Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»
рабочая программа на тему

Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.

Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организация предметно-развивающей среды в учреждение по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

- Определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики.

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

- Пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «АНТОШКА» 

Программа

по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге

«Светофорчики»

Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

г. Урай ,2017 год.

  1. Паспорт программы…………………………………………стр.-3
  1. Нормативно-правовые документы…………………………стр - 6
  2. Пояснительная записка………………………………………стр.-7
  3. Актуальность…………………………………………………стр.-8
  4. Цель и задачи программы…………………………………...стр.-8
  5. Этапы реализации программы………………………………стр.-11
  6. Основные принципы программы……………………………стр.-13
  7. Ресурсное обеспечение ………………………………………стр.-15
  8. Методическое обеспечение и создание предметно – развивающей

среды……………………………………………………………стр-16

  1.  Содержание программы ………………………………………стр.-18
  2. Ожидаемые результаты………………………………………стр.-21
  3. Литература ……………………………………………………стр.- 22
  4.  Приложение …………………………………………………..стр. - 25

Содержание

Паспорт программы

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад №7 «Антошка»

Наименование программы

 Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»  

Основные разработчики программы

Руководитель программы:

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка» Ярославова К.В.

Рабочая группа:

Аптыкаева Н.А. - воспитатель

Шихрагимова В.Н - воспитатель

Нормативно-правовые разработки программы

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.);

- Федеральная целевая программа от 3 октября 2013 г. № 864 "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

- Закон ХМАО - Югры от 26.03.2004 № 14-оз (ред. от 16.12.2010) "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Повышение безопасности дорожного движения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2004 - 2010 годы";

- Приказ о назначении ответственного лица в ДОУ по ПДТТ;

- Паспорт дорожной безопасности МБДОУ «Детский сад № 7  «Антошка».

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О проведении конкурса вариативных программ в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» среди образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 26.01.2017 №108.

Цель программы

-создание образовательной среды ДОУ посредством внедрения информационно- коммуникативных технологий   для повышения эффективности работы с детьми по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

Задачи программы

 - выйти за рамки традиционных форм и методов работы с участниками образовательного процесса, изменив устоявшееся восприятие проблемы;

- повысить мотивацию детей к овладению знаниями по ПДД;

- организовать воспитательно-образовательный процесс по изучению дорожной грамоты, путем включения детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

- Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Срок реализации программы

2 год  

Этапы

- 1 этап – Организационный

- 2 этап – Основной

- 3 этап – Аналитический

Принципы программы

• Принцип  полноты

• Принцип системности

• Принцип сезонности

• Принцип учета условий городской местности

• Принцип возрастной адресованности

• Принцип интеграции

• Принцип координации деятельности педагогов

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. 

Основные направления программы:

Профилактическое:

- Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.

- Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное:

- Организация предметно-развивающей среды в учреждение по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

- Определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики.

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

- Пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.

Разделы программы:

- Работа с детьми.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

- Работа с Госавтоинспекцией 

Участники программы

- Дети ДОУ;

- Педагогический коллектив;

- Родители - законные представители;

- Госавтоинспекция.

- «отряд ЮИД» МБОУ СОШ №4

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня знаний ПДД у детей, снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

- Эффективное взаимодействие с родителями законными представителями в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, усиление роли семьи в воспитании детей.

- Развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

- Установление прочных связей в организации совместной работы с социальными партнерами, органами ГИБДД.

- Повышение культуры поведения на улице, в транспорте.

 

При разработке программы руководствовались следующими документами:

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.);

- Федеральная целевая программа от 3 октября 2013 г. № 864 "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

- Закон ХМАО - Югры от 26.03.2004 № 14-оз (ред. от 16.12.2010) "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Повышение безопасности дорожного движения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2004 - 2010 годы";

- Приказ о назначении ответственного лица в ДОУ по ПДТТ;

- Паспорт дорожной безопасности МБДОУ «Детский сад № 7  «Антошка».

