Разработка урока по теме: "Честь и достоинство в романе "Капитанская дочка"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Анна Владимировна Гусева

Изучение на уроке чести и достоинства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система уроков по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

“Капитанская дочка” А.С. Пушкина — одно из первых по-настоящему сложных произведений школьной программы. Восьмиклассникам предстоит трудная работа: им нужно разобраться в перипетиях неоднозначных исторических событий XVIII века; взглянуть на историю глазами писателя, а не учёного, а значит, увидеть в художественном пространстве повести как факты, так и вымысел; нужно разобраться в сложнейших вопросах взаимодействия долга и чести, закона, власти и милосердия, так философски тонко решаемых в позднем пушкинском творчестве. Кроме того, у учеников восьмого класса ещё нет достаточного опыта анализа больших по объёму произведений литературы, не выработаны умения и навыки написания сочинения по такому сложному литературному материалу. Все эти задачи учитель должен решить в процессе работы над “Капитанской дочкой”.

Поэтому, по моему глубокому убеждению, нужно уделить этой работе как можно больше времени, не торопиться. Количество пройденного за год материала далеко не всегда говорит о качестве обучения, а чаще всего совсем наоборот. Я отвожу на изучение пушкинской исторической повести 15 часов. Но подготовка ребят к восприятию этого произведения начинается заранее.

Буквально на первом уроке в новом учебном году мы беседуем о том, чем художественное творчество отличается от исследования учёного, задачи писателя — от задач историка. Вспоминая хорошо известное ученикам стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино”, я предлагаю им подумать над вопросом: с какой целью поэт обращается к недавнему историческому прошлому России. Рассказать о событиях 1812 года? Но память о них ещё очень свежа, живы участники войны, знающие её лучше молодого автора. Напомнить юношеству о подвигах отцов? Но “Бородино” написано к пышно отмечавшемуся двадцатипятилетнему юбилею битвы, внимание к которой было действительно велико. В результате беседы восьмиклассники приходят к выводу, что Лермонтов смотрит на известное историческое событие другими глазами: не благодарного потомка, не хладнокровного исследователя истории, а участника сражения, солдата. Поэту важно не сообщить известные каждому факты, а прожить, прочувствовать этот острый момент вместе с очевидцем и участником битвы.

На уроках, посвящённых историческим песням, разговор об изображении истории в литературе продолжается. На сей раз мы рассматриваем соотношение литературного исторического персонажа и реального исторического лица. Читая песни, героями которых являются предводители крестьянских войн, ученики отмечают, что народное художественное сознание рисует скорее желаемый образ, нежели достоверный. Важна не историческая правда, а правда характера. В процессе изучения “Капитанской дочки” мы вспомним и о фольклорном Пугачёве.

Итак, к моменту начала работы над повестью Пушкина у восьмиклассников уже есть представление о художественном историческом произведении и изображении в искусстве исторических лиц.

Первый урок по творчеству писателя традиционно посвящается биографии. Я предлагаю не заострять внимание восьмиклассников на фактах жизненного пути Пушкина, так как с начальной школы вплоть до девятого класса этому материалу ежегодно уделяется пристальное внимание. Впереди у восьмиклассников детальное изучение биографии поэта в программе историко-литературного курса в старших классах. Поэтому можно начать цикл уроков, посвящённых творчеству А.С. Пушкина, с продолжения разговора об исторической теме в литературе, начатого в сентябре. Учитель, рассказывая об обращении Пушкина в 30-е годы к теме истории, предлагает ученикам вспомнить известные им пушкинские исторические произведения. Год назад, семиклассниками, ребята знакомились с фрагментами драмы “Борис Годунов”, поэмой “Медный Всадник”, ещё раньше — с описанием боя из поэмы “Полтава”. Чем особенно интересует поэта историческая тема? Мы вспоминаем о проблеме власти и “маленького человека”, о роли личности в исторических событиях, об ответственности государственного лица перед историей и современниками, о законе и милосердии. Конечно, не всё смогут вспомнить и сформулировать сами ребята, но с помощью учителя такой разговор возможен и необходим для подготовки восприятия и анализа повести “Капитанская дочка”.

Ко второму уроку ученики получают задание: перечитать I главу повести и ответить на вопросы:

  1. Смысл эпиграфа.
  2. Семья Гринёвых. Найдите в тексте слова, которые можно назвать девизом этой семьи.
  3. Можно ли назвать Петрушу продолжателем семейных традиций?
  4. Петруша и Савельич.
  5. Найдите в тексте примеры иронии.

Готовясь дома по данным вопросам, восьмиклассники должны учиться работать с закладками, находить нужные цитаты, делая карандашные пометки на полях. Этому учитель обязательно должен уделять внимание на каждом уроке, так как без этого умения впоследствии, в старшей школе, ребятам будет трудно работать с большими по объёму произведениями.

Первый вопрос обычно вызывает недоумение. Какой у эпиграфа может быть смысл кроме того, который очевиден: решается судьба молодого человека, будущего офицера. Но на уроке начинаем обращать внимание на каждое слово эпиграфа. В чём разница между гвардией и армией? Читаем сноску, сделанную Г.И. Беленьким в учебнике-хрестоматии: гвардия — это отборные полки. А значит, где они могут располагаться? Конечно, не в захолустье, вдали от цивилизации, а наоборот — поближе к столицам. Следовательно, и характер службы в гвардии освещён блеском и роскошью петербургских театров, балов, салонов. Совсем не такая служба в обычных армейских частях. Но только там и можно “понюхать пороху”, то есть стать настоящим солдатом. Чтобы чего-то добиться, кем-то стать, надо “потужить”. Интересна последняя реплика эпиграфа: “Да кто его отец?” Ребята обычно считают, что здесь имеется в виду материальное положение семьи будущего офицера. Но важно обратить их внимание на то, что решение отдать сына на службу в армию, а не гвардию характеризует родителей как людей, стремящихся вырастить достойного и честного человека и офицера.

После этих слов логично, отвечая на второй вопрос, прочитать слова, которые можно назвать девизом семьи Гринёвых: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Так прожил свою жизнь Андрей Петрович Гринёв, этого же он ждёт и от сына. Отметим, что эта пословица стала эпиграфом ко всей повести. Это значит, что в ней заключена главная мысль произведения, что понятие чести — самое важное в “Капитанской дочке”.

Ну а юный Петруша — таков же он, как его умудрённый опытом отец? Найденные ребятами цитаты противоречат этому предположению. Учение шло кое-как, трудиться не хотелось, зато мечты о службе в Семёновском гвардейском полку сладко кружили голову недоросля. И если бы не мудрое решение Андрея Петровича, кто знает, кем стал бы впоследствии юноша.

И взаимоотношения Петруши с преданным дядькой Архипом Савельичем подтверждают наши выводы. Ребята приводят примеры грубого обращения с верным слугой вырвавшегося из-под родительской опёки юнца. Проигрыш в 100 рублей — сумма очень внушительная. Поэтому гнев и возмущение Савельича вполне объяснимы. Но и твёрдое намерение юного проказника отдать долг Зурину свидетельствует о его, хотя ещё по-детски понимаемой, честности. А слова: “Мне было жаль бедного старика” — говорят о добром сердце Петруши, о том, что в душе его дремлют и доброта, и чуткость, и, что особенно важно, способность быть судьёй самому себе.

