Игра "Что? Где? Когда? (Международный день защиты животных)
материал на тему

Цель: воспитание любви к живой природе.

Задачи:

  • содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
  • развивать интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda_mezhdunarodnyy_den_zashchity_zhivotnyh.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игра: «Что? Где? Когда? (Международный день защиты животных)»

Воспитатель: Артюшкина Т.П.

Оборудование: рисунки или фотографии: птиц - воробья, галки, оляпки; животных - лошади, собаки, жирафа, крокодила; насеко­мых - муравья, пчелы, бабочки.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, тема сегодняшней игры - животный мир земли, а посвящен наш праздник Всемирному Дню защиты животных, который отмечается 4 октября. В мире существует более двух миллионов видов различных животных. Даже знойные пустыни, ледяные шапки полюсов и глубины океана населены самыми не­обычными живыми существами. Представители животного мира отличаются фантастическим разнообразием размеров, форм и окраски. Многие животные поселились на всех континентах, другие обитают только в определенных местах. Ваша задача - ответить на вопросы викторины и пополнить свой копилку знаний.

Итак, вопрос 1.

Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Агния Барто. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Дети отвечают, а ведущий показывает картинки или фотографии воробья.)

Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Самым редким является пустынный воробей, поэтому этот вид находится под охраной.

Ученик читает стихотворение « Воробей» С. Черного.

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону –

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! Удрал... Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Ведущий.

Вопрос 2. Она - тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но по этому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Ответы детей).

Конечно же, это - галка. По величине она заметно меньше грача и вороны; длина ее тела около 30 см, а масса 130-225 г. Оперение черное, голова, хвост и крылья с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая. (Ведущий показывает фотографии галки).

Своих птенцов галка выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, мухами, гусеницами бабочек. Среди них немало тех, кто наносит вред сельскохозяйственным растениям. Таким образом, уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.

Ученик читает стихотворение «Галчата» С. Черного.

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом -

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой -

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

Ведущий.

Вопрос 3. Предмет из черного ящика.

Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые из мальчиков. Мальчикам этот предмет служит развлечением, а птицам доставляет немало огорчений.

Ученик читает стихотворение А. Барто «Две синицы».

К нам, на пестрые страницы,

Прилетели две синицы.

Говорят: - Стряслась беда!

Прилетели мы сюда

Рассказать насчет рогатки!

Мы от птиц! Мы делегатки!

Так волнуются синички!

Говорят они с трудом.

Просят:

- Дайте нам водички,

Мы тогда в себя придем.

Принесли мы им водицы

-Успокоились синицы.

Ведущий.

Вопрос 4. Это животное было одомашнено в Азии примерно 5-6 тысяч лет назад. В эпоху Великих географических открытий эти животные были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где получили название мустангов. Кто это? (Ответы детей).

 

ЛОШАДИ - род непарнокопытных млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов, в том числе: кулан, лошадь Пржевальского, дикий осел, степной тарпан, несколько видов зебр, хотя некоторые исследователи выделяют зебр и ослов в самостоятельный род. (Ведущий показывает фотографии разных видов лошади). Кроме того, к лошадиным относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Длина тела лошади до 2,8 м, высота до 1,6 м. На передних и задних конечностях имеется только по одному (третьему) пальцу, от боковых пальцев остались рудименты в виде грифельных косточек, скрытых под кожей. Волосы плотно прилегают к телу. На шее развита грива; хвост с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. В Европе дикие лошади истреблены.

Ученик читает стихотворение «Жеребенок» С. Черного.

Хвост косичкой,

Ножки - спички,

Оттопырил вниз губу...

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звездочкой на лбу.

Юбку, палку,

Клок мочалки -

Что ни видит, все сосет.

Ходит сзади

Тети Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле –

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль - и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой

И галопом к маме в луг.

Ведущий.

Вопрос 5. Что общего между улыбкой человека и хвостом собаки? (Ответы детей).

Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост! Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Это означает: «Привет, я рад тебя видеть». Так собаки здороваются со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца тоже член стаи - поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость. У человека эти эмоции передаются через слова и улыбку.

Ведущий.

Вопрос 6. Известно, что самое высокое животное в мире - жираф. И огромная заслуга в этом принадлежит его шее. Мы часто слышим: «шея как у жирафа». А что было бы с жирафом, если бы у него не было такой длинной шеи? (Ответы детей).

Он бы стал родственником жирафа, которого зовут ОКАПИ. Окапи несколько меньше жирафа. У него короткая шея, вытянутая морда и большие уши. У самцов на голове рожки, покрытые кожей. Туловище у окапи коричнево - серое, а задние ноги в полоску, как у зебры! (Фото окапи).

Живут окапи в труднодоступных лесах, по берегам рек и ручьев. Питаются листьями мелких кустарников. Короткая шея не позволяет им лакомиться другим кормом в отличие от длинношеих жирафов. Окапи были открыты всего 100 лет назад. Сначала мало кто из ученых верил в существование такого странного зверя. Сегодня окапи можно увидеть в 20 зоопарках мира. Эти редкие животные спокойно живут в неволе, быстро привыкают к людям и даже становятся ручными.

Вед у щ и й .

 Вопрос 7. Только что мы говорили о том, как выражает свои положительные эмоции собака - с помощью хвоста. А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные эмоции от встречи с человеком, но одни из них все-таки способны улыбаться. Можно ли по улыбке различить, кто перед нами, крокодил и аллигатор? И как вообще их можно различить? Хотя при встрече вряд ли это будет главным. (Ответы детей).

В Австралии есть река, которая называется Река Аллигатор. В ней полным-полно зубастых, зеленых и хвостатых. По названию реки они и получили свое имя - аллигаторы. Поэтому настоящей родиной аллигаторов является Австралия (а не Америка, как некоторые думают) и настоящие аллигаторы - коренные австралийцы. Но главное отличие между крокодилом и аллигатором - в улыбке. Если у зеленого страшилища пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте - это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастиком в соленой воде - не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.

Ведущий.

Вопрос 8. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть, что один муравей передвигается спокойно, а другой так странно, как будто каждую минуту приседает. Объясните, почему второй муравей так ползет? (Он помечает свой след).

У муравьев на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Это значит, что он что-то нашел и скоро прибежит назад, но уже не один, а с подкреплением - видимо, одному добычу не унести. А чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «На лесной до­рожке».

Шла Маринка за грибами,

Вдруг прижалась робко к маме:

- Мама, мамочка, постой!

Муравей ползет большой...

Он укусит!

- Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас,

Делом занят он сейчас.

Видишь, он несет бревно?

- Вижу.

Страшно все равно.

- У кого работа есть,

Тот не станет в драку лезть!

Ведущий.

Вопрос 9. Мы никогда не задумывались над тем, почему пчелы набрасываются чуть ли не всей семьей на человека, если тот приближается к улью. Ведь многие из них даже не видели его приближения. И тем не менее моментально появляются в нужном месте. Как они узнают об опасности? (По запаху, который выделяет пчела при укусе врага.)

Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такой приказ на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрывается весь жалящий аппарат пчелы, в том числе и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но врагу уже никуда не деться - он помечен пчелой. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Скучать некогда».

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар.

- А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

-Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

Ученицк читает стихотворение А. Пресмана «Пчела».

По узкой тропинке я к дому иду.

Лиловые сливы набухли в саду.

Румяные груши висят в стороне.

Так нет же, пчела привязалась ко мне.

У самого уха жужжит и жужжит.

Прогонишь - вернется и снова кружит.

Неужто узнала, что я на обед

Поела не кашу, а пару конфет?

Сиропом клубничным потом запила.

Но как догадалась об этом пчела?

Ведущий.

Вопрос 10. Редко чье пение можно услышать зимой. А эта птица любит зиму. И даже любит зимнее плаванье. Кто она? (Оляпка или водяной воробей.)

