Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."
консультация на тему

Попкова Евгения Леонидовна

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_s_predmetami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

   Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность кистей рук, тем лучше развита речь. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании  головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2) Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8) Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9) В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.

11) Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

12) Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Пальчиковые игры (упражнения) с предметами

1. «Пианино»

Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.

Карандаш мой - пианино
Я играю для гостей,
Чтобы было веселей.

2. «Шуршалочка»

Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3. «Помощники» (Дети берут платочки)


Свою маму я люблю, 
И всегда  ей помогу.
Я стираю, полоскаю, (показывают движения)
Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки)

4.  «Золушка».

Детям предлагается перебрать крупу в разную посуду (например, горох и фасоль).

5.  «Волшебная ложечка».

На подносе две чашки : справа –чашка с крупой, а слева –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.

6. «Зоопарк»

Положить решётку на ровную поверхность, поставить в дырочки решётки  два пальца (указательный и средний), перпендикулярно столу, и "шагая", не наступая на перегородки приговаривать:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

Мы смотрели всех подряд,

Медвежат, лисят, бобрят!

7. «Лыжи».

Расположить две  крышки от пластиковых бутылок  на столе, в каждую крышку поставить палец (указательный и средний), "шагая" вперёд приговаривать:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы,

Холодной зимы!

8. «Орешки»

Расположить два небольших грецких ореха (каштана) между прямыми ладонями рук и катать, проговаривая:

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех.

9. «Бусы»

Детям предлагается нанизывать на шнурок различные бусины.

На балу у Люсеньки

Рассыпались все бусинки

Надо их помочь собрать,

Что же будем помогать!

10.Пальчиковый бассейн («Сухой аквариум»)

Пальчиковый  бассейн  представляет  собой  открытый  резервуар,  заполненный различными   наполнителями:   мелкими   камешками, стеклянными   шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые  бассейны  используются  для  выполнения  различных  заданий, например,  «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Роль книги и иллюстраций в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Презентация разработана с целью расширить представления родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений о необходимости чтения детям и познакомить с критериями выбора литературы для дет...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании по...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...