«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как средство формирования инновационной педагогической модели обучения в условиях внедрения ФГОС.»
статья по теме

Актуальность темы

 

За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество  общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Этот процесс вполне естественно происходит в ответ на  требования современного общества к  выпускникам как интеллектуально развитым и информированным во многих областях знаний.

 Но  сформировавшаяся система обучения и воспитания ведет к ухудшению  психического и физического здоровья учащихся. Интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основана на преобладании статических нагрузок, которые способствуют искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Фактическая учебная школьная нагрузка составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в старшем звене – 8,6 – 9,2 часа в день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolmacheva_o.g.rar133.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как средство формирования инновационной педагогической модели обучения в условиях внедрения ФГОС

Разработчик проекта:

Толмачева Ольга Герольдовна

учитель математики лицея № 67

     

Тольятти - 2015

Содержание

 1.  Введение………………………………………………………….........…2-3

2. Анализ системы здоровьесберегающих технологий  в лицее № 67…..4-7

3. Анализ необходимых материально-технических условий для внедрения системы здоровьесберегающих технологий на уроках математики……………………………………………………………........8-11

4. Модель программы по формированию здорового образа жизни обучающихся……………………………………………………….……..12-16

5. Оценка эффективности разработанной модели по формированию здоровья учащихся………………………………………………….……17-18

                    6. Заключение………………………………………………………………..19

          7. Список литературы…………………………………………………….…20  

                         

  1.   Приложение ……………………………………………………….…22-24

Введение

Актуальность темы

За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество  общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Этот процесс вполне естественно происходит в ответ на  требования современного общества к  выпускникам как интеллектуально развитым и информированным во многих областях знаний.

 Но  сформировавшаяся система обучения и воспитания ведет к ухудшению  психического и физического здоровья учащихся. Интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основана на преобладании статических нагрузок, которые способствуют искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Фактическая учебная школьная нагрузка составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в старшем звене – 8,6 – 9,2 часа в день.

 Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у обучающихся отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Уклад жизни современного общества требует активного здорового подрастающего поколения, но в погоне за высокой образованностью подрываются фундаментальные основы для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.

Актуальность заключается в разрешении следующих противоречий:

- объективной необходимости формирования основ здорового образа жизни школьников и субъективной недооценки обществом ее роли в жизнедеятельности человека;

- потребности общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующего консерватизма в содержании методов обучения и воспитания

Цель: проанализировать и дать оценку эффективности использования здоровьесберегающих технологий по сохранению здоровья учащихся при обучении на уроках математики.

Задачи:

1. Изучить существующую систему здоровьесберегающих технологий в лицее № 67.

2. Провести анализ необходимых материально-технических условий для внедрения

системы здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

3.Разработать модель программы по формированию здорового образа жизни обучающихся.

4. Оценить эффективность разработанной модели по формированию здоровья учащихся

Анализ системы здоровьесберегающих технологий  в лицее 67.

 В здании лицея созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В структурное подразделение лицея входит детский сад « Русалочка», на базе которого обучаются учащиеся 1 классов,  там расположены  учебные кабинеты, игровая комната, кабинет информатики, столовая на 50 мест.

В лицее работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Общее количество посадочных мест- 200. Количество обучающихся получающих питание – 1151 чел., что составляет 96 %. Количество обучающихся получающих льготное питание -37 чел. Обучающиеся начальных классов завтракают после первого урока. Обедают после шестого урока. Обучающиеся 5-11 классов завтракают после второго и третьего урока, обедают после  пятого-шестого урока,

В школе имеются два спортивных зала, тренажерный зал, на территории расположена  современная спортивная площадка, оборудованная необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

         Учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей недели  для 1-5 классов и 6-дневной рабочей недели для 6-11 классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 календарных недель. Для  обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

       Продолжительность урока – 40 минут,  перемены между уроками –  по 20 минут. Продолжительность урока в первом классе 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 – 2 минуты каждая и динамической паузы между 3 и 4 уроками.    

     Содержание образования в лицее определяется программами  на основе государственных образовательных стандартов. Образовательная программа состоит из основного (базового), регионального и лицейского компонента образовательного учреждения.

         Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения на каждой возрастной ступени регламентируется учебным планом (разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком, и расписанием занятий, которое разрабатываются и утверждаются лицеем самостоятельно.

