без матери и солнце не греет.

- Хорошая книга ярче звездочки светит.

- Грамоте учиться всегда пригодится

- Просим по избу : Красному гостю красное место

- Деньги – медь, одежда – тлен , а здоровье – всего дороже.

- Каков уродился, таков и пригодился.

Задание № 5

Сочинение сказки по кругу

                    Список использованных источников :

  1. Аникина В.И. Русская народная сказка. М, 1997
  2. Дьяченко О.М. « Придумываем  истории и сказки»
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб : речь, 2005
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапиию _ СПб : речь, 2006
  5. Фесюкова Л.Б. « Воспитание сказкой» _ М: Просвещение, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность в...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Тема: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя –...

Семинар-практикум« Познавательно-речевое развитие дошкольников с помощью методов сказкотерапии »

Целью моей работы является повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ и знакомство с методами сказкотерапии....

Семинар-практикум для воспитателей: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Предлагается материал для проведения семинара-практикума с педагогами....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ"

Цель: Обучение воспитателей игровым способам речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ"

Цель: Обучение воспитателей игровым способам речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

"Роль сказок в речевом развитии дошкольников"

В данной статье представлены эффективные приемы при организации бесед по сказкам и советы для родителей при чтении сказок ребенку....