Рабочая программа по ОПК (4 класс)
рабочая программа на тему

Гречнева Любовь Викторовна

Рабочая программа по ОПК (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_opk_-_4_a_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

 д. Березняки

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                   директор МБОУ «СОШ №10»                                                                                                                                                                                                  Печенкина Н. В.                                                                                                                                                                                                     ___________________                                                                                                                                                                                                     «___» _____________2018 г.                                                                                                                                                         

                                                       

Рабочая программа

 по основам религиозных культур и светской этики.

 Модуль «Основы православной культуры»

4 « А» класс.

                                             Составитель: Гречнева Л. В.,

 соответствие занимаемой должности.                                                                                                                        

          2018-2019 учебный год

                                                                                             

                                                                   Пояснительная записка

Данная рабочая программа программа  курса «Основы православной культуры»   соответствует требованиям федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»;

-Авторской  учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк. – М.: «Просвещение», 2012.

Программа рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю).

Планируемые результаты изучения программы

Личностные результаты:

  • Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.
  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.
  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  • Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  • Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредместные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
  • Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.
  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.
  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
  • Определение общей цели и путей ее достижения.

Предметные результаты:

  • Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.
  • Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.
  • Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.
  • Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизн
  • Ученик научится:

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
  • историю возникновения и  распространения  православной    культуры,
  • роль православной культуры в истории России
  • основы  духовной традиции  православия,
  • определения основных понятий православной культуры,
  • взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,
  • описание основных содержательных составляющих священных книг,
  • описание священных сооружений,
  • описание религиозных праздников и святынь  православной  культуры,

Ученик получит возможность научиться:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии —  основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться  к материальным и духовным ценностям;
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения  высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную;
  •  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовить сообщение по выбранным тема.

                                                      Содержание программы

Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Православие и культура.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной    культуры. Связь  культуры народа и его религии. Значение  православной культуры в жизни людей, общества.

Отношения Бога и человека в православии.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь  между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь  человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.

Православная молитва.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва  как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды  молитвы.  Отличие  материальных благ от духовных радостей. Происхождение  молитвы «Отче наш»,  смысл входящих в нее слов и выражений.

Библия и Евангелие.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение  для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии.  Структура  Библии.  Библия как  обращение Бога к человечеству.

Проповедь Христа.

Христос и Его Крест.

Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский  смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Православное учение о человеке.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское  представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие  качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека.  Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть. Различать  добро и зло человеку помогает совесть. Значение   покаяния в православной культуре. Разница  между покаянием и признанием ошибки.

Заповеди.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей  и значение. Заповеди  помогают людям различать добро и зло. Выполнение  или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий  нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское  значение слова «ближний».

Пасха.

 Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь  Иисуса Христа. Суть  Воскресения Христова. Празднование  Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные  открытки.

Золотое правило этики.

Грех. Неосуждение.  «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь  неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к  согрешившему человеку.

Храм.

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем.  Православные храмов родного края.

Икона.

 Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись  как достояние мировой художественной и духовной культуры.  Особенности иконописного изображения. Различия  в написании иконы и картины. Способы  и средства изображения в иконе духовного мира.  Отношение  к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

         Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся

          Как христианство пришло на Русь.

Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.

Подвиг

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

 

Заповеди блаженств.

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.

Зачем творить добро?

Самоотверженность. Святой.

   

Чудо в жизни христианина.

Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.

Православие о Божием суде

Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.

Таинство Причастия.

Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.

Монастырь.

Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.

Отношение христианина к природе.

Ответственность за мир. Христианское милосердие.

Христианская семья.

Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.

Защита Отечества.

Оборонительная война. Подвиг. Герои.

Христианин в труде.

Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.

Любовь и уважение к Отечеству.

Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.

Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.

«Мой мир — мое Отечество».

Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.

Итоговое повторение   Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные  памятники. Я и моя Родина.

Календарно-тематическое планирование

№  урока

Наименование разделов, тем

Элементы основного содержания

Характеристика основных видов деятельности

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия  - наша Родина.

Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют.

Знание терминов, формирование общих представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение,

03.09

2

3

Основы православной культуры

Культура и религия.

Понятие культура. Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  

Понятие культура. Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  

Знать основные положения уроков.

