Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса по ОПК
рабочая программа (6 класс) на тему

Эргешова Ольга Алексеевна

Содердание и тематическое планирование для 6 класса по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_ergeshovatem_plan_po_opk.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«
Средняя общеобразовательная школа №3»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Эргешовой Ольги Алексеевны, учителя

 православной культуры

по учебному курсу: «Православная культура»        

6 класс      

                                                  

Пояснительная записка.

Рабочая программа по православной культуре для школьников разработана на основе концепции и  программы учебного предмета  «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно- исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.

Цели программы обучения начального образования для обучения школьников:

  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на  материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
  • освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру.

В рамках требований рабочей программы учащиеся должны уметь:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо  умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте.

С целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и добавлен материал православного краеведения:   «Россия помнит. Святыни родного края» - Храмы города Щелково; «Разрушенные святыни города Щелково»

Обучение проводится по экспериментальному учебному пособию «Православная культура» Шевченко Л.Л., разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.

        Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

Содержание программ продолжает раскрытие темы «История христианской православной культуры в житиях ее святых», начатой на 5 году обучения. В них представлена тема «Святая Русь» (6 год - 10-17 вв., 7 год - 18-20 вв

Структура двух учебных пособий включает знакомые школьникам по предыдущим годам обучения рубрики: «Обсуждаем-размышляем», «Представление иконы». «Путешествия по святым местам родной земли», «Из Священной истории» «Из истории духовной культуры России» (жития великих русских святых), «Изучаем церковнославянский язык», «Знаешь ли ты?», «Наше культурное наследие», «Словарик зодчего».В соответствии с возрастными особенностями мышления школьников средних и старших классов, введена рубрика «Для самостоятельной работы». Задания всех рубрик взаимосвязаны, углубляя понимание школьниками основных терминов православной культуры, которые приводятся в каждой теме.

При выполнении самостоятельных заданий - маршрутов духовного краеведения «Путешествия по святым местам родной земли», следует объяснить школьникам отличие духовного краеведения от общепринятого понимания экскурсии. Маршрут духовного краеведения - это рассказ о христианских святынях и святых. Поэтому при подготовке задания подбираются такие материалы, в которых представлены яркие эпизоды жития святого, рассказывающие о духовной красоте его личности - добродетелях, о прославлении - о почитании святого, отразившемся в составлении особых церковных служб, в возведении в его честь храмов, в создании иконописных изображений святого, в названиях улиц, городов и т.д.

Одна из форм представления заданий маршрутов духовного краеведения — школьные эссе, стихотворения, фотоматериалы, рисунки и т.п. на тему: «Святые - путеводные звезды человечества» . Это задание основано на методике воспитания на примере путеводных звезд человечества, разработанной выдающимся педагогом В. А.Сухомлинским. Дети могут сами предложить для составления маршрута духовного краеведения имя святого (или героя Отечества), помимо указанных в учебнике. Данное задание помогает противопоставить современным кумирам масс-культуры высокие образцы духовности, способствует осмыслению школьниками нравственных норм поведения.

Ведущей для является тема «Христианский подвиг». Она раскрывается в контексте понятия «Святая Русь».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, (6 класс)  3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:

 №1 Творческая работа по теме: «Христианские святыни моего города»

 №2. Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура в жизни христиан»

№3.  эссэ на тему «Чистая совесть».

№4 Итоговое тестирование по теме «Святые во времена Московского государства»

Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора,  нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.


Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и  т. д.).


Учебно-методический комплект

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для 6-7классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. В 2 книгах М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 160 с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя:

6-7 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 112 с.

4. Шевченко, Л.Л. Православная культура:  Наглядное пособие: 6-7 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 112 с.


Календарно-тематическое планирование

6 класс

Кол-во ч

Тема

Дата

Приме

чание

1.

1

Первые христиане на Руси

2.

1

Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

3.

1

Первые святые на Руси – князья Борис и Глеб.

4.

1

Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.

5.

1

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры.

Подготовка к выставке рисунков и фоторепортажам по теме «Христианские святыни моего города»

6.

1

Храмы и святыни Киево-Печерской лавры.

7.

1

*Творческая работа по теме: «Христианские святыни моего города»

8.

1

Русские святые времён татарского нашествия

9.

1

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий.

10.

1

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей.

11

1

Духовная поэзия — о святителях московских.

12.

1

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.

13.

1

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Детские годы Преподобного. Послушание родителям.

14.

1

Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя.

15.

1

*Повторительно-обобщающий урок. по теме «Духовная культура в жизни христиан»

16.

1

Рождественский праздник

17.

1

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие – Зосима, Савватий и Герман.

18.

1

Христианские добродетели, которыми прославились святые Зосима, Савватий и Герман.

19.

1

« Воссияла весна духовная в стране лютого мороза...»

20.

1

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии.

21.

1

Дороже золота - заповеди Господни.

22.

1

Совесть как критерий чистоты души.

23.

1

.* эссэ на тему «Чистая совесть».

24.

1

Свирский чудотворец

25.

1

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный

26.

1

Русские святые, Христа ради юродивые.

27.

1

Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

28.

1.

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский.

29.

1

Святые во времена Московского государства.

30.

1

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.

31.

1

Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов

32.

1

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.

33.

1

Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон.

34.

1

*Итоговое тестирование по теме «Святые во времена Московского государства»

35.

1

Экскурсия «Путешествие по святым местам родной земли»


Содержание программы учебного предмета

православная культура

6 год. Святая Русь (10-17 века)

Первые христиане на Руси. Россия - наша Родина. Почему Русь — Россию « святой именовали»? Поэты размышляют о том, что предки завещали сохранять как святыню. Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки. Добродушие, гостеприимство, доверчивость, мужество - черты характера славян. Верования славян. Первые князья Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу; житие святого мученика 1 века Евстафия Плакиды. Первый русский митрополит Михаил. Его труды христианской проповеди на русских землях. Как русские люди учились правилам христианской благочестивой жизни. Первые школы на Руси. Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен - просветители вятичей. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Иларион и его сочинение «Слово о законе и благодати». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира - храмы, названные в его честь.

Первые святые Руси — князья Борис и Глеб. Сыновья КНЯЗЯ Владимира - святые братья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Сравнение христиан Древней Руси с работниками последнего часа. Почему на Руси жития были любимым чтением христиан? Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. Мученики - страстотерпцы. Сопоставление подвига святых Бориса и Глеба с прославлением святых Вифлеемских младенцев. Пример кротости и послушания, показанный Христом (евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.

Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.

Изучение церковнославянского языка: чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28).

Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь.

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры. Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский. Его детские годы. Отличие от других детей. Христианские добродетели послушания и смирения в жизни преподобного Феодосия. Почему мать послушалась своего сына? Житие преподобного Феодосия, составленное его матерью.

 Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Кто в них почивает? Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

Русские святые времен татарского нашествия. Беда приходит на Русь. Междоусобная вражда русских князей. Набеги кочевых племен. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?

Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории.

Почитание памяти святых в объектах православной культуры.

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Детские годы святителя Петра. Какие книги любил читать отрок. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Обычай крестного целования на Руси. Русские КНЯЗЬЯ присягают на верное служение у раки митрополита Петра.

Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Характер, христианские добродетели будущего святителя. Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду. Чудесное исцеление. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Духовная поэзия — о святителях московских. Икона Божией Матери «Петровская» . История ее написания митрополитом Петром.

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Построение церкви во имя Троицы на Маковце. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Восстановление преемственности монашеской жизни. Смиренный чудотворец. Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей.

Защитники Отечества. Благословение КНЯЗЯ Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный.

Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра,  Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий. Почему Савватий стремился к уединенной жизни. Скромность инока Савватия. Чудо изгнания с острова семьи рыбака. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Чудесное видение ему церкви. Построение храма во имя Преображения Господня. Христианские добродетели, которыми прославились святые Зосима, Савватий и Герман.

Иконография жития святых Зосимы и Савватия. Икона Божией Матери «Боголюбская» с житием преподобных Зосимы и Савватия.

Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России. Святые и святыни соловецкого острова Анзер: преподобный Елеазар, его воспитанник Никита Минов (будущий Патриарх Никон), преподобный Иов; Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты.

Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и события русской истории: ученик преподобного Сергия преподобный Кирилл -основатель Кирилло-Белозерского монастыря; его инок Савватий - основатель Соловецкого монастыря; монах соловецкого монастыря, основатель Свято-Троицкого Анзерского  скита Елеазар - воспитатель будущего Патриарха Никона; игумен Соловецкого монастыря - будущий митрополит Московский Филипп; в заточении в Соловецком монастыре доживал последние годы жизни священник Сильвестр - духовник царя Иоанна Грозного, автор знаменитой книги о воспитании «Домострой »; под стенами Преображенского собора Соловецкого монастыря погребен знаменитый защитник Троице-Сергиевой лавры в Смутное время келарь Авраамий Палицын; в основанном святым Иовом анзерском Голгофо-Распятском скиту в 20 веке просияли Новомученики и Исповедники Российские, среди которых священномученики Петр (Зверев), Иларион (Троицкий. Песнопения и изречения из Священного Писания на церковнославянском языке, в которых прославляются святые, раскрывается смысл их почитания («Сними обувь твою, ибо мес¬то, на котором ты стоишь, земля есть святая» - Библия, Исход 3,5; « Воссияла весна духовная в стране лютого мороза...» - из акафиста соловецким святым Зосиме, Савватию и Герману»).

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Молитвенная помощь и материальная помощь людям. Просвещение людей Божественным знанием о пути спасения. Просветитель. Христианские добродетели, которые преподобный Иосиф Волоцкий выделяет как необходимые в жизни человека. Дороже золота - заповеди Господни. Христос учит Марфу и Марию о самом важном в жизни христиан.

Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.

Свирский чудотворец. Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Подвиг преподобных - в служении Богу молитвой и постом. Почему дело молитвы называют подвигом? В чем он заключается? Детские годы святого Александра. Приветливость, кротость и послушание - христианские добродетели и качества души отрока. Его решимость следовать подвигом Христовым. В чем он состоит? Отречение своей воли ради выполнения воли Божией, выраженной заповедями. Высокие духовные дарования святого. Явление Святой Троицы преподобному Александру (в Священной истории и истории Церкви упомянуты только два случая явления Троицы: в Ветхозаветное время - праотцу Аврааму и в Новозаветное - преподобному Александру Свирскому). Добродетели, которыми прославился святой.

Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля. Святые обители, связанные с именем преподобного: Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный. О счастье жизни христиан. Законы, определенные Богом для жизни людей. Понимание христианами счастья как выполнение заповедей Божиих. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему христиане старались выполнять заповеди? Выполнение заповедей - путь к спасению. Юродство - один из путей к спасению. Кто такой Христа ради юродивый: глупый, безумный или мудрый? Кого христиане называли мудрым? Почему юродивые представлялись безумными? Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми?

Жизнь в Боге святого блаженного Василия. Детские годы святого. Сокровища земные и сокровища небесные - какие из них выбрал Василий? Евангелие о святости учеников Христа. («Вы - свет мира»). Сияние святой души - как можно увидеть такой свет? О каком собранном святым богатстве поется в песнопении, ему посвященном? Богатство духовное — богатство материальное. Богатство, которое приносил в дар Богу святой Василий. Заповеди блаженства, которые выполнил в своей жизни святой Василий.

Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».

История московского храма Василия Блаженного и иконы «Церковь воинствующая».

Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.

Детские годы митрополита Филиппа (Феодора Колычева). Благочестие боярской семьи. Характер отрока. Любимые занятия. Евангелие о богатом юноше, которое отрок воплотил в  своей жизни. На службе при дворе царя. Монашеский постриг и игуменское служение в Соловецком монастыре. Как игумен благо украшал святую обитель. Церковные соборы. Опричнина. Филипп - митрополит Московский. Митрополит Филипп обличает царя Иоанна Грозного. Опала. Мученическая смерть.

Песнопение о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших. Вера как источник духовного мужества христианина. Что такое небесные венцы? Можно ли их увидеть?

Святыни Соловецкого монастыря. Что в нем сохранилось со времен игуменства святого Филиппа? Иконы, посвященные святителю.

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Симфония (единодушие, согласие) государственной и церковной власти в царствование Патриарха Филарета (Романова). Обычай крестного хода, возглавляемого царем и Патриархом, из Кремля в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.

Русская поэзия рассказывает о подвиге Патриарха Ермогена. Слова церковного песнопения, прославляющего святого Патриарха Ермогена.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон. Русские люди размышляют над выбором ценностей жизни. Евангелие о неразумности собирания земных сокровищ (притча о неразумном богаче). Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Детские годы Никиты. Воспитанник Анзерского старца Елеазара. Строгость монашеской жизни по уставу Соловецкой обители. Строгие требования Патриарха Никона к благочестию людей. Отношения Церкви и государства в представлении Патриарха Никона. Евангелие о Божественной и царской власти. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях. Образ Небесного Иерусалима в русской культуре. Храмы в честь Воскресения Христова.

Перечень учебно-методических средств обучения

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-150 с

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для 6-7 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий  – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-177 с.

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 6-7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-112 с.

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] :  6-7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-112 с.

Новый Завет. Издательство: Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2005

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. Российское Библейское общество. М., 1993

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество. М., 1995

Жития и подвиги святых Киево-Печерской лавры. Минск. 2005

Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. М., 1913. / Переиздано Оптина Пустынь. 1998 г.

Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное от мира собираемое. Творения. Изд. Псково-Печерского монастыря. 1994.

Святитель Филарет, митрополит Московский. Конспект по нравственному богословию (нравственность христианина). Уфа. 1991. Москва. 1991

Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998.

Святитель Филарет, митрополит Московский. Православный катехизис. М. 1994

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневники. В 4-х книгах. М., 2001-2006

Александр Шмеман, протопресвитер. Исторический путь православия. Киев. 2003

БехтеевС.С. Грядущее. СПб., 2002

Богданов А.П. Русские патриархи. В 2-х т. М., 1999

Вениамин (Федченков), митрополит. Богослужение Православной Церкви. М., 2002

Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. Париж. 1937

Давыдова Н.А. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

6 класс

1 четверть

№1 Творческая работа по теме: «Христианские святыни моего города»

Выставка  рисунков и фоторепортажей по теме: «Христианские святыни моего города»

Примечание.

Класс делится на 6 творческих групп. Задание дается за 2 недели до урока. На уроке каждая творческая группа защищает свой проект.

2 четверть

№2. Повторительно-обобщающий урок  по теме «Духовная культура в жизни христиан»

1. Задание  Какие иконы Андрея Рублева Вам известны? Какую икону он создал «в похвалу преподобному Сергию Радонежскому»?

 2. Задание содержит вопрос, к которому  требуется развернутый полный ответ.

- Что принесли Волхвы в дар новорожденному Иисусу Христу? Что означали эти дары?

 3. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до трех. Отметьте верные ответы, подчеркнув их.

8. Поставить в соответствие номерам Заповедей, данных Богом Моисею, их краткое содержание

5  - не убий

8  - почитай родителей

6 – не лжесвидетельствуй

9 -  не укради

5

8

6

9

4. Задание Основателем Троице-Сергиевой Лавры был преподобный Сергий. Почему преподобный Сергий именуется Радонежским?

   5.  Задание Перед Вами стихотворение русского поэта А. А. Фета (1820-1892). Какое евангельское событие легло в основу этого стихотворения? Кратко поясните суть этого события.    

Когда Божественный бежал людских речей

И празднословной их гордыни,

И голод забывал и жажду многих дней,

Внимая голосу пустыни,

Его, взалкавшего, на темя серых скал

Князь мира вынес величавый:

"Вот здесь, у ног Твоих, все царства, — он сказал, —

С их обаянием и славой! —

Признай лишь явное, пади к моим ногам,

Сдержи на мне порыв духовный, —

И всю эту красу, всю власть Тебе отдам

И покорись в борьбе неровной."

Но Он ответствовал: "Писанию внемли:

Пред Богом Господом лишь преклоняй колени."

И сатана исчез, — и ангелы пришли

В пустыне ждать Его велений.

6. Объясни слова: вера, религия, культура, культурный человек, историческая память, духовность, христианство, православие, добро, зло, добродетель, страсть, грех, красота рукотворная, красота нерукотворная, красота духовная, милость, милосердие, христианская любовь, спасение, монастырь, монах, храм, икона.