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-  эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России № 26 от 15.05.2013;  

- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О проведении конкурса вариативных программ в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» среди образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 26.01.2017 №108.

Пояснительная записка

             Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по городу Урай показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности – жизни и здоровье ребенка.

Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения.

            Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого ребенка сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.

               Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.  Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители.  Но, как правило, родители не всегда знают, правила дорожного движения не всегда выполняют их, или имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых.

              Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

             Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения Программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нами была разработана программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

                                                            Актуальность

           Программа «Светофорчики», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».          Новизна - Программа «Светофорчик» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Программа обучения детей правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий «Светофорчики» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

 Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.  

Реализация программы рассчитана на 2 года.

Обучение Правилам дорожного движения начинается со средней группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.

Цель программы -  создание образовательной среды ДОУ посредством внедрения информационно- коммуникативных технологий   для повышения эффективности работы с детьми по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

Задачи программы 

- выйти за рамки традиционных форм и методов работы с участниками образовательного процесса, изменив устоявшееся восприятие проблемы;

- повысить мотивацию детей к овладению знаниями по ПДД;

- организовать воспитательно-образовательный процесс по изучению дорожной грамоты, путем включения детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

- Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

              Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное универсальное образование. Освоение детьми ПДД является целью познакомить их с требованиями, предъявляемыми к малоактивным участникам дорожного движения. Работа в ДОУ по профилактике ведётся в трёх направлениях: в тесном содружестве детского сада, семьи и социальными партнерами.

             Решение данной проблемы повышает качество знаний детей, обеспечивает достаточный уровень культуры поведения, предъявляемых к пешеходам и пассажирам.  

             Для того, чтобы выйти за рамки традиционных форм и методов работы, как организационных, так и методических, и образовательных, необходимо внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационную деятельность. Интерес детей к ООД повышается, когда педагоги используют   информационные технологии:  интерактивную доску, мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций. Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога. 

        При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

        Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.

         Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

                                           

                             Этапы реализации программы

                                             I этап – организационный

- Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

                                                         II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

- Апробация мероприятий по ПДД.

- Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

- Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

- Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

                                                 III этап – Аналитический

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

Основные принципы программы

        Построение образовательного процесса в ДОУ по обучению воспитанников правилам дорожного движения осуществляется с учётом следующих принципов:  

  • Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.  
  • Принцип активности   –   построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира,  самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.      
  • Принцип  интеграции – решение   задач программы  в системе всего  образовательного  процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.  
  • Принцип преемственности – предполагающий  обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.  
  • Принцип культуросообразности – предполагающий  ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.  
  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.      

        Вышеперечисленные принципы:

  • Предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;
  • Предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.  

 

Ресурсное обеспечение программы

  1. Материально - техническая база.

Помещения для проведения мероприятий: физкультурный зал; музыкальный зал, групповые комнаты.

Методические помещения: методический кабинет; кабинет психолога; кабинет логопеда.

Участки: участки для каждой возрастной группы; спортивная площадка.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительские стенды в групповых помещения и коридорах детского сада, развивающие пособия, методическая литература, интерактивные доски, магнитофоны.

  1. Кадровые ресурсы

Заведующий МБДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, учитель – логопед.

  1. Информационно-содержательное:

Создание информационного банка данных (разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.; форм работы с родителями; консультаций для педагогов). Сбор текущей информации о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов); функционирование проблемных семинаров, практикумов; проведение консультаций; организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции); взаимодействие с сотрудниками ГИБДД; взаимодействие с социальными партнёрами МБОУ СОШ №4 «отряд ЮИД»; систематическое оформление информационного стенда.

  Создание предметно – развивающей среды.

