Статья "Профессионализм и компетентность педагога"
статья по теме

Маликова Ирина Викторовна

Статья "Профессионализм и компетентность педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионализм и компетентность педагога

И.В. Маликова,

учитель английского языка МБОУ СОШ №3 г. Строитель 

Практика – это не то, что вы делаете, когда становитесь мастером. Практика – это то, что делает вас мастером.

Малколм Гладуэлл

Для успешной реализации учебного процесса современный учитель должен обладать определенным набором качеств, которые, несомненно, являются общими для всех предметников, но,  тем не менее,  компетенции учителей должны отличаться в зависимости от предмета. Неотъемлемой частью, которой должен владеть педагог-это содержание и методология предмета. Но, если содержание представляет собой набор теорий, законов, фактов, то методология должна распределить их в определенной последовательности, развить систему понятий с тем, чтобы  у  учащихся были не разрозненные сведения о предмете, а была выстроена определенная цепочка знаний в той или иной области. Для этого учитель должен знать ведущие идеи, на которых базируется изучение определенного предмета. Для достижения этих целей учителю необходимо выстроить собственную стратегию по предмету на основе правильного  планирования учебного материала и выбора для каждого раздела основного содержания, которое и сформулирует у учащихся систему знаний.

Вторая  компетентность-это знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их в реальном учебном процессе.

Третья составляющая профессиональной компетентности – это владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета. На сегодняшний день педагогическая наука предлагает большой арсенал средств для развития ребенка. Это различные приемы развития умственной деятельности и педагогические технологии. Для успешного усвоения любого предмета ученик должен владеть   аппаратом знаний. Здесь в помощь учителю можно привести ряд упражнений по усвоению и развитию понятий; упражнения на тренировку разного рода терминов, на соотнесение терминов с понятиями, анализ, синтез сложных терминов, выбор терминов из научного текста и их объяснение и этот набор  можно продолжать бесконечно.

Деятельностное обучение невозможно без использования технологии проблемного обучения. Это обучение позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, дает учителю развернутый ответ на вопрос, как учить, для чего учить, где это все можно применит, а также , чтобы ученик мог решать проблемы самостоятельно, кроме того, мог ставить цели, задачи, выдвигать гипотезы, которые в результате должны подтвердиться.

Профессионализм педагога заключается также в том, чтобы при решении проблемной ситуации, поднять мыслительный уровень ученика, нацелить его на самостоятельное решение той или иной проблемы, а также полученные знания применить не только в рамках школы, но и за ее пределами.

Профессиональная компетентность педагога-многофункциональное проявление, которое включает в себя знания педагога, способы, методы и применение их на практике. Это и культура речи, и стиль общения, и отношение к себе и своей деятельности. К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относят: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, презентационную компетентность. К компетентности педагога можно отнести и относят разнообразные формы, а именно: открытые уроки, семинары, мастер-классы, дискуссии, круглые столы, дебаты, конференции.

Компетентность педагога открывает его новый образ. Педагог- это и исследователь, и тьютер, и наставник, и товарищ, и руководитель. Поэтому , компетентность педагога повышается из урока в урок, из года в год. Считаем, что компетентность еще выражается в том, чтобы педагог мог управлять классом, решать разного рода ситуации, мог организовать деятельность ребенка, вызвать интерес к своему предмету, расширить его знания в той или иной области. Такое поведение педагога позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, а значит, здесь тоже проявляется его профессионализм.

Педагог – это главный человек в жизни детей в школе, от его профессионализма зависит и качество знаний, и интерес к предмету, поэтому он должен быть креативным, мобильным, коммуникабельным, владеющий новыми технологиями, умеющий в любую минуту ответить на самый неожиданный вопрос ученика, т.е. должен соответствовать своим профессиональным качествам.

Педагог должен включать ребенка в систему межличностных отношений, учить нравственности, уметь включить ребенка в систему , насыщенную переживаниями, обеспечить мотивацию к работе над любой из видов деятельности: творческую, проектную, групповую, индивидуальную, при этом подходить к данному вопросу ненавязчиво, а тактично, лояльно, чтобы у ребенка самого появилось желание работать над тем или иным вопросом.

Главная компетентность педагога- это быть интеллектуальной личностью, эмоциональным, культурно и духовно развитым, верить в себя, свои силы, а также в своего ученика, проявлять интерес не только к своему предмету, но и всему тому, что окружает его учеников, их внутреннему миру, быть современным, быть наравне с учеником, но немного впереди. Это все те качества, которые должны соответствовать современному педагогу, а, значит, его профессионализму.  

В завершении, хотелось бы отметить, что главное в компетентности и профессионализме педагога - это любовь к своей работе. Педагог, готовый к переменам, личностно ориентированный, обладающий высокими профессиональными знаниями, разбирающийся в своем деле, умеющий рефлексировать, обладающий способностью к проектной и исследовательской деятельности- и есть профессионально-компетентный педагог.

      А  статью хотелось бы завершить словами одного из великих педагогов  Яна Амоса Коменского «Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

Анкета оценки ИКТ- компетентности педагога. Анкета «ИКТ-активность педагога»

данные анкеты позволяют определить уровень ИКТ - активности и компетентности любого педагога школы...