Уметь:

-анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий;

-определять роль ценностных ориентиров в жизни человека

Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и отличное

10.09

17.09

4

Человек и Бог в православии

Что говорит о Боге  и мире православная  культура.

Что говорит о человеке православная культура. Как вера в Бога влияет на поступки людей. Свобода и разум в религиозной этике.

Знать основные положения уроков.

Уметь:

-анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий;

-определять роль ценностных ориентиров в жизни человека

 

24.09

5

Православная молитва

Во что верят православные христиане. Молитва, виды молитв. Молитва «Отче наш». Кто такие святые, что такое благодать.

Знать основные положения темы.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать собственную точку зрения;

-осуществлять поиск  информации

01.10

6

Библия и Евангелие

Кто такие христиане. Священное Писание. Что такое Библия: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.

Знать основные положения темы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации

08.10

7

Проповедь Христа

Христианское учение о спасении. Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь.

Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

15.10

8

Христос и Его крест

Спаситель. Как Бог стал человеком   Жертвенная любовь. Победа над смертью. Символика креста.

Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

23.10

9

Пасха

Православный календарь, его символическое значение Праздники. Воскресение. Православные традиции празднования Пасхи: Великий пост,  пасхальная служба, пасхальный гимн, пасхальное яйцо.

Знать основные положения темы. Уметь характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их появления

05.11

10

Православное учение о человеке

Во что верят православные христиане. Тело и душа, внутренний мир человека, болезни души. Что такое образ Божий в человеке.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

12.11

11

Совесть и раскаяние

Добро и зло в православной традиции. Работа совести, покаяние

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

19.11

12

Заповеди

Христианская этика. Заповеди блаженства. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

26.11

13

Милосердие и сострадание

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.  Любовь к ближнему. Милостыня

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

03.12

14

Золотое правило этики

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Неосуждение.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником

10.12

15

16

Храм

 Православный храм  и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения  в православном храме и во время службы.

Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения

17.12

17

Икона

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений

24.12

17

Подведение итогов

Творческие работы учащихся.

Уметь готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

14.01

18

Как христианство пришло на Русь

Церковь, Крещение Руси, значение крещения Руси. Православие в современной России.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

21.01

19

Подвиг

Подвиг, человеческая жертвенность, Жертва Богу. Подвижничество. Почитание святых.

04.02

28.01

20

Заповеди блаженств

Вера. Заповеди блаженств.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

04.02

21

Зачем творить добро?

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Самоотверженность.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

11.02

22

Чудо в жизни христианина

 Символический язык православной культуры. Христианские добродетели.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

18.02

23

Православие о Божием суде

Как видеть в людях Христа. Вера в бессмертие.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

25.02

24

Таинство причастия

Православные таинства. Таинство крещения и причастия: символический смысл. Литургия.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

04.03

25

Монастырь

Монашество. Послушание, постриг. Монастырский уклад. Сергий Радонежский.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

11.03

26

Отношение христианина к природе

Ответственность за мир и природу. Христианское милосердие, «братья наши меньшие».

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

18.03

27

Христианская семья

Христианская семья и ее ценности. Обряд венчания, воспитание детей, праздники, семейные традиции.

Знать основные положения темы. Уметь  Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать выводы, отвечать на вопросы

08.04

28

Защита Отечества

Бывает ли война справедливой. Оборонительная война. Святые защитники России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Пересвет, Илья Муромец

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

15.04

29

Христианин в труде

Заповедь труда. Пост. Что такое «работа на совесть». Напрасный труд.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

22.04

30

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником

29.04

31

Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».

Знать основные положения изученного материала.  Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

06.05

32

Урок повторения «Основы  православной культуры».

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

Уметь выбирать,  готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

13.05

33

Мировые религии

 «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

Уметь выбирать,  готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

20.05

34

Мой мир, Мое Отечество

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Уметь выбирать,  готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

27.05

СОГЛАСОВАНО.                                                                                                                                СОГЛАСОВАНО.

 Зам. директора по УВР                                                                                      на заседании ШМО учителей начальных классов

                     Черных Л.А.                                                                                    от «    » _________________2018 г                                                                                                                                                                    

«    » _________________2018 г                                                                          протокол №

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...