ОЛЯПКИ - род птиц отряда воробьиных; включает 4-5 видов, в том числе обыкновенную и бурую. Длина 14-20 см. Характерные особенности: короткие закругленные крылья, короткий и довольно длинный хвост, сильные ноги. Клюв прямой, средней величины, ноздри прикрыты кожистой перепонкой. Ушные отверстия имеют кожистый клапан. Оперение густое, плотно прилегающее к телу. Пение мелодичное, громкое. Обитают по берегам горных, реже родниковых равнинных ручьев и рек в Евразии, Африке и на западе Америки; могут плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи (мелких водных насекомых и беспозвоночных). (Фото оляпки).

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Оляпки».

Весеннею порою

На берегу реки

Гнездо себе построили

Оляпки-рыбаки.,

Проворные пичужки

С утра к воде спешат,

Пока их желторотики

Без пищи не пищат.

Хотя река глубокая

Быстра и холодна,

Отличные ныряльщики

Охотятся у дна.

Несут в гнездо ручейник,

Жучков и мотыля.

Порою удается им

Поймать и пескаря.

Ведущий.

Вопрос 11. Она носит очень высокое звание - адмирал. Дали ей это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она? (Бабочка-адмирал.)

Крылья этих бабочек покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками, которые образуют яркий и сложный рисунок.

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Бабочки».

На просеке светится лужица

Синего неба синей.

Кружатся, кружатся, кружатся

Бабочки стайкой над ней.

Любят над лужей прохладной

Они беззаботно кружить...

Много ли маленьким надо,

Чтобы счастливыми быть?!

Ведущий.

Вопрос 12. Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи).

ЕЖИ - очень интересные существа. Ведут ночной образ жизни, а днем, свернувшись в клубок, спят в своем гнезде или других укрытиях. В качестве жилища ежи часто использует заброшенные норы грызунов, дабы не делать свою. Ежи очень боятся холодов и при температуре 15 градусов впадают на 5 месяцев в спячку. Еж — всеядное, и к тому же прожорливое существо. Он поедает все, что попадается на его пути: насекомых, улиток, пчел, ос, опавшие плоды, мышей, ящериц, птичьи яйца, желуди, ягоды, грибы и т. д. За ночь может съесть столько корма, сколько составляет 1/3 собственного веса. Прекрасные охотники на лягушек и змей. При опасности стараются подпрыгнуть и уколоть врага в морду. Ежи хорошо бегают, плавают, лазают, прекрасно ориентируются при дальних перемещениях, поэтому за ночь без устали могут протопать своими короткими ножками до 3 км. Обладают острым обонянием и слухом.

Прощание с другом

Он сбежал у меня на глазах.

Я его провожаю в слезах.

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили. —

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко.

У него была милая рожица.

Не любил он колоться и ежиться.

Но открытой оставили дверь,

И сердитый бежит он теперь.

Как чужой, и шипит он и колется.

Проводил я его до околицы.

И в колючей траве он исчез,

И в дремучий отправился лес.

В. Берестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

15 марта Международный День защиты бельков

Во многих странах мира в этот день проходят демонстрации против убийства бельков – детёнышей тюленей.Убийство бельков - самая масштабная и самая ...

Международный день защиты детей классный час

Материал посвящён Дню защиты детей,рассказано об истории праздника,о конвенции о правах ребёнка,о правах и обязанностях учащихся....

Торжественная линейка - 1 июня Международный день защиты детей

Дать детям элементарные знания и представления о празднике "День защиты детей"...

Занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Животные Поозерья – герои сказок» (приурочено к Международному дню защиты животных)

Цель: Знакомство детей с животными Пооозерья – героями сказок.Задачи: 1. Выявить отличительные черты сказочных животных и реальных обитателей живой природы.2. Способствовать экологическому воспитанию ...

15 МАРТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  Цели - правовое просвещение и оказание конкретной помощи потребителям услуг дистанционной торговли, связи и Интернет. Познакомить учащихся с такими основными правами...

Международный День защиты детей

Беседа "1 июня - День защиты детей"...