Об этом последнем качестве героя говорит и иронический взгляд его на своё детство и первую пору юности. Ироничен рассказчик к учителю Бопре, к рассерженному Андрею Петровичу, Савельичу, Зурину, но прежде всего к самому себе. Почему? Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что тот Гринёв, который пишет эти записки, уже совсем другой. Пройдя через многочисленные испытания, он изменяется настолько, что по-другому и не может вспоминать о своей юной поре.

Вывод урока: “Капитанская дочка” — не только повествование о событиях русской истории, но и история взросления души, сохраняющей честь и достоинство при любых, даже самых страшных обстоятельствах.

Задание к третьему уроку по второй главе:

  1. Как и почему Гринёв попал в буран?
  2. Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды?
  3. Что читатель узнаёт о вожатом во второй главе? Есть ли противоречия в его облике? Составьте его внешний и “внутренний” портрет.
  4. Переведите разговор вожатого и хозяина постоялого двора.
  5. Попробуйте объяснить сон Петруши.

Мальчишество Гринёва, его неумение, но желание быть взрослым отмечают восьмиклассники, работая с первым заданием. Интересно спросить у ребят, чем отличается взрослый от ребёнка. Из разнообразия ответов “собираем” портрет взрослого человека. Взрослый — это тот, кто берёт на себя ответственное решение, тот, кто способен предугадать последствия своих действий, тот, кто несёт ответственность за других. Решение ехать вперёд, наперекор предупреждениям ямщика и опасениям Савельича, — это решение взрослого человека? Ответ очевиден.

Вожатый же, вывезший путников из бурана, не только хорошо знает местность (ямщик, надо полагать, тоже с ней неплохо знаком), но прежде всего — человек, способный ответить за других, взять на себя непростое решение, связанное с жизнью других людей. Это не просто взрослый человек, он — лидер, потому что ему верят, за ним идут.

Интерес к этому персонажу возрастает в эпизоде на постоялом дворе. Рисуя портрет вожатого, рассказчик указывает на противоречия в его облике: “живые большие глаза так и бегали”. Большие глаза, широко распахнутые в мир, обычно свидетельствуют об открытой душе, а вот бегают чаще хитро прищуренные, что-то скрывающие и высматривающие. Лицо “приятное, но плутовское”. Плуты скорее должны насторожить, чем понравиться. “Худощав и широкоплеч”. Широкие плечи — сила, основательность, худощавое телосложение указывает на гибкость и подвижность. Даже цвет бороды — чёрная с проседью — контрастен. Портрет этого человека скорее ставит вопросы, а не отвечает на них. Ясно одно: как неоднозначен, контрастен портрет, так же загадочен и непредсказуем сам герой.

Двойственный характер этого персонажа подтверждает и зашифрованный разговор с хозяином постоялого двора. Перевод его на общепонятный язык — непростая, но увлекательная задача для восьмиклассников.

И вновь Петрушино представление о чести заставляет его совершить поступок, не одобряемый Савельичем. Подарив странному своему спасителю детский заячий тулупчик, юноша благодарит его, как и положено честному человеку. Знал бы он, какую службу сослужит ему этот поступок.

Ответ на последний вопрос станет выводом всего урока. Трактуя сон Петруши, приходим к следующему. Отныне жизнь юного Гринёва переменится, а возможно, и перевернётся. Теперь уже не только родители будут его покровителями и духовными руководителями, но и страшный “мужик с чёрной бородою”, который, размахивая топором и наполняя всё вокруг кровью и смертью, почему-то “ласково кликает” нашего героя.

Четвёртый урок будет посвящён третьей главе — “Крепость”. Домашнее задание к нему:

  1. Опишите Белогорскую крепость.
  2. Кто, по-вашему, является в ней настоящим комендантом и почему?
  3. Сравните Василису Егоровну и Машу.
  4. Какое впечатление произвели на Гринёва капитан Миронов и Швабрин?

Начинаем разговор с того, что понимают школьники под словом “крепость”, какой она должна быть, по их представлениям. Сразу же звучат слова: ров, неприступные стены, бойницы, сторожевые башни и так далее. Уместно вспомнить реальные крепости, известные ребятам. Мои ученики, москвичи, конечно, описывают Кремль. Можно ли Белогорскую крепость назвать крепостью? Разумеется, нет. Единственная несерьёзная пушечка и бревенчатый забор не смогут уберечь её даже от слабого и малочисленного противника. О чём это говорит? Кто здесь служит? Скорее всего, добропорядочные обыватели, но беспечные воины. Описание крепости подтверждает это предположение. Всё здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту. Ребята отмечают, что кажется, будто Гринёв приехал не на службу, а в гости в милую, но абсолютно не официальную обстановку.В оформлении номера использованы работы художника Ф.П. Толстого.

Приглядевшись, замечаем, что делами в крепости заправляет не комендант, а комендантша, Василиса Егоровна. Она принимает и расквартировывает нового офицера, разбирается в драке капрала Прохорова с Устиньей Негулиной в бане из-за шайки воды, и даже в присутствии посторонних скептически высказывается о деловых качествах их коменданта: “И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь”. Словом, комендант в юбке полностью оправдывает характеристику, данную ей Швабриным: “Василиса Егоровна прехрабрая дама”.

Другой женский образ, появляющийся в третьей главе, напротив, контрастирует с предыдущим. В отличие от матери, Маша нерешительна. Василиса Егоровна бойка, Маша стеснительна, краснеет и смущается, когда речь заходит о ней. Первая говорит без умолку, вторая молчит во всё время обеда. Да и внешне ничего в “круглолицей румяной девушке” не напоминает мать — “старушку в телогрейке и с платком на голове”. Восьмиклассники уже знают, что такой приём называется антитезой. Запомним это первое впечатление рассказчика и вернёмся к нему позднее, проверим, не обманчиво ли оно.

И, наконец, обратимся к офицерам крепости. Рассказчик вновь ироничен. Комендант крепости, обучающий “человек двадцать стареньких инвалидов”, одетый в колпак и китайчатый халат, вызывает улыбку. Так же, впрочем, как и другой офицер, Иван Игнатьич, который, “сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”. Почему иронизирует Гринёв? Да потому, что вовсе не о такой службе он мечтал. Где блестящие, остроумные красавцы-офицеры, каких он хотел бы видеть в роли своих полковых товарищей и каким сам мечтал быть? Всё здесь слишком просто, если не сказать убого. Но есть один человек, над которым не смеётся наш рассказчик. Это Швабрин. Он, сосланный из заманчивых столиц в далёкий гарнизон после романтичной и загадочной дуэльной истории, говорящий красиво и по-французски, молодой и смуглый, — почти романтический герой, во всяком случае, реальное воплощение грёз юного Петруши. Вместе с ним, умным и острым на язык, смеётся герой и над семейством коменданта, и над обществом Белогорской крепости, и над краем, куда завела их судьба.

Вывод урока. Гринёв, попавший на службу в захолустный гарнизон, находит себе единственного товарища — Швабрина. Все же остальные вызывают лишь если не насмешку, то иронию. Это первые впечатления, посмотрим, что будет дальше.

Задание к пятому уроку по четвёртой главе:

  1. Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?
  2. Сравните Швабрина с другими обитателями крепости. За что его не любят?
  3. Почему после примирения поединок всё-таки состоялся?