В лицее введено обучение по профилям в 10-11 классах.  

  Профили:

- физико-математический;

-  социально-гуманитарный;

В дополнение к обязательным предметам могут вводиться специальные курсы- предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.  Учреждение предоставляет дополнительные образовательные услуги  по изучению специальных курсов и дисциплин в 1-11 классах,  хореографии в1-4 классах.

 При проведении занятий по трудовому обучению в 5-9 классах общего образования, иностранному языку во 2-9  классах общего образования допускается деление класса на две группы при наполняемости класса в 25 обучающихся. В старшем звене происходит деление на 3 группы по иностранному языку в профильных классах. На специальных курсах в 10-11классах по математике и физике происходит деление класса на подгруппы.

Анализ состояния здоровья обучающихся.

Анализ состояния здоровья лицеистов показал, что процент учащихся, имеющих хронические заболевания в период с 2010 по 2015 год увеличился по следующим показателям: на 3% -сердечно-сосудистые и дыхательных путей, на 1% - эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. Почти на 50% произошло увеличение количества обучающихся с заболеваниями нервной системы. Выявлены 4% от общего количества обучающихся с дефектами речи. За тот же период  произошло незначительное уменьшение числа учащихся с ЛОР заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. На 10 % отмечено уменьшение количества хронических болезней выделительной системы. Мы полагаем, что все колебания, выраженные в процентном соотношении, близки к  естественной норме. Но процент  повышения количества обучающихся с заболеваниями нервной системы говорит о том, что налицо явные перегрузки, а такой ритм жизни предопределяет возникновение хронической усталости, неблагоприятный ход адаптационных процессов и нарушение физического развития.

Анализ расписания в лицее по ранговой шкале трудности.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.

Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъёмом – в среду и пятницу или, во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузок в недельном цикле. Синим цветом на диаграммах (приложение 2) отмечена нагрузка по плану, фиолетовым – фактическая нагрузка учащихся, которая включает в себя специальные  курсы в рамках предоставления  дополнительных образовательных услуг.

На основе анализа рисков, существующих в лицее и с учетом  основных групп  здоровьесберегающих технологий была разработана педагогическая модель программы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.  Она также приведена в соответствие с определением  Федерального Государственного Образовательного Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы.

Анализ необходимых материально-технических условий для внедрения системы здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке,

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Можно на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Модель программы по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу инноваций, позволяющих сохранить здоровье детей. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Как подобрать здоровьесберегающие средства?

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

7) Обеспечение на уроке оптимального темпо - ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

8) Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.

9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения

11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

12) Благоприятный эмоциональный настрой.

Использование доски с применением здоровьесберегающих технологий

Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планируя работу по повторению на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание, доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

Организация отдыха на уроке

Не нужно забывать  о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Нужен отдых. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Физкультминутка на уроке математики

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки на уроке математики следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную — руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-б примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят, и способствует отдыху.

          Использование элементов  хромотерапии – лечение цветом.

С этой целью на уроке используются карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.

 Работа со зрительными метками.

                 Найдите пары тождественных выражений:

а2+6а+9

(а-3)2

-(а-3)( 3-а)

-(а+3) (3+а)

а2-3

(а-3) (а+3)

а2-9

(3+а)2

а2-6а+9

«Собери формулы». Установите соответствие между выражениями

1

2

(а + в)2

а3 + в3

(а + в)(а2 -ав + в2)

(а – в)2

(а - в)3

(а - в)(а2 + ав + в2)

а3 + 3а2в + 3ав2 + в3

(а - в)(а + в)

а2 – 2ав  + в2

(а + в)3

а3 - в3

а2 + 2ав + в2.

 

Оценка эффективности разработанной модели формирования здоровья учащегося

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что формирование здоровья и развития обучающихся будет эффективным, если:

- педагогическая модель будет строиться на основе принципов комплексности, системности, поэтапности, природосообразности и социализации личности; формирование здоровья и развития школьников рассматривается как целостный процесс, учитывающий возрастные особенности субъектов процесса и их естественное развитие;

- внедрена в учебную деятельность педагогическая познавательно-развивающая технология на основе интеграции теории физического воспитания с педагогическими теориями развивающего и личностно-ориентированного обучения;

- сформирована у школьников мотивация к занятиям физической культурой в урочной и внеурочной деятельности; учтены планы индивидуально-типологических показателей здоровья, адаптационных возможностей параметров физического развития, психофизиологической готовности детей; 

- создании атмосферы эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверительного отношения к возможностям школьника

- обеспечивается постоянный педагогический и медицинский контроль, призванный своевременно отреагировать на изменения внутренних и внешних параметров подготовленности и физического состояния школьников.