        Для эффективности работы по реализации программы по ПДД необходимо, прежде всего, создать предметно-развивающую среду. Создание предметно-развивающей среды нужно вести в двух направлениях: среда в ДОУ, среда группы. Для создания среды в ДОУ можно создать оборудованную комнату по ПДД, где дети могут приходить с воспитателями и провести занятия, игры, развлечения и т.д. На территории детского сада организовать площадку с нанесением разметки дороги, установить светофор. Информационные стенды для родителей. При создании развивающей среды в группах по ознакомлению детей с правилами безопасности педагогу следует учитывать, что у дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий.  Материал, подобранный педагогом, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.  

        В каждой возрастной группе должна быть создана специальная среда, где должны  представлены дидактические, настольные игры, различные атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в организованной форме обучения. Наборы иллюстраций, плакатов, знакомящие дошкольников с правилами  дорожного движения,  с работой  службы ГАИ.  

        Детская художественная литература в книжном уголке.  

В качестве наглядного материала может выступать двухсторонняя магнитно – маркерная доска «Азбука дорожного движения». Приложение к данному материалу может быть разнообразным (дорожные знаки, плоскостные фигуры людей, домов, транспорта и т.д.) и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций.

Для занятий по обучению Правилам дорожного движения воспитатели могут использовать ТСО: телевизор, DVD, мультимедиа, альбомы, слайды, видеофильмы и др. Ребенок усваивает сказанное быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, которое ребенок видит или самостоятельно выполняет. Под руководством воспитателей дети и родители могут изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр: светофоры, жезлы, рули,  макеты домов; - игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, планшеты с перекрестком.  Знаки - нагрудные и переносные: специальный транспорт пожарная машина, скорая помощь, милиция.

         В наличии  должны быть наглядные пособия:  - плакаты о безопасности дорожного движения; - конструкторы (строительный, металлический). Воспитанники старших групп могут делают из бумаги, природного, бросового  материала подарки для детей младших групп, своих сестер и братьев. В каждой группе должны находится  видеотека с диапозитивами, диафильмами и видеофильмами, грамзаписи, а также детская художественная и методическая литература. В перечне наглядных пособий в группах старшего дошкольного возраста: электрифицированная игра на закрепление знаний  о правилах  дорожного движении. Общеизвестно, что в мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка свои особенности, свои условия жизни, свой маленький путь, наложивший печать на его развитие,  свои сильные и слабые стороны. Поэтому и не могут быть созданы универсальные советы и рекомендации для родителей и педагогов в воспитании любого ребенка. Вместе с тем даже незначительное отставание ребенка в период дошкольного детства в темпе психического развития от основной массы сверстников, изменения в его поведении должны учитываться как в педагогическом процессе ДОУ, так и в семье.    

        Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни ДОУ, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.  Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте - это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны их применять на практике.

Содержание программы включает в себя четыре направления:

  1. Повышение компетентности педагогических работников по правилам безопасного поведения на дорогах.  

Цель: помочь педагогам организовать образовательный процесс по обучению  детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге.              

Направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в следующих формах: проведение консультаций, круглых столов, встреч  с инспектором ГИБДД (1 раз в квартал), семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, деловых игр, обмен опытом в виде презентаций.  Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный план работы  , определяются  цели и задачи, подобрана и систематизируется художественная литература для дошкольников, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей.  

  1. Просвещение родителей по правилам безопасного поведения на дорогах.             Цель: информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду безопасности на дорогах города; побудить желание родителей помочь педагогам реализовывать мероприятия  направленные на обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения.  

    Предполагается введение новых путей сотрудничества, пропаганду о безопасном поведении ребенка на улице. Родители являются образцом поведения детей, объектом любви и подражания. Это родители должны помнить всегда, и тем более, когда находятся на проезжей части дороги вместе с малышом. Чтобы ребенок не попал в беду, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Зная индивидуальные черты своего ребенка, родители должны помогать ему, постигать науку уважения к улице, воспитывать привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения  с родителями проводится определенная работа:  индивидуальные беседы;   рекомендации, советы, памятки;  анкетирование;  совместные мероприятия с детьми;  изготовление атрибутов;  совместное участие в мероприятиях.