Отвечая на первый вопрос, ученики обычно не разделяют понятия повод и причина. Повод — насмешку Швабрина над стихами Гринёва — считают они причиной ссоры. Поэтому стоит разобраться в том, зачем Гринёв читает свои вирши товарищу и зачем он вообще написал их. Он мнит себя поэтом? Мечтает издать свои поэтические произведения, прославиться? Конечно, нет. Петруша не претендует на высокую оценку своего творения взыскательными литературными критиками. Он написал стихи, потому что влюблён, а лирика — выражение чувств автора — лучший способ излить свои эмоции. Стихи, несомненно, слабые. Их недостатки можно найти с ребятами в классе: высокий штиль соседствует с низким, церковнославянизмы (“мя”, “тщусь”, “мышлю”) с просторечием (“напасти”), фразы построены беспомощно и неумело (“И ах, Машу избегая…”). Всё это так, но разве строгий и беспощадный разбор нужен сейчас незадачливому поэту? Он принёс Швабрину не стихи, а чувства, поделиться которыми ему здесь больше не с кем, но и таить их в душе не под силу семнадцатилетнему мальчику. Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику неопытного пера. Но возможно, Швабрин не понял своей роли? Нет, мы уже имели возможность убедиться в его уме, кроме того, он знает жизнь и прекрасно должен понимать состояние юного Петруши. Дело в том, что Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова, которую, дабы не досталась сопернику, он ещё и оскорбляет, на которую клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.

Таким образом, единственный товарищ Гринёва и, как ему кажется, единственный из его сослуживцев достойный уважения человек так скоро становится его противником. Первое впечатление оказалось обманчиво. Приглядевшись, замечаем, что Швабрин противопоставлен всем обитателям Белогорской крепости. Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…” Отметим, что мало знакомого им Гринёва белогорцы считают своим, а Швабрина выделяют, инстинктивно чувствуя в нём другого, чужого человека. Что настораживает их в Швабрине? В нём нет той теплоты, домашности, родственности, которая сближает всех живущих в этой крепости-деревушке. А милый, добрый, открытый Петруша — свой, такой же, как и они. И пусть оба героя насмешничали, но мягкая усмешка Гринёва — совсем не то, что жёлчная ирония Швабрина. Гринёв улыбается — Швабрин издевается.

Конфликт между героями слишком острый, он должен разрешиться, и вмешательство посторонних, формальное примирение противников только оттянули момент поединка. Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны. Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного, благородного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее, недостойно человека подвергать серьёзной опасности жизнь столь юного существа, почти ребёнка. Обязательно нужно прочитать вслух на уроке эпизод дуэли. Дуэль, по определению, — честный поединок. Но как ранен Гринёв? “Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча…” Противник ранит его в нечестном бою.

Начиная с этой главы школьники получают задание составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачёвщина, г) взаимоотношения с Пугачёвым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести, и к концу работы становятся материалом для написания сочинения на одну из предложенных тем.

На шестом уроке предстоит работа с пятой главой. Домашнее задание к ней:

  1. Смысл эпиграфов.
  2. Опровергает ли поведение Марьи Ивановны мнение, которое высказал о ней Швабрин?
  3. Почему отец Гринёва отказал сыну в благословении?
  4. Свяжите эпиграф к повести с пятой главой.

Мы вновь уделяем пристальное внимание эпиграфу. К главе “Любовь” Пушкин предпосылает два отрывка из народных песен. Обратим внимание восьмиклассников, что эпиграфы взяты не из авторских литературных произведений, а из фольклора. Почему? Гринёв и Маша, в отличие от “романтического” Швабрина, просты, гармоничны, поступки их определяются не капризной прихотью противоречивой натуры, а народным опытом, накопленным веками и переданным им уже на генетическом уровне. Отсюда и песня. Оба эпиграфа предвещают влюблённым разлуку. Но первый только предостерегает девушку: “Не ходи, девка, молода замуж”, а второй вносит интонацию тревоги, ожидания трагических событий. Вот ещё одна роль эпиграфа: он может не только нести в себе идею произведения (в нашем случае — главы), но и создавать эмоциональный настрой.

Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гринёву сразу же доказывает и ему самому, и читателю, что слова Швабрина (“…вместо нежных стишков подари ей пару серёг”) были только наветами. Восьмиклассники находят в тексте фрагменты, это подтверждающие. Но ещё раньше “Швабрин описал… Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою”. Глупа ли она в действительности? Наблюдая за тем, как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей, мы убеждаемся в обратном. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и её верность народной морали (эпиграф).

Почему родители Гринёва настроены так категорично? Они видят в его поступках только удальство и мальчишество, потому что помнят сына таким, каким он был до отъезда на службу. Дуэль, желание жениться — всё это кажется им продолжением проказ. Откуда им знать, что поединок и любовь к Маше изменили их сына, он вступился за честь дамы, не посрамил свою, повзрослел и возмужал. Он смог ответить не только за себя, но и за другого. Таким ли видели мы Петрушу совсем недавно, проигравшего 100 рублей в бильярд или безрассудно отправившегося в буран?

Разговор о чести часто возникает на этом уроке, когда речь заходит о Гринёве и Швабрине. А Марья Ивановна? Её ведь тоже касается этот разговор. И она сохраняет свою честь, отказывая Гринёву, не желая строить своё счастье на боли других. Как это типично для русского национального женского характера! По чести поступают и родители Гринёва, стремясь выполнить свой долг и вырастить достойного сына. Отстаивает свою честь преданного слуги и Савельич: “…я не старый пёс, а верный ваш слуга”.

Итак, все персонажи, честно исполняя свой долг, понимают его каждый по-своему. Именно осмысление Машей своего долга перед миром и людьми заставляет её преступить через своё счастье и приводит к унынию и хандре Петра Андреевича: “Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал”.

Задание к седьмому уроку по главе шестой — “Пугачёвщина”:

  1. Смысл названия главы.
  2. Сразу ли понимают обитатели крепости, насколько велика опасность?
  3. Какой художественный приём использует автор, рассказывая о военном совете и его подготовке?
  4. Что нового мы узнаём о характере супругов Мироновых?
  5. О чём думает Гринёв накануне приступа? Как это его характеризует?

Мы впервые уделяем пристальное внимание заглавию. Что значит слово “пугачёвщина”? Почему автор не назвал главу, к примеру, “Нападение Пугачёва”? Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет.В оформлении номера использованы работы художника Ф.П. Толстого.

Сразу ли понимают это белогорцы? “Солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил, — говорит Иван Игнатьич. — Авось дадим отпор Пугачёву”. “Каков мошенник!” — возмущается комендантша и удивляется командирам, “которые послушались разбойника”. Осторожен только Иван Кузьмич: “А слышно, злодей завладел уж многими крепостями”. Никто пока не чувствует неотвратимости и ужаса пугачёвщины. Но в конце главы, когда приходит известие о взятии ближайшей крепости Нижне-Озёрной, о том, что “комендант и все офицеры перевешаны” и “солдаты взяты в полон”, обитатели крепости понимают, что дни их и крепости сочтены.

Здесь меняется тон повествования. А первую половину главы рассказчик с грустной иронией рисует подготовку крепости к нашествию, смешные манёвры коменданта по удалению жены с военного совета, да и сам военный совет. Восьмиклассникам уже не сложно найти в тексте примеры иронии.

Но когда рассказчик становится серьёзным, читатель начинает замечать в этих нелепых милых людях совсем не смешные черты. “Вместе жить, вместе и умирать” решают супруги Мироновы. Василиса Егоровна, любопытствующая комендантша, эдакий офицер в юбке, оказывается героически верной женой.

Все понимают, что крепости не выстоять, и грядущая судьба каждого тоже известна. О чём может думать в такие минуты человек? О прожитом, о том, что совершил в жизни. А если этому человеку всего семнадцать? Жизнь должна оборваться в самом её начале, на взлёте! Кто не пожалеет себя в такой момент? “Участь Марьи Ивановны живо представилась мне” — это единственная мысль, владеющая Гринёвым. Думать в самую страшную минуту не о себе, а о любимой — показатель нешуточности, серьёзности чувства. История взросления души подошла к своей кульминации.В оформлении номера использованы работы художника Ф.П. Толстого.

Глава седьмая рассматривается на восьмом уроке. К нему восьмиклассники получают всего один вопрос, требующий, однако, объёмного ответа:

— Как связан эпиграф к повести с событиями, происходящими в главе? По чести или нет поступают здесь все персонажи?

Вновь проблема чести. О ней нельзя забывать, ведь Пушкин сам указывает на неё как на основную в повести. Седьмая глава особенная, кульминационная. То, что произойдёт в ней, перевернёт жизни одних, лишит жизни других, представит в новом свете третьих.

Обратимся к сцене казни. Тот самый Иван Кузьмич, неумелый военный, муж, находящийся под каблуком у жены, объект иронических насмешек Гринёва и Швабрина, перед смертью вырастает в героическую, трагическую фигуру. “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!” — выкрикивает изнемогающий от раны храбрый комендант свои последние слова. Офицер, солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь сохранена. И его подчинённые вслед за своим капитаном повторяют эти слова. Иронии больше нет, на смену ей приходит героический пафос.

Гринёв ни на минуту не поколебался “повторить ответ своих великодушных товарищей”. Но судьба распорядилась иначе. Означало ли чудесное спасения Гринёва его бесчестие? Нет, он не присягнул самозванцу, а значит, не предал ни своей офицерской чести, ни погибших товарищей.

Савельич, спасший Гринёва и рьяно убеждавший его поцеловать у злодея ручку, тоже выполняет свой долг. Он верен любимому воспитаннику до самозабвения: “…а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!”

Героически погибшая Василиса Егоровна становится символом женской преданности и верности.

Может быть, бесчестен злодей, по чьей воле вершится расправа с беззащитными белогорцами? Но у Пугачёва своё представление о долге и чести. Он, предводитель крестьянского освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь и его правда. Поступается ли он ими, пожалев мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик? На первый взгляд да. Но человеческая честь требует вернуть долг. Как Гринёв, отблагодарив вожатого, отнёсся к нему гуманно и честно, так и самозванец взамен тулупа дарит ему жизнь. В этот момент им руководит милосердие.

Есть лишь один герой, выкупивший свою жизнь ценой бесчестия: “…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане”.

Задание к девятому уроку по восьмой главе повести:

  1. Какие противоречивые мысли о дальнейшем пути овладевали Гринёвым?
  2. Объясните символический смысл песни, которую поёт Пугачёв со своими сподвижниками.
  3. Почему Гринёв, говоря с Пугачёвым, не боится его?
  4. Почему Пугачёв так милостив к Гринёву?

Гринёв оказывается на распутье, и, как в былинах, все дороги опасны, всякий путь, всякое решение грозит смертью ему или его близким. Как офицер, он должен явиться “туда, где бы его служба могла ещё быть полезна отечеству”, то есть в ближайшую военную часть — в Оренбург. Но как человек, как мужчина, он не может оставить под властью пугачёвцев лежащую в беспамятстве Марью Ивановну. Впервые два понятия о долге вступили в противоречие в душе героя. Какое решение принять? Любое будет неверным, достойного выхода из положения Пётр Андреевич не видит. Да и положение его в мятежной слободе двойственно: помилованный дворянин и офицер сидит за одним столом с мятежниками, беседует с убийцей своих товарищей.

В сцене пугачёвского пира особенно важна песня, которую поют бунтовщики. Пушкин не просто упоминает об этой песне, но и приводит полный её текст. Почему? Ребятам несложно прийти к выводу, что именно в этих словах заключена история жизни самих поющих. Пугачёв знает, что ждут его “среди поля хоромы высокие, что двумя ли столбами с перекладиной”. Когда-нибудь его “царствование” оборвётся, восстание потерпит поражение. Зачем же ему такая жизнь? В песне ответа нет, дадим возможность восьмиклассникам самим ответить на этот вопрос. Кто-то считает, что Пугачёву важна власть и ради неё он готов прожить короткую жизнь, но царём. Другие думают, что Пугачёву нужна слава. Ближе всех к истине, пожалуй, те, которые считают, что только свобода может дать герою истинное счастье и ощущение жизни. Натура Пугачёва требует широты и размаха и не терпит подневольной, зависимой, рабской жизни (всё сказанное относится и к его соратникам).

Удивительно, но юный офицер, чья жизнь в любую минуту может оборваться по мановению руки самозванца, совсем не боится своего грозного собеседника. Говорит с ним спокойно и открыто, не юлит и не лукавит, хотя речи произносит очень и очень крамольные: “Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?” Вероятно, Гринёв так смел потому, что независим и говорит правду: “Моя искренность поразила Пугачёва”. Ему ничего не нужно от Пугачёва, он не ищет себе покровителя в его лице. Гринёв, как и Пугачёв, внутренне абсолютно свободен, это и выделяет его из толпы завистливого и раболепного окружения самозванца.

И совершенно логично предположить, что Пугачёв милостив к юноше по той же причине. Сошлись два свободных человека: один — дворянин, другой — неграмотный казак; один — защищающий закон и императрицу, другой — государственный преступник и самозванец; один — юный, другой — зрелый. Но им есть за что уважать друг друга.

Обычно при работе над этой главой я предлагаю ученикам самостоятельно сравнить образ Пугачёва из “Капитанской дочки” с тем Пугачёвым, который предстаёт перед читателем на страницах “Истории Пугачёва”, и составить свои выводы и наблюдения. В качестве учебного пособия для этой работы мы берём очень удачную, на мой взгляд, рабочую тетрадь Н.Кулагиной.

Следующий десятый урок посвящён девятой главе повести. Работаем по плану:

  1. Что указывает на нецарское происхождение Пугачёва?
  2. Чем вы объясните поступок Савельича?
  3. Как развиваются отношения Гринёва и Швабрина?

Оставленная было из-за трагических событий ироническая манера повествования вновь появляется в девятой главе. Сцена предъявления Савельичем счёта Пугачёву освещена улыбкой рассказчика. Пугачёв, неумело скрывающий свою неграмотность, выглядит здесь почти по-детски милым: “Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”. Но не только этот эпизод неоспоримо подтверждает нецарское происхождения “государя Петра Фёдоровича”. Обратимся к речи героя, привлекая цитаты и из других глав повести. Ребята приводят многочисленные доказательства того, что Пугачёв говорит так же, как и остальные казаки, его речь пестрит обилием просторечных выражений, элементами казачьего фольклора, но в ней полностью отсутствуют, например, иноязычные слова и редка абстрактная лексика. Да и поведение его в кругу своих товарищей, несмотря на “мы” и “светлые очи”, далеко от сложного придворного этикета. Интересно, понимают ли это сами казаки? Однозначного ответа нет. Может быть, понимают, но привычней и надёжней идти за царём, а не за своим братом казаком. А может быть, и нет, ведь они никогда не видели и не слышали, как должны говорить и действовать настоящие цари, потому и верят. Но, наверное, не это главное. Главное — та сила, которая исходит от новоявленного “императора”, воля, умение увлечь и подчинить, которые делают сильную личность лидером.

Вернёмся к эпизоду с Савельичем. Поступок старого слуги довольно рискован. Как бы ни благоволил Пугачёв его молодому барину, но дерзость Савельича может навлечь беду на Гринёва. Савельич, самозабвенно преданный своему делу — беречь барское дитя и имущество, вероятно, даже не задумывается об опасности. Смешно и грустно читать о нанесённом разбойниками ущербе в размере “штанов суконных на пять рублей” и даже “шубы лисьей на 40 рублей” после трагической картины казни героев Белогорской крепости и неразрешимых вопросов, мучающих Гринёва. Но у каждого героя свой долг, и добрый Савельич не щадит себя, исполняя его.

И вновь тревожная интонация. Петру Андреевичу больше нельзя оставаться в крепости, он должен покинуть как место своей недавней службы, так и Марью Ивановну, чья дальнейшая судьба беспокоит и мучит героя. Назначение Швабрина начальником крепости означает серьёзную опасность для остающейся без покровителя девушки. Между Гринёвым и Швабриным после падения крепости не было сказано ни слова, но диалог всё-таки ведётся: “Взоры наши встретились; в моём он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости”. Всего одна фраза, но сколько за ней стоит! Презрение — чувство, испытываемое к тому, кто нравственно пал, кого нельзя даже пожалеть. Злоба же Швабрина обещает месть такую, как и он сам, бесчестную и беспощадную, а притворная насмешливость как бы говорит: “Я бесчестен, но я сильнее”.

На этом уроке продолжается работа по подбору материала к сравнительной характеристике этих героев.

Домашнее задание к одиннадцатому уроку по десятой главе:

  1. Сравните Оренбургскую крепость с Белогорской.
  2. Чем объясняется обилие архаизмов и книжной лексики в речи оренбургских военных?
  3. Ошибался ли Андрей Карлович, запретив Гринёву вернуться?

Покидая милую Гринёву и читателю Белогорскую крепость, мы с рассказчиком снова в дороге. Но как изменились и путешественник, и дорожные впечатления! Теперь ему встречаются колодники с лицами, “обезображенными щипцами”, в воздухе витает тревога. Как и в главе “Крепость”, рассказчик прежде всего уделяет внимание самому укреплённому поселению. Очевиден контраст: вокруг каменных стен Оренбурга вырыт ров, у ворот стоят часовые, кипит работа по подготовке к обороне. Какие выводы может сделать наш герой из увиденной картины? Какие надежды могут вспыхнуть в нём? Раз Оренбург — действительная крепость, а не номинальная, то, вероятно, и силы её значительны, и командование квалифицированное. А следовательно, возможна не только оборонительная, но и наступательная операция. Эта мысль греет сердце, страдающее о судьбе оставленной девушки. В оформлении номера использованы работы художника Ф.П. Толстого.

Следующий вопрос как будто уводит школьников от сюжета и обращает их внимание на речевую характеристику персонажей. Но эта работа позволит нам понять, что надежды Петра Андреевича на помощь в освобождении любимой тщетны. Речь оренбургских чиновников и военных оторвана от реальной жизни, сегодняшнего дня. Архаизмы, канцеляризмы, излишние в такой острый момент церемонии свидетельствуют о том, что перед нами не пылкие боевые генералы, смело идущие в бой с открытым забралом, а осторожные старички-чиновники, хорошо знающие теорию, но абсолютно исключающие риск и авантюризм: “Я не смею взять на себя столь великую ответственность, когда дело идёт о безопасности вверенных мне провинций её императорским величеством, всемилостивейшей моей государыней”.

Понятно отсюда, что комендант Оренбурга, сочувствуя бедному влюблённому, не мог ответить на его просьбу о предоставлении роты солдат и полсотни казаков кроме как: “Эта экспедиция была бы неблагоразумна”. Ошибается ли осторожный генерал? Мнения восьмиклассников обычно разделяются. Гринёв храбрый и пылкий, любовь придаёт ему силы, и, несомненно, рискуя, он всё-таки смог бы освободить белогорцев. Или наоборот. Комендант отвечает за жизни людей, доводы его неоспоримы, а военные планы Гринёва слишком авантюрны. И вновь правы и те и другие. Честь и чувство долга коменданта Оренбурга заставляют его принять разумное решение, но мужская честь Гринёва не может ему позволить смириться с ним. Вновь наш герой на распутье. Он, как честный офицер, не смеет покидать расположение части и самовольно предпринимать рискованные и неоднозначно воспринимаемые начальством действия, тем более контактировать с “разбойником”, “вором и мошенником”, погубившим множество достойных людей. Но сможет ли уважать себя мужчина, не откликнувшийся на такой призыв: “Батюшка Пётр Андреич! вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную”?

Следующий двенадцатый урок посвящён главам “Мятежная слобода” и “Сирота”. Задание к одиннадцатой главе:

  1. Смысл эпиграфа к главе.
  2. Сравните отношение к Гринёву Пугачёва и его “генералов”.
  3. В чём смысл жизни Пугачёва? Ответьте словами повести.

Аллегорический смысл эпиграфа (кстати, стилизованного Пушкиным под Сумарокова) ясен. Кто скрывается под маской льва, очевидно. Но почему именно “лев”? Во-первых, он царь зверей. Во-вторых, грозен. В-третьих, непредсказуем. ““Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” — спросил он ласково”. Ласковый хищник обманчив, заманит, приласкает, а потом поди и съест… Всё возможно. Пушкин постоянно с помощью эпиграфов (других возможностей разговора с читателем у него нет, ведь перед нами записки Гринёва) указывает на опасность, создаёт напряжение, усиливает тревогу.

Действительно, Гринёв, оказавшийся вновь в пугачёвском “вертепе”, играет с огнём. Хозяин ласков с гостем, а вот его “енералы” настроены отнюдь не так благосклонно: “Коли ты Швабрина хочешь повесить, то на той же виселице повесь и этого молодца”. А разве Пугачёву выгодно ссориться с ними? Без своего войска он — ничто. Предложим ребятам вспомнить народную песню о Степане Разине. Как поступил другой крестьянский вождь, когда казаки стали роптать? Без промедления выбросил за борт несчастную пленную княжну, и народ, судя по пафосу песни, его одобряет. То же самое может произойти и с Петром Андреевичем. Как бы ни симпатизировал ему Пугачёв, Гринёв чужой, а “енералы” — его приближённые, ну а переворот может произойти и в бревенчатом “дворце”.

Так что Пугачёв тоже рискует и, конечно, не только странной для окружающих симпатией к молодому оренбургскому офицеру, но и всей своей жизнью. Ещё раньше, анализируя песню, говорили мы о том, что герою известна его дальнейшая судьба — два столба с перекладиной. Тогда наш разговор о том, зачем же тогда он избрал себе такую жизнь, был отложен. Каждый составил своё мнение, но ответа в повести мы тогда не нашли. Сейчас Пугачёв сам отвечает на этот вопрос притчей об орле и вороне. Смысл его жизни заключается в морали сказки: “Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”

На этом же уроке работаем над двенадцатой главой по плану:

  1. Какую роль играет Марья Ивановна во взаимоотношениях Гринёва и Швабрина?
  2. Что помогло Гринёву в очередной раз избежать смерти?

В главе “Сирота” конфликт между Гринёвым и Швабриным доходит до высшей точки развития и разрешается. Кульминацией является открытие Швабриным происхождения Маши. Швабрин играет ва-банк, жертвуя Марьей Ивановной: “Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова…” Оба героя любят Машу. В любви Гринёва не приходится сомневаться, все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради неё. Любовь превратила его из безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного взрослого человека. Но любит ли Машу Швабрин? Наверное, да. Только это совсем другая любовь. Она подняла в натуре Алексея Ивановича всё тайное, глубоко спрятанное, неприглядное. Это любовь во имя себя самого. Девушка, послужившая когда-то причиной ссоры двух молодых людей, становится мерилом чести и благородства героев, обнажает их души, развивает то, что заложено в них. Может быть, поэтому повесть названа в честь этого персонажа?

Конфликт вновь разрешается с помощью “ласкового льва”. Развязка почти сказочная: зло побеждено, впереди свадьба счастливых героев. Но жизнь их в какое-то мгновение висела на волоске: “Пугачёв устремил на меня огненные свои глаза: “Это что ещё?” — спросил он меня с недоумением”. И вновь искренность Гринёва подкупает его. Логичные доводы собеседника обескураживают разозлившегося было “хищника”.

В конце урока заканчиваем работу над сравнительной характеристикой героев, конфликт между которыми достиг развязки.

На тринадцатом уроке мы заканчиваем работу над текстом повести. Вопросы к двум последним главам следующие:

  1. Виноват ли, по-вашему, Гринёв? Справедливо ли он арестован?
  2. Почему, по вашему мнению, Екатерина II помиловала Гринёва?
  3. Почему Пушкин представил своё произведение в форме записок Гринёва?

Задавая эти вопросы, подчёркиваю, что жду от учеников их собственного решения. Виноват ли Гринёв? Как всё не просто в этой повести, так не прост и ответ на этот вопрос. По закону да, виноват: самовольно покинул Оренбургскую крепость, находился в приятельских отношениях с государственным преступником, принимал от него подарки и дарил сам. Но это только по закону, так сказать, со стороны. Но мы-то видели, слышали, знаем, что эти обстоятельства, действительно подозрительные на первый взгляд, вовсе не связаны с потерей чести героя, с предательством. Опять противоречие между законом и человечностью.

Почему спасение Гринёва приходит не из органов правосудия, а от Екатерины? Марья Ивановна не оспаривает приговор, а просит милости. Интересно, что свою историю Маша рассказывает не императрице, а милой даме, случайно встреченной ей в царскосельском саду. Дама поняла её как женщина женщину, как человек человека. И закон может отступить, когда вступает в силу гуманность и милосердие. Екатерина не оправдала, а именно помиловала Гринёва. По пушкинскому замыслу, этому герою повести оказывают милость два императора — настоящий и самозванец, два носителя власти, являющиеся непримиримыми врагами друг другу. Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный, но слепой закон.

Мы чувствуем правоту Гринёва, переживаем, взрослеем вместе с ним ещё, может быть, и потому, что смотрим на описанные события его глазами. Пушкин, выбрав для своей повести форму записок главного героя, делает читателя сопричастным всему, что происходит с ним. И если “Капитанская дочка” — история взросления души, то кто лучше самого персонажа расскажет об этом? Напоследок, оглядываясь назад, ещё раз вспоминаем, каким был Петруша в первых главах и каким стал в последних, тем, кого в последнюю минуту своей жизни Пугачёв “узнал в толпе и кивнул ему головою”.В оформлении номера использованы работы художника Ф.П. Толстого.

Последние два урока, четырнадцатый и пятнадцатый (предполагается, что они пройдут в один день и друг за другом) проводим в форме ролевой игры “Суд над Гринёвым”. Я предлагаю ребятам провести своё судебное разбирательство по обвинению Гринёва Петра Андреевича в измене. Заседание ведёт судья, образуются группы обвинения (прокурор, свидетели Зурин, Швабрин, Андрей Карлович) и защиты (адвокат, свидетели Марья Ивановна Миронова, крепостной Архип Савельев, попадья Акулина Памфиловна, Емельян Пугачёв). Остальные ученики выполняют роль присяжных заседателей. Роли распределяются заранее, но никаких рекомендаций, кроме отличного знания текста, разумеется, я не даю.

Произносят свои речи прокурор и адвокат, допрашивают свидетелей, слушают последнее слово подсудимого. Что победит: закон или милосердие? В каждом классе вердикт свой. Где-то более убедительна и красноречива была защита, где-то обвинение. Присяжные выносят приговор при закрытых дверях. Но каким бы ни было решение высокого суда, во время этой игры сводится воедино всё, что пережито и осмыслено за долгое время проникновения в эту удивительную историческую повесть, такую острую и актуальную для тех, кто взрослеет.



Предварительный просмотр:

Тест № 7

Причастие как часть речи.

Склонение причастий

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Детальный
  2. Тонущий
  3. Могучий
  4. Зелёный

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевший
  2. Помогавшая
  3. Влиявший
  4. Созревшая

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О выпавш..м снег..
  2. О затаивш..йся мыш..
  3. О скачущ..й лошад..
  4. С бьющ..мся сердц..м

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Собравший урожай
  2. Убежавшее молоко
  3. Заглянувший в окно
  4. Читающий текст

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

С 1. Напишите, какие черты сближают причастие с прилагательным. (ответ должен быть полным)

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Алюминиевый
  2. Прыгучий
  3. Сигнальный
  4. Командующий

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевшая
  2. Поступивший
  3. Певший
  4. Гладивший

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О прошедш..м времен..
  2. О расплескавш..йся  жидкост..
  3. На раскаливш..йся крыш..
  4. О строяш..мся здании..

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Заполняющий дневник
  2. Улетевшие на юг
  3. Промелькнувший хвост
  4. Написавший доклад

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

С 1. Напишите, какие черты сближают причастие с глаголом. (ответ должен быть полным)

Ответы

Вариант 1

А 1. 2

А 2. 4

А 3. 1

А 4. 2

В 1. Колеблющийся, зеленеющий

Вариант 2

А 1. 4

А 2. 2

А 3. 3

А 4. 3

В 1. Расстилающимся, парящие



Предварительный просмотр:

Урок - зачет по теме «Причастие»

7 класс

Тема «Урок  систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие»

Эпиграф

Причастие – это часть речи,

                                                                                                    причастная к глаголу

                                                                                                            в образе прилагательного.

В. И. Даль

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту,

слуга, метущий комнату,…

мы говорим: которая скачет,который метет,

заменяя выразительную краткость

причастия вялым оборотом.

                                                    А. С. Пушкин

Цель:

  • систематизация знания о причастии как части речи;
  • закрепление, углубление знаний о причастии;
  • проверка компетентности учащихся.

Образовательная:

  • закрепление навыков правильного написания причастий,
  • расстановки знаков препинания при причастном обороте,
  • употребления причастий в речи.

