ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся
методическая разработка на тему

Аверкина Наталья Александровна

Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

ПРОГРАММА

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного

образа жизни обучающихся

Смоленск 2014

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «_____»______________20____ г.

Утверждено

решением педагогического совета

Директор ______________ В.В. Лунев

Протокол № ____

«_____»_______________ 20____ г.

Составитель: Аверкина Н.А.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

I. Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры личности обучающегося, на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося.

Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

-неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия;

-факторы риска (наличие детей с хроническими заболеваниями), имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

Цель программы: обеспечить        системный подход к созданию экологической и здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов.

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, сгруппированы по трем уровням:

В области формирования личностной культуры:

сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

расширять знания и навыки по экологической культуре.

В области формирования социальной культуры:

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, охранять природу;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

В области семейной культуры:

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

сформировать представление об основных компонентах экологической культуры и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Нормативно – правовая база Программы формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N273;

Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.93 № 5487-1 (ред. от 7.12.2011)

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 2.12.2013)

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 №52-Ф/З «О санитарно –эпидемическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);

Сборник инструкций по охране труда ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Планируемые результаты:

К личностным результатам обучающихся относятся:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию в сфере здоровья и безопасности, экологической культуры;

- сформированность мотивации к познанию закономерностей формирования и сохранения здоровья человека;

- сформированность представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- наличие ценностно-смысловых установок на здоровый и безопасный образ жизни;

- активная позиция в отношении сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- внутренняя позиция при самостоятельном выборе стиля поведения в повседневной и экстремальной ситуации.

К межпредметным результатам относятся:

- освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов базовых учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), позволяющие сохранять здоровье в процессе обучения и других видах деятельности;

- усвоенные межпредметные понятия, формирующие целостное представление о человеке, его здоровье, культуре здорового и безопасного образа жизни, нормах поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как фактора, способствующего развитию ребенка и достижению планируемых результатов общего образования.

К предметным результатам относятся:

- освоенный опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания в области экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также система основополагающих элементов научного знания в сфере здоровья и безопасности, лежащая в основе современной научной картины мира;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире на основе наблюдений в природе, постановки опытов и т.д.;

- овладение основами грамотного поведения в природе и социуме, правил безопасного образа жизни;

- использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Программа формирования экологической культуры обеспечивает формирование ценностных ориентиров к здоровью и здоровому образу жизни через урочную и внеурочную деятельность, а также систему внеклассной работы с обучающимися, а именно:

- приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;

- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простых элементов спортивной подготовки;

- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;

- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.

II. Направления деятельности программы.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья обучающихся

2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающихся установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой .

4. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория.

Условия реализации программы

Для внедрения программы необходимо реализовать:

1. Изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.

2. Корректировку учебных программ с учетом психологических,

оздоровительных требований.

3. Повышение квалификации преподавателей, оснащение учебных кабинетов.

4. Обеспечение необходимыми методическими пособиями, наглядными,

раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

Формы работы

При реализации программы используются формы работы:

1. открытые классные и общеколледжные мероприятия физкультурнооздоровительной направленности;

2. спортивные праздники;

3. мероприятия, приуроченные к памятным датам;

4. соревнования по различным видам спорта;

5. экскурсии, походы;

6. формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности;

7. анкетирование на уроках;

8. мониторинг уровня физического развития обучающихся;

9. беседы, тренинги, классные часы;

10. посещение спортивных секций по различным видам спорта;

11. анализ медицинских карт, определение группы здоровья;

12. мониторинг санитарно-гигиенических условий и режима работы всех

участников образовательного процесса;

13. проведение профилактических и просветительных мероприятий с

привлечением специалистов сторонних организаций;

14. родительские собрания, индивидуальная работа с родителями;

15. психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.

Показатели эффективности деятельности образовательного учреждения

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оценивается в рамках мониторинга, предусматривающего выявление: динамики сезонных заболеваний; утомляемости обучающихся.

В целях получения объективных данных о результатах реализации программы целесообразно проводить систематический мониторинг в образовательном учреждении.

Мониторинг реализации Программы включает:

• аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своѐм здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в учебном заведении;

• отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни.

Выделяются следующие критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

• отсутствие нареканий к качеству работы преподавателя со стороны органов контроля и надзора, родителей (законных представителей) и обучающихся;

• повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся;

• положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности обучающихся, анкет для родителей (законных представителей).

В качестве содержательной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

средствами урочной деятельности.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

средствами урочной деятельности может быть реализована во время занятий по предметам. С этой целью можно использовать соответствующие разделы и темы. Их содержание может быть направлено на обсуждение с обучающимися проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья.

УМК формирует установку обучающихся на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимися основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью.

Учебники курса «Русский язык» содержат задания, мотивирующие учащихся на здоровый образ жизни. Ряд заданий акцентируют внимание на физическом здоровье. Они даются на материале пословиц, текстов о спорте, занятиях физической культурой, режиме дня.

Учебники  курса «Литература» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми обучающиеся постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия обучающихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит не только интеллектуальное познание, но и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос нравственных открытий в жизненный опыт. Возможность выбора заданий для реализации творческих способностей обучающихся.

Учебно-методический комплект даёт возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать обучающихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Модель организации работы по формированию обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Модель организации работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся строится на основе экологической культуры. Экологическая культура - важная составляющая духовной культуры человека, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базируется на системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека с природой. Экологическое образование определяется как распространение экологических знаний о состоянии окружающей среды, охране, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов. Реализация данного направления        в урочное и внеурочное время связана с использованием:

-эколого-ценностного потенциала учебных дисциплин,  УМК

-разнообразных форм внеклассной деятельности обучающихся:

- недели Экологии (экологические выставки и конкурсы, выпуск плакатов и стенгазет);

-классные коллективные и индивидуальные проекты обучающихся;

- участие в экологических акциях.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

-соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях)обучающихся на всех этапах обучения;

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по адаптированным индивидуальным программам.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения аудитории, звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос, конспектирование, чтение, заслушивание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (4-7видов за занятие);

3) продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (не менее трех);

5) чередование видов преподавания (не позже чем через 10-15 минут);

6) использование активных методов обучения. Таких, как: взаимообучение, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент как исследователь; методы, направленные на развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

8) позы обучающихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность;

10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые преподавателем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения;

12) психологический климат на занятии;

13) наличие на занятии эмоциональных разрядок (шуток, улыбок);

14) момент наступления утомления у обучающихся и снижения их учебной активности.

15) темп и особенности окончания занятия.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

-проведение часов здоровья, экологических акций;

- факультативные занятия; занятия в кружках;

- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопа...