Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.
опыты и эксперименты на тему

Кулик, Ирина, Анатольевна
Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, созданы и создаются условия для здоровья сбережения детей. Если анализировать проводимую работу в рамках здоровье сберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении, то можно выделить несколько организационно-аналитических блоков:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tv_gr_zdorove.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока

 как средство сохранения здоровья учащихся.

Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы.

В нашей школе, на наш взгляд, созданы и создаются условия для здоровья сбережения детей.

Если анализировать проводимую работу в рамках здоровье сберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении, то можно выделить несколько организационно-аналитических блоков:

  1. Формирование здорового образа жизни и осознание ценности здоровья посредством содержания образования;
  2. Внедрение элементов здорового образа жизни во внеклассные мероприятия и досуг учащихся
  3. Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  4. Организация питания учащихся;
  5. Организация исследовательской деятельности учащихся и учителей в части сохранения здоровья:
  6. Работа с родителями учащихся (родительские собрания, беседы);
  7. Контроль за состоянием здоровья учащихся со стороны медперсонала:
  8. Просвещенческая деятельность (курсы, вебинары, педсоветы, самообразование);
  9. Участие образовательного учреждения в реализации краевых целевых программ;
  10. Организация деятельности школьных служб;
  11. Анализ уроков заместителем директора, педагогами с позиций здоровье сбережения;

Во-вторых, научно-методическая служба обеспечивает условия для профессиональной компетентности учителей и их личностно-профессионального роста.

В соответствии с программой «Здоровье сберегающий подход к организации образовательного процесса в школе», над реализацией которой мы начали работу, запущен мониторинг здоровья, мониторинг здоровье сбережения. Остановимся на мониторинге здоровье сберегающей направленности урока.

        Уровень здоровье сбережения замеряется с помощью анкеты «Мониторинг качества урока» (авторы А.И Севрук, Е.А.Юнина)

С помощью этой анкеты можно наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровье сбережение на отдельных уроках, в серии уроков, по ступеням обучения, предметам. По своей форме анкета представляет собой набор признаков (качеств) урока, сформулированных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить реализованные учителем признаки. По совокупности реализованных признаков (в одном или серии уроков) производится оценка качества преподавания, в том числе здоровье сберегающей направленности урока; по совокупности наблюдений по всем педагогам – оценка состояния преподавания и здоровье сбережения в образовательном учреждении в целом.

Названная анкета не является единственным инструментом в измерении качества урока, уровня здоровье сбережения или воспитательной направленности урока. Но мы использовали именно этот инструмент, считая его объективным и наиболее эффективным. Итак, обратимся к анкете «Качество урока», включающей в себя 21 пункт и моделирующей основные признаки урока. Назовём наиболее важные, специфические признаки анкеты:

  • Имеет конкретную методологическую базу (гуманизация и гуманитаризация образования);
  • Отражает нормируемые виды деятельности (должностные обязанности);
  • Охватывает педагогические, психологические, валеологические, правовые аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Остановимся на тех пунктах анкеты, которые напрямую связаны с созданием на уроке обстановки, способствующей сохранению здоровья ученика.

Учёт особенностей аудитории, например, проявляется через пункты 7, 8, 9, 12, 16.

Созданию благоприятного психологического фона на уроке способствует наличие пунктов 3,4, 11, 12, 15, 21.

Созданию условий для самовыражения учащихся способствуют проявленные на уроке пункты 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 20.

Здоровье сбережению на уроке способствует и инициация разнообразных видов деятельности, которые будут отражены в пунктах 7, 8, 13, 17, 18, 19, 20, 21.

И, наконец, здоровье сбережению на уроке способствует предупреждение гиподинамии через наличие пунктов 15, 18, 20, 21.

 Подводя итог урока, и отметив те приёмы и методы, которые педагог использовал на уроке, можно вычислить уровень здоровье сберегающей деятельности на уроке в процентном отношении.

Таким образом, каждый посещённый урок может выявить уровень здоровье сбережения на уроке и степень использования педагогом специфических приёмов и методов, способствующих сохранению здоровья.

Важно также отметить, что через посещение одного урока данный уровень выявить весьма трудно, ведь на одном уроке невозможно увидеть все те формы и методы, которыми владеет учитель. Поэтому общее мнение складывается через посещение серии уроков.  

На основании данных, выявленных с помощью анкеты, мы, совместно с учителем, делаем выводы о целесообразности применения тех или иных технологий. Кроме того, данные мониторинга помогают выстраивать стратегию научно-методической работы. Например, при отсутствии отдельных проявлений мы можем сделать вывод о незнании педагогом современных технологий личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.

Наши учителя на данном этапе проводили самооценку и получили следующие результаты:

Показатели в %

1

2

3

4

5

6

100

43

82

87,5

75

33

71

71

64

62,5

62,5

33

86

43

64

62,5

75

67

86

57

54,5

62,5

50

0

57

43

64

62,5

62,5

67

71

100

82

87,5

75

100

86

57

82

62,5

75

33

71

86

64

75

75

100

100

100

82

87,5

75

67

100

86

90

87,5

87,5

67

100

100

100

100

100

100

57

57

54,5

50

50

33

71

86

73

75

62,5

67

86

71

82,5

87,5

62,5

33

71

57

82,5

75

62,5

33

71

100

54,5

62,5

75

67

86

71

73

75

87,5

67

71

71

90

75

75

33

71

57

54,5

50

50

0

100

100

90

100

87,5

100

57

86

64

62,5

62,5

67

14

14

18

25

37,5

0

71

57

73

50

75

67

100

71

82

87,5

87,5

67

86

100

90

87,5

87,5

100

57

86

90

87,5

87,5

100

57

43

64

50

62,5

67

86

100

73

75

75

100

43

43

36,5

62,5

50

67

86

86

90

75

75

33

86

71

64

75

62,5

67

71

100

90

87,5

87,5

100

86

86

73

62,5

75

33

100

71

100

100

87,5

33

77%

68%

69%

73%

78

57%

Анкета качества урока

Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока

 _______________________  учителем ___________________________

(вписать предмет, класс)                 (вписать Фамилию И.О. учителя)

  1. Устно или письменно ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
  2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
  4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.
  6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
  7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
  8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
  9. Дает разно уровневые домашние задания.
  10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке использует приемы (методы):

  1. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
  2. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
  3. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
  4. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
  5. Коллективной мыслительной деятельности.
  6. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровье сберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровье сберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии. Приведенная ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровье сбережение.

№ пункта анкеты

Показатели здоровье сбережения

1

2

3

4

5

6

1

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

3

0

1

1

0

0

0

4

0

1

1

0

0

0

5

0

0

1

0

0

0

6

0

0

1

0

0

0

7

1

0

1

0

1

0

8

1

0

1

0

1

0

9

1

0

0

0

0

0

10

0

0

0

1

0

0

11

0

1

0

1

0

0

12

1

1

0

1

0

0

13

0

0

1

0

1

0

14

0

0

0

0

0

0

15

0

1

0

0

0

1

16

1

0

1

1

0

0

17

1

0

1

1

1

0

18

1

1

1

1

1

0

19

0

0

0

1

1

0

20

0

0

1

1

1

1

21

0

1

0

0

1

1

7

7

11

8

8

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические задачи здоровье сберегающейся направленности.

Математические задачи здоровье сберегающей направленности....

Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"

Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...

Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах

В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....

Использование кинезеологических упражнений как средство сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ

В презентации представлен совместный опыт работы учителя и психолога по оказанию помощи обучающимся в период адаптациии. Это опыт был представлен на областном семинаре и был отмечен жюри....

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся....

Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Рекламные блоки радио- и телепередач, газетные полосы, листовки в почтовых ящиках заполнены предложениями медицинских услуг и чудодейств...

Творческий проект по теме: «Здоровье сберегающие технологии как средство реализации требований ФГОС на уроках физкультуры»

1. Актуальность и практическая значимость опыта 2. Ведущая педагогическая идея опыта 3. Теоретическая база опыта 4. Описание технологии реализации ведущей педагогической идеи и составляющих её комп...