Развивающая:

  • развитие творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти;
  • формирование умение высказывать и аргументировать свои суждения;
  • создание активизирующей речевой среды;
  • развитие навыков коллективной деятельности.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к изучению русского языка;
  • выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля;
  • воспитание  чувства коллективизма.

Задачи:

  • формировать умение находить данную часть речи, определять ее грамматические признаки;
  • находить, правильно обосновывать орфограммы в причастиях;
  • совершенствовать навыки определения границ причастного оборота и его обособления;
  • обобщить роль причастий в русском языке.

Ход урока

  1. Целеполагание

  • Отгадаем загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

                           П. Чесноков.

Вопрос: О чём эта загадка? (о Причастии)

Слово учителя: Да, мы будем говорить о причастии.

  • Запишите Число. Классная работа. Зачет по теме «Причастие»

  • А эпиграфом к нашему уроку послужит слова В. Даля. Прочитаем их:

( Ребята читают эпиграф)

«Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

Вопрос: Как понять смысл этого высказывания?

  1. Что значит причастный? ( Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
  2. К каким частям речи причастие имеет «касательство»? (к глаголу и прилагательному).

Слово учителя:

  • Сегодня мы проводим зачет. Давайте определим цель нашего зачета (учащиеся определяют цель урока - систематизация и обобщение)
  • Возьмите зачетный лист, запишите свои данные,  цель, которую вы ставите перед собой на сегодняшнем занятии.

  1. Актуализация знаний

  1. Подготовка

  • У вас есть зачетный лист, в котором перечислены виды заданий, за которые вы будете получать баллы. Эти баллы вы будете самостоятельно проставлять в правой колонке зачетного листа. Ваша задача – набрать как можно больше баллов. Кроме наименований  видов заданий у вас есть еще одна колонка « Ответ на уроке». Здесь вы можете заработать дополнительные баллы, отвечая на вопросы.  В конце второго урока будет дана шкала перевода баллов в оценку. Вы получите  предварительную оценку за зачет. Дома Вы выполняете творческую работу, которая принесет вам  10 баллов. После проверки ее вы  сами себе поставите итоговую оценку.

  1. Теоретический зачет.(14 баллов) (слайд). Парная работа + консультанты
  • Положите перед собой вопросы к зачету. В течение 5 минут вы задаете любые из них своему товарищу по парте и ставите за полный  правильный ответ по каждому вопросу

1 балл, за неполный правильный ответ – 0,5 балла, за неправильный ответ – 0 баллов. Через 5 минут меняетесь своими ролями. С некоторыми работают консультанты, которые уже сдали теоретический зачет и получили 14 баллов. Поставьте их себе. Они опросят только одного ученика.

  1. Монологический ответ по теме «Причастие» (отвечает консультант).

  1. «Суффиксальная карусель» - за каждый правильно размещенный суффикс вы получаете 1 балл. Всего  13 баллов
  • Приглашаем на ней покататься и распределить суффиксы по своим домикам.

Дейст.причаст.             Дейст.причаст.               Страд.причаст.             Страд.причаст.

Наст.врем.                     Прош.врем.                       Наст.врем.                Прош.врем.

 - ущ-, -им -                         -ющ-                                -ащ-, -ом-                -ем-, - ённ-                              

 -енн-, - т-                              -ш-                                      -нн-                      -вш-, -ящ-

  • Исправьте ошибки и запишите  в 4 столбика.

  • Проверим:

Дейст.причаст.             Дейст.причаст.               Страд.причаст.                  Страд.причаст.

   Наст.врем.                        Прош.врем.                         Наст.врем.                Прош.врем.

   - ущ-,- ющ-                           -вш-                               -ем-, ом-                      -енн-,-ённ-

    -ащ-,- ящ-                             -ш-                                     -им-                               -нн-, -т-

  1. Выборочный диктант – за каждое правильно выписанное причастие – 1 балл.
  • Мы покатались на карусели и вспомнили все суффиксы причастий, а теперь должны посмотреть, поможет ли вам знание суффиксов быстро найти причастия в тексте. Возьмите текст.
  • Выпишите  (в столбик)  причастия из текста

Лесные звуки

Тысячи звуков родятся весной в ожившем лесу. От пенька на пенёк пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о берёзу и грузно упавший неповоротливый жук. Дятел, сидевший на дереве,  пустил звонкую барабанную трель.  Окружённый золотым сиянием солнца воркует дикий голубь.

 На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, и со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в согретых солнцем лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки. Басом прогудит шмель, вылетевший из зимнего убежища.

Всего 12 баллов

  • Проверим. Рядом с правильно выписанным причастием вы ставите зеленой пастой   1 балл
  1. Цифровой  диктант -  12 баллов
  • Выделите суффиксы причастий. На полях напротив  выписанного причастия вы должны поставить:

1 – действительное причастие

2 – страдательное причастие

Вожившем лесу, пискнувшая мышь,  стукнувшийся о берёзу, грузно упавший,сидевший на дереве,окружённый золотым сиянием, расхрабрившийся филин,пролетающая сова,празднующие весну,в согретых солнцем,радующиеся лягушки,вылетевший из убежища.

Код: 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1

  1. Замените действительные причастия страдательными и наоборот.  Запиши сразу в исправленном виде – 3 балла ( по 1 баллу за правильную замену). Проверьте у товарища.( 1 ученик проверяет вслух).

1. Юннаты, посадившие цветы.

2. Сторож, охраняющий сад.

3. Картина, написанная художником

  1. Выполните морфологический разбор причастия по вариантам.  Консультанты получают свои задания и сдают их учителю. Все остальные ребята заполняют таблицу. – Критерии:

5 баллов – правильный ответ

4 балла – 1-2 ошибка

3 балла – 3-4 ошибки

  1. вариант. Над трепещущей осиной легкий месяц заблестел.
  2. вариант. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны в небе черном.
  1. Исправить ошибки в употреблении причастий и правильно расставь знаки препинания. 4 балла

1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.

2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

4.  Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

  1. Игра «Эстафета -  2 балла
  • Каждая команда получает задание: напротив вашей фамилии стоит слово. Вам каждому по очереди необходимо вставить пропущенную букву или раскрыть скобки только в одном слове. Затем вы выполняете морфемный разбор слова зеленой пастой и передаете лист  своему товарищу. И таким образом делает каждый ученик. Последний передает учителю, который выставляет 1 балл за правильное написание слова и 1 балл за правильно выполненный морфемный разбор. Затем учитель объявляет результаты для внесения баллов в зачетный лист.

Фамилия

Слово

Балл

посажен…ый (сад)

стро…щий

(не) замерзшей

увиден…ый

избира…мый

окружен…ы

некошен…ый  (луг)

пр…тертые

дыш…щему

вид…мые

нескошен…ую

распилен…а

(не) окончены

выходящ…го

стел…щийся

просеян…ая

бор…щемуся

слыш…мого

(не) написан

разгадан…ые

(не) освещен…ая (фонарем)

сдержан…ым

  1. Графический диктант. 4 балла
  • Давайте вспомним алгоритм слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
  • Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно (только 1 вариант)

1. вовсе (не) избалованный ребенок

2. окно (не) завешено шторой

3. (не) навидящий врага

4. (не) лишенный юмора

5. (не) помогающий никому

6. (не) зависимый кандидат

7. (не) устрашимый боец

8. (не) прочитанная книга

9. отнюдь (не) праздничный

10. (не) хвастающийся успехами

Код: 3 6 7 8

  1. Включите компьютеры. Тренажер  «Фраза»– 5 баллов. Сначала повторим правило «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.  (ученик)

Слайд «Потренируемся»

  • А сейчас самое любимое занятие. Включите ноутбуки, найдите программу «Фраза», откройте эту программу вместе со мной. Введите Ваше имя, выберите 7 класс, тему «Н и  НН в причастиях и отглагольных прилагательных, выберите вариант 387, «Отдельные выражения» и решите его вместе. Вам будет поставлена оценка. Это и есть Ваш балл каждому.

