Моя будущая профессия
классный час (6 класс) на тему

Дорохина Нина Васильевна

Учащиеся 6 класса

Цель: помочь в выборе будущей профессиональной деятельности, расширить знания учащихся о профессиях.

Задачи: привлечь внимание учащихся к проблеме выбора жизненного пути;  познакомить с основными группами профессий, ошибками при выборе будущей специальности;

воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему выбору.

Оборудование: компьютер с экраном, презентация, конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Нина Васильевна Дорохина

                 учитель русского языка и литературы, 1квалификационная категория

                             МАОУ «Студенческая СОШ №12», Белоярский городской округ

Классный час «Моя будущая профессия»

Учащиеся 6 класса

Цель: помочь в выборе будущей профессиональной деятельности, расширить знания учащихся о профессиях.

Задачи: привлечь внимание учащихся к проблеме выбора жизненного пути;  познакомить с основными группами профессий, ошибками при выборе будущей специальности;

воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему выбору.

Оборудование: компьютер с экраном, презентация, конспект.

Ход мероприятия:

1. Оргмомент. Целеполагание.

Сегодня мы с вами поведем разговор об одном очень важном для вас событии, к которому вы, ребята, готовились и будете готовиться еще несколько лет. Понять, о чем пойдет речь, вам поможет одна притча.

2. Прослушивание притчи. (фон – музыка Эннио Морриконе)

Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:
- Я пойду вправо – потому что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись в разные стороны. Сверху он увидел, где самый короткий путь и насколько быстро доберутся до края леса другие мудрецы. Он понял, что сделал все правильно, а другие нет. Они были упрямы, не послушали его. Он был настоящим Мудрецом!..

Но он ошибался. Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу, научился выживать в лесу и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они ограбили его и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках человечность и сострадание.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая помогла другим не заблудиться в лесу.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в новых местах и открыл для людей удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по решению проблем в короткие сроки.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Беседа по содержанию притчи:

 Какие выводы можно сделать после услышанного? Как вы поняли эту притчу?

Оформление выводов.

У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас - найти свой верный путь, свою цель.

Переход к теме классного часа:

 Какой может быть главная цель у выпускника школы?

Для чего нам это необходимо?

3. Какова же тема нашего классного часа?

Тема сегодняшнего нашего разговора– «Моя будущая профессия».

Определение цели классного часа.

Является ли эта тема важной для вас, и пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

 Именно от того, насколько осознанно и правильно вы выберете свой дальнейший путь, и будет складываться ваша жизнь.

Сегодня на классном часе мы познакомимся с основными группами профессий, ошибками при выборе будущей специальности, и я надеюсь, что наш классный час поможет вам в выборе будущей профессии.

Как вы думаете, какие ошибки могут вас ожидать при выборе будущей профессии?

4.  Типичные ошибки в выборе профессии.

Поможет ответить на этот вопрос следующая информация:

   Сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры - технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только учись и занятия не прогуливай! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Ответить на поставленный вопрос поможет сценка «Молодой специалист». 

1. Следование чужим советам; 2. Выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; 3. Отсутствие существенной информации о профессии или специальности; 4. Незнание своих личных особенностей. 

5. Демонстрация основных мифов, сопровождающих выбор профессии.

Послушайте мифы, сопровождающие выбор профессии и подумайте, должны ли мы ориентироваться на эти мифы при выборе профессии?

Позволить другим сделать за Вас выбор («Я лучше тебя знаю…»)

Плыть по течению, не делая выбора («Как кривая выведет…»)

Ожидание завтрашнего дня («Сделаю это завтра…»)

Жизнь в суете («Сегодня не успеваю, некогда»)

Поиски удачной лазейки («Умопомрачительная идея! И получу всё сразу!»)

Профессиональное упрямство и деградация («Время печатных машинок не прошло!»)

Ничего изменить нельзя («Я человек маленький…»)

Поиск виноватых («Виноваты родители, школа, Путин…»)

Кто-нибудь решит проблемы за вас («Прилетит вдруг волшебник»)

Я – лучший, а все остальные этого не понимают

Жизнь бессмысленна и беспощадна («Всё равно не получится»)

Обсуждение, осмысление новой информации.

 Почему мы не должны ориентироваться на эти мифы?

6. Знакомство с основными видами профессий.