В педагогическом эксперименте участвовали школьники 7-х классов МБУ лицея № 67. В школе уроки проводились в двух параллельных классах, один из которых являлся экспериментальным, в котором работа проводилась по разработанной методике, второй – контрольный.

На уроках режим обучения организовывался так, чтобы он обеспечивал высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. За счёт регламентации продолжительности и чередовании различных видов деятельности ,  сохранялась высокая работоспособность  обучающихся.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достаточной эффективности разработанной методики

Таблица 1

Анализ сохранения  здоровья школьников на уроках математики

Критерии оценки здоровья учащихся

Классы

%

Физическое здоровье

Э

65,5

К

49,5

Социальное здоровье

Э

10,4

К

7,9

Эмоциональное здоровье

Э

57,6

К

38,4

Интеллектуальное здоровье

Э

53,7

К

47,4

Нравственное здоровье

Э

56,5

К

39,5

Итого

Э

44,3

К

31,8

В результате анализа  оказалось, что высший уровень показали 44,3 % учащихся экспериментальных классов, в контрольных классах данный показатель оказался равным 31,8 %.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

2. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

3. Проделанная работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии в условиях реализации ФГОС ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


Список литературы

  1. Абрамова Г. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Г. В. Абрамова. — Режим доступа к ст.  http://school11kgd.narod.ru/abramova.htm
  2. Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного [Электронный ресурс]. — Режим доступа к ст.: http://lib.znate.ru/docs/index-137494.html.
  3. Филиппова Р. Ф. Физкультминутки на уроках математики [Электронный ресурс] / Р. Ф. Филиппова. — Режим доступа к ст. http://filippovarf.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/fizkultminutki_na_urokakh_matematiki/3-1-0-6
  4. Шалкина С. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / С. В. Шалкина. — Режим доступа к ст.: ttp://festival.1september.ru/articles/311946/
  5. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

Приложение.

Физкультминутки, применяемые на уроках.

Физкультминутка №1 для снятия утомления с туловища

              Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

              Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

              Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.                                       

Физкультминутка №2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук

              Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний

               Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.

              Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 Физкультминутка №3 (поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно повторить, например, признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д.): Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133,  279, 927, 301, 146…

 

Физкультминутка №4 Гимнастика для глаз

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения:

наклоны и повороты оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения , особенно дыхание через нос, изменяет их кровенаполнение . все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность. Например, не поворачивая головы (голова прямо), делать медленные круговые движения глазами вверх-влево-вниз-вправо и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 3-4 раза.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах». Например, в 5 классе при изучении темы «Натуральные числа и действия над ними» можно рассмотреть следующие задачи:

     1. У младенцев насчитывают более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются . скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?  Ответ:94

 2. Скорость передачи сигналов по нервным путям 430км/ч. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2с?  Ответ: почти 240км

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

      1. Калорийность 100 чипсов «Лэйс2 в 12,5 раз больше, чем калорийность газированной воды «Спрайт». Причем их общая калорийность в 100 г продукта составляет 567 кК. Выясните, какая калорийность у 100г чипсов и 100 г газировки. Сколько нужно съесть пакетов  чипсов по 90 г каждый. Чтобы полностью покрыть дневную потребность в калориях? Учтем, что дневной рацион составляет 2500 кК.    Ответ: 525кК; 42кК. 5,3 пакета.

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

Ответ: 8 мг, 5 мг.

Задачи, связанные с гигиеной тела: 5 класс «Умножение и деление натуральных чисел»:

     3. Срок жизни клетки кожи - приблизительно месяц. Сколько клеток сменят одна на другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года. Ответ: 888 штук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.

 Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...

РАЗРАБОТКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и ...

«Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС»

Дистанционные курсы  «Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС» варианты выполнения заданий...

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...

Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.

laquo;Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС».Физическая культура является неотъемлемой частью ...