13.   Показываю Ё и Е. – 3 балла ( за каждый правильный ответ 1 балл)

  • О какой орфограмме пойдет речь? (Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего времени.)

      Образуйте полные и краткие страдательные  причастия прошедшего времени от глаголов

           

           Окружить – окруженный - окружена

           Поразить – пораженный - поражена

           Отразить – отраженный - отражена

Сделайте вывод.

          Под ударением  после шипящих пишется Ё.

          В безударном положении  - Е.

  1. А теперь выразительное чтение – 1 балл
  • Вы должны по очереди прочитать слово или словосочетание, голосом выделить букву.

 Стел...щийся туман, потер...нная книга, сдерж...нный смех, усып...нная листьями, разброс...нные вещи, слож...нный чемодан , убаюк...нный ребёнок, просе…нная мука, нескош...нная трава, перелома__ый; подавле__ый; квалифицирова__ый; гружё__ый; ране__ый в бою; медле__ый; торфя__ой; серебря__ый, ветрен…ый, безветрен…ый, решен…ый, куплен…ый.

  1. Задание по фразеологии. – 1 балл
  • Назвать и записать  фразеологизм по толкованию. Вместо многоточия вставить краткое или полное причастие

1. Умеет хорошо говорить (Язык хорошо…)

2. Лишён свободы действий, поступков (…по рукам и ногам)

3. Объединены чем-либо общим, неразрывным (Одной верёвочкой…)

4. Суждено, предопределено (На роду…)

5. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (Из другого теста…)

6. Крайне важный, совсем необычный, особенный (Из ряда вон…)

  • Проверим

1. Умеет хорошо говорить (Язык хорошо подвешен)

2. Лишён свободы действий, поступков (Связан по рукам и ногам)

3. Объединены чем-либо общим, неразрывным (Одной верёвочкой связаны)

4. Суждено, предопределено (На роду написано)

5. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (Из другого теста сделан)

6. Крайне важный, совсем необычный, особенный (Из ряда вон выходящий)

15. Д/З.      Творческий диктант

В.Г. Перов «Тройка»

   Морозное зимн…е утро. Чуть бре…жит ра…свет. Дует ветер.

В гору, таща на санках б…льшую боч…ку с водой, идут дети. Они устали  но бросить боч..ку(не) могут. За это х…зяин может их выгнать из дому и л…шить куска хлеба.

    Вот девочка. У нее опущен…ы глаза и высоко подняты брови что выр…жает крайнюю напряжен…ость ее сил.Пальцы судорожно сжимают вере…ку. Ветхая одеж…нка плохо пр…крывает и совсем (не)защища…т тело девочки от ветра. Ноги ее обуты в тяжелые башмаки.

Средний мальчик постарше других  но и он изн…могает от (не) посильной работы. Шубенка, картузишко, сапоги(не) согр…вают его.

     Крайний мальчик совсем изм…жден. Кожа его лица и худ…нькой шеи очень бледна. Рука его безжизнен…о повисла. Фигура с…гнулась.

     Даже собака усил…вает впеч…тление тоски и усталости детей.

      Серовато…мутные краски картины говорят о бе…просветной жизни детей-бедняков.В.Г. Перов выразил средствами живописи  т…гос…ное ощ…щение от стр…дания маленьких тружеников. Эта картина  укор всем вл…стям во все времена.

Задание

  • Данное описание может быть более ярким и полным, если его обогатить причастиями.
  • Распространить текст одиночными причастиями или причастными оборотами, относящимися к выделенным определяемым словам.
  • Записать получившийся текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Графически выделить все причастия  как члены предложения.

Примечание: ученики, получившие неудовлетворительную оценку за творческий диктант,  минусуют 5 баллов из общего числа зачетных баллов.

  1. Наш урок — зачёт мы закончим призывом. Но каким? Прочитайте его, а мы выясним, кто быстрее читает.

К

И

С

А

И

Ы

И

У

Н

Б

З

К

Р

Е

Ю

Я

С

Ш

Т

Л

(Ответ: Любите наш русский язык)

Прочитаем высказывания о русском языке.

(Ребята читают высказывания о русском языке.)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев.

Ш. Подведение итогов зачета. Выставление оценок.

Фамилия

Балл

Итог урока.

      На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки и умения находить причастия, определять границы причастных оборотов, объяснять условия их обособления, обосновывать орфограммы в причастиях. Я также надеюсь, что форма зачета заставила вас более серьезно отнестись к изучению материала, позволила вам увидеть свои слабые стороны. И еще раз вы убедились, как красив, мудр и богат наш язык – язык Пушкина, Тургенева, Толстого… Это обязывает нас к бережному отношению к нему.

IV.Рефлексия.

  • Самым интересным на уроке для меня было…
  • Для меня оказалось трудным и сложным…
  • Я был(а) бы рад(а)…



Предварительный просмотр:

Тест № 7

Причастие как часть речи.

Склонение причастий

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Детальный
  2. Тонущий
  3. Могучий
  4. Зелёный

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевший
  2. Помогавшая
  3. Влиявший
  4. Созревшая

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О выпавш..м снег..
  2. О затаивш..йся мыш..
  3. О скачущ..й лошад..
  4. С бьющ..мся сердц..м

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Собравший урожай
  2. Убежавшее молоко
  3. Заглянувший в окно
  4. Читающий текст

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

С 1. Напишите, какие черты сближают причастие с прилагательным. (ответ должен быть полным)

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Алюминиевый
  2. Прыгучий
  3. Сигнальный
  4. Командующий

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевшая
  2. Поступивший
  3. Певший
  4. Гладивший

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О прошедш..м времен..
  2. О расплескавш..йся  жидкост..
  3. На раскаливш..йся крыш..
  4. О строяш..мся здании..

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Заполняющий дневник
  2. Улетевшие на юг
  3. Промелькнувший хвост
  4. Написавший доклад

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

С 1. Напишите, какие черты сближают причастие с глаголом. (ответ должен быть полным)

Ответы

Вариант 1

А 1. 2

А 2. 4

А 3. 1

А 4. 2

В 1. Колеблющийся, зеленеющий

Вариант 2

А 1. 4

А 2. 2

А 3. 3

А 4. 3

В 1. Расстилающимся, парящие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека...

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...

Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

тема: «Честь и достоинство»   Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...

Классный час на тему «Честь и достоинство»

В результате занятия  учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинств...

Методическая разработка урока-дискуссии по теме "Честь и бесчестие"

Материал предназначен для подготовки учащихся к сочинению -рассуждению в формате ОГЭ или к итоговому сочинению по литературе....

Урок на тему "Честь"

Это метапредметный урок по повести "Капитанская дочка"...