  1. Организация образовательного процесса с воспитанниками по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице. 

 Цель: формирование культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте, нравственных качеств, познавательных потребностей, стремления выполнять правила дорожного движения.

Программный материал реализуется в специально-организованной деятельности (1занятие в месяц), в совместной деятельности (еженедельно), самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевые игры по желанию детей, настольно-печатные игры, игры драматизации, игры на песке и т.д.). Обучая детей правилам дорожного движения, используются все доступные формы и методы работы: беседы с детьми; рассказы взрослых и самих детей; обсуждение ситуаций;  наблюдения, экскурсии;  заучивание стихов;  чтение художественных текстов;  просмотр видео- и диафильмов.     Знания детей закрепляются в дидактических, настольных, сюжетно-ролевых играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Работа ведется совместно с музыкальными руководителями и инструкторами по ФИЗО и плаванию: устраиваются игры-соревнования, спортивные праздники, создаются   инсценировки, обыгрываются различные ситуации, ставятся спектакли, участие в викторинах на данную тематику.

Формы,  методы и приемы работы с детьми.       

Воспитание навыков безопасного поведения детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Данная работа ведется через все доступные формы, методы и приемы работы с детьми:

  • рассказ;
  • игры;
  • беседа;
  • диафильм, видеофильм;  
  • чтение книг;  
  • прогулки, экскурсии;
  • занятия;  
  • драматизация сказок;  
  • наблюдения;
  • сюжетно-ролевые игры;  
  • самостоятельная игра.        

  Взаимодействие с социальными партнерами.

Цель: привлечение общественности к проблемам приобщения дошкольников к безопасному поведению на улице.

 Работа по данному направлению заключается в:  организации работы инспектора  ГИБДД и отряда ЮИД СОШ №4.

Ожидаемые результаты

- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.

- Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.

- Повышение научно - методического обеспечения по профилактике детского

дорожно - транспортного травматизма в условиях образовательного учреждения.

- Усовершенствование предметно-развивающей среды в обучении детей правилам дорожного движения.

- Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.

Литература:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.

2. Белая К.Ю.  Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 64с.

3. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.

 4. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

 5. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО -  ПРЕСС», 2011.  – 96 с.

6. Извекова Н. А. Правила дорожного движения – М. : Просвещение, 1983.

7. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. №5  

8. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.  

9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском. – М., 2006.  

10. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.  

11.  Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ООО Юность», 2002.  Программа  по ПДД «Островок безопасности». Страница 15  

12. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3  

13. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА/Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336с.

14. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

 15. Педагогический словарь: [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://enc-dic.com/pedagogics. 16. Полынова В. К. и авторский коллектив МДОУ ЦРР ДС «Солнышко», г. Муравленко, ЯНАО. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 240 с.  

17. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»  

18. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»  

19. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошк. /Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др., - М., 2003.  

20. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). КонсультантПлюс; [Электронный ресурс] - Режим доступа -www.consultant.ru.

21. Саулина  Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 12 с.: Цв.вкл. Программа  по ПДД «Островок безопасности». Страница 16  

22. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Москва: АСТ, 2013. – 702 с.ил. 23.  Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

 24. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.  