Ответы:

  1. Андреем Рублевым написаны следующие иконы:          

 «Благовещение», «Крещение Господне», «Спас Вседержитель», «Преображение Господне», «Троица», «Спас в силах», «Архангел Гавриил», «Дмитрий Солунский», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Вознесение Господне», «Святой Иоанн Предтеча», «Архангел Михаил», «Святитель Григорий Богослов», «Святитель Иоанн Златоуст», «Сошествие во Ад», «Апостол Андрей Первозванный», «Архангел Гавриил». Икону «Троица»  преподобный Андрей Рублев написал «в похвалу отцу своему духовному» — святому Сергию Радонежскому.

  2.Золото, ладан, смирну. Зная, что родился спаситель мира, их подарки были символичны: золото – как царю этого мира, ладан – как Богу, смирну – как человеку, которому суждено было умереть за грехи людей.

3. 5- почитай родителей  8 – не укради   9-не лжесвидетельствуй   6-не убий

4 . Радонежским назвали потому, что жил в городе Радонеж и в Радонежских лесах построил  небольшую деревянную церковь Святой Троицы.

5 . Дьявол искушает Господа  голодом, славой и властью  в пустыне, когда он выдерживает сорокадневный пост.

3 четверть

№3 эссэ на тему «Чистая совесть».

4 четверть

№4 Итоговое тестирование по теме «Святые во времена Московского государства»

1. Назовите полные, принятые Церковью имена святых: святой великомученик ... Победоносец, святой великомученик и ... Пантелеймон, святитель ... Чудотворец, святые благоверные князья, ... Донской,... Невский,... Московский, преподобные ... Радонежский, ... Свирский, ... Саровский, святая блаженная ... Петербургская, святой праведный ... Кронштадтский.

2. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «История религиозной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божий. Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.

3. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание •>: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.

4. Заполните пропуски и определите понятия: «Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение,..., Священство - это церковные ...».

 5. Составь рассказ из истории христианской православной культуры, используя данное понятие.

  Словарь понятий

Основные понятия: Бог, Троица, Бог Отец, Иисус Христос Сын Божий, Святой Дух, Творец, Спаситель, Церковь, Богородица, Чудотворец,

Алтарь

Ангел Хранитель

Ангельский мир

Антихрист

Бескорыстие

Бессмертие

Библия

Благо

Благовест

Благовещение

Благодарение

Благодатная

Благодать

Благотворительность

Благочестие

Блаженство

Богослужение

Великий Пост

Вера православная

Верность

Вертеп

Ветхий Завет

Вифлеем

Вифлеемская звезда

Возделывание

Воздержание

Волхвы

Воскресение Христово

Всенощная

Герб

Героизм

Гнев

Голгофа

Гордость

Грех

День Ангела

Дни творения

Добро

Добродетель

Догмат

Долг

Древо познания

Духовность

Душа

Колядка

Стыд

Тайная Вечеря

Творение

Терпение

Трезвение                                                                 Целомудрие

Трезвон                                                                     Цель христианской жизни

Фреска                                                                      Церковное пение

Храм православный                                                 Церковные праздники

Христианство                                                           Церковные Таинства

Христиане                                                                Честность

Христославы                                                            Честь

Христосование                                                         Язык церковнославянский

Царские Врата

Оранта

Ответственность

Отечество

Отче наш

Память историческая

Панихида

Пасха

Певчие

Плащаница

Покаяние

Послушание

Праведность

Правила жизни

Православие

Предки

Преображение

Престол

Причащение

Промысл Божий

Просвещение

Прощение

Псалтирь

Радоница

Распятие

Религиозная культура

Религия

Родина

Рождество Богородицы

Рождество Христово

Русь православная

Свеча

Святая Русь

Святки

Святой

Святыня

Священник

Священное Писание

Священное Предание

Символ

Славить

Смирение

Совесть

Сотворение мира

Спасение

Страсть

К расота нерукотворная  красота рукотворная Крест

Крестный ход Крещение Кротость Кувуклия Культура Лавра Ладан Лампада Летопись Литургия Любовь Масленица Милосердие Милостыня Мозаика Молитва Монастырь Монах Мощи Мужество Мученик Надежда Назарет

Нестяжательность Новый Завет Образ и подобие Божие Обязанность Одигитрия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...