 Что же означает слово профессия?

Профе́ссия  — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп.

Академик Евгений Александрович Климов предложил следующую классификацию профессий, которая популярна до сих пор:

человек-человек, человек-природа, человек-знаковая система, человек-техника, человек-художественный образ.

7. Загадки о профессиях, определение типа профессии.

8.Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

 Каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием. 

Занимательные факты, заметки о самых редких профессиях.

 (клипмейкер, промоутер, мерчендайзер, титестер, постижёр, мастера спецэффектов)

9. Вы учитесь в 6 классе. Перед вами еще только стоит выбор своего жизненного пути, своей будущей профессии. Некоторые уже сейчас, наверно, смогут определить, в какой системе они намерены работать. Кому-то потребуется еще время для самоопределения.

Тест «Ты и твоя профессия». Шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры-треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. По количеству нарисованных треугольников определяется вид деятельности.  

10. Правила для успешного самоопределения.

Многие выпускники очень часто еще не могут определить сферу своих профессиональных интересов. Выбор – очень сложная, но крайне необходимая задача для человека.

Таким образом, к выбору профессии нужно подойти самостоятельно, осознанно и ответственно.

При принятии решения можно и нужно выслушать все предлагаемые советы и пожелания, но окончательное слово оставить за собой. Почему так важно принимать окончательное решение самому?

11. Подведение итогов.

Итак, ребята, подведем итоги нашего сегодняшнего разговора.

Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас назвал профессию, с которой хотел бы связать свою жизнь.

У нас впереди еще несколько лет учебы. Интересно, изменятся ли ваши желания в выборе профессий?

 Хосе Марти, известный испанский мыслитель, как-то сказал: «Самая трудная профессия – быть человеком». Я желаю вам найти правильный путь и помнить, что вы рождены быть прежде всего Человеком!

(по щелчку звучит отрывок из песни гр. «Непоседы» - «Быть человеком»)

Список литературы

1. «Выбирайте профессию». Е.Н. Прощицкая. Москва, «Просвещение» 1991г.

2. «Настольная книга классного руководителя». Л.И. Саляхова. Москва, «Глобус».

     3. Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся: опыт средней школы № 4 г. Москвы / Г. Сторожева // Воспитание школьников.- 2004.- № 10.- С. 37- 44.

4. Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.

 

Выбор темы классного часа очень актуален. Классный час посвящён выбору будущей профессии. Многие дети в этом возрасте еще не определили, кем хотят стать в жизни. Материал классного часа и предлагаемые формы работы подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Цель классного часа достигнута, так как учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы. Все ученики работали, высказывали своё  мнение.

Из всего этого можно сделать следующий вывод: проводить дальнейшую работу (в 9 классе) по профориентации учащихся, расширить знания о профессиях, рекомендовать специальную литературу.

На классном часа ребята чувствовали себя свободно. Спокойно, раскрепощено, активно участвовали в конкурсах, высказывали своё мнение, заинтересовались информацией о  профессиях,  эта тема им нужна, и требует продолжения рассмотрения вопросов, связанных с профориентацией. Ребята познакомились  с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, было создано информационное пространство о профессиях, привит  интерес к различным видам деятельности,  ребята задумались о своей будущей профессии.

 

 Я считаю, что кл. час результата достиг, был успешен и в творческом плане и в познавательном. Выиграла. «Дружба»

1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.

2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.

7. Загадки о профессиях, определение типа профессии.

1. Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач; человек - природа)

2. Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь; человек - техника)

3. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар; человек - человек)

4. Цифры-расчеты.
Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек - знаковая система)

5.Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.

Лестницы и двери. (Архитектор; человек - художественный образ)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

Тест «Ты и твоя профессия».

ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

ШЕСТОЙ ТИП: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Правила для успешного самоопределения.

Чтобы не ошибиться, следует знать несколько правил.

1. Знать ответ на 2 вопроса: “Кем ты хочешь стать?” и  “Каким быть?”.

2. Ориентироваться на собственное мнение.

3. Ваши личные мотивы, интересы, ценности не противоречат сути профессии.

4. Осознавать свои способности, возможности и их совместимость с будущей профессией.

5. Уметь прогнозировать (планировать)

6. Быть оптимистом  (верить в свои силы при преодолении трудностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"

Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”

Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")

Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...