Приложение 1

План работы

по профилактике дорожно – транспортного травматизма

на 2016 – 2017 учебный год

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде; повышение профессиональной компетентности педагогов в организации данной работы; выявление положительного опыта семейного воспитания; взаимодействие с социальными институтами детства по профилактике и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

  1. Методическая работа

1.1

Разработка, утверждение перспективного плана мероприятий по профилактике ДДТТ в ДОУ на 2016-2017 учебный год

Сентябрь

Старший воспитатель

1.2

Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского  

Сентябрь 2016

Старший воспитатель

1.3

Оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»:

  • нормативно – правовая база;
  • организация образовательного процесса в ДОУ (циклограмма образовательной деятельности в разных возрастных группах);
  • методические рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми в разных возрастных группах, разработки праздников, экскурсий, бесед);
  • иллюстративный материал;
  • список методической и художественной литературы

сентябрь  

Старший воспитатель

1.4

Встреча с сотрудником ГИБДД «Детям Урая – безопасность на дорогах»

По согласованию

Старший воспитатель

1.5

Выступления  на родительских собраниях «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

В течении года

Сотрудник отдела пропаганды ОГИБДД УМВД России по г. Ураю

1.6

Подготовка к участию в конкурсах, акциях  муниципального, регионального, межрегионального уровней по ПДД

В течение года,

в соответствии с условиями конкурсов

Заместитель заведующего по ВМР,

Старший воспитатель

1.7

Анализ результативности проводимых профилактических мероприятий с детьми педагогами

май

Старший воспитатель

1.8

Организация мероприятий по профилактики ПДД с  «отрядом ЮИД» СОШ №4  

В течении года

Старший воспитатель

1.9

Тренинг для воспитателей «К кому обратиться за помощью…»

Март

Психолог

  1. Работа с детьми

2.1

Экскурсии и целевые прогулки:

  • Наблюдение за движением пешеходов;
  • Наблюдение за движением транспорта;
  • Рассматривание видов транспорта;
  • Прогулка к пешеходному переходу.

В течении года

Воспитатели

2.2

Беседы с воспитанниками:

  • Моя улица;
  • Пешеходный переход;
  • Транспорт;
  • Аккуратность гололёд на дороге вас спасёт;
  • Дорога не место для игр;
  • Какие бывают машины;
  • Что такое светофор;
  • Правила поведения в автобусе;
  • Я велосипедист!;
  • Правила дорожные, которые нужно знать;
  • Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
  • Правила эти запомним друзья!.

В течении года

Воспитатели

2.3

Сюжетно-ролевые игры:

  • Мы водители и пассажиры;
  • Водители и пешеходы;
  • Шофёры;
  • Транспорт;
  • Служба спасения;
  • Скорая помощь;
  • Поездка на автомобиле;

В течении года

Воспитатели

2.4

Дидактические игры:

  • Можно-нельзя;
  • По земле, по воде, по воздуху;
  • Наша улица;
  • Красный, желтый, зеленый;
  • Найди такой же знак;
  • Собери автомобиль;
  • Транспорт;
  • Угадай вид транспорта по описанию

В течении года

Воспитатели

2.5

Подвижные игры:

  • Воробушек и автомобили;
  • Бегущий светофор;
  • Мы едем, едем, едем…;
  • Красный, желтый, зелёный;
  • Светофор;
  • Поезд.

2.6

Чтение художественной литературы:

  • С. Михалков «Моя улица», «Велосипед», «Скверная история»;
  • С. Маршак «Милиционер», «Мяч»;
  • А. Северный «Светофор»;
  • В. Семиренко «Запрещается-разрешается»;
  • В. Головко «Правила движения»;
  • Я. Пишумов «Машины», «Самый лучший пешеход», «Три сигнала светофора»;
  • В. Волков «В парке»;
  • М Пляцковский «Светофор»;
  • И. Лешкевич «Гололед»;
  • В. Степанов «Машины»;
  • В. Кожевников «Светофор»;
  • И. Серяков «Улица, где все спешат»;
  • И. и Л. Сандбери «Мальчик и сто автомобилей»;
  • О. Бедарев «Правила дорожные»;
  • Н. Кончаловская «Самокат».

В течении года

Воспитатели

2.7

Конкурсы детских рисунков по ПДД

Конкурс среди групп по ПДД «Дорога глазами детей»

В течении года

Апрель

Воспитатели

Зам. зав по ВМР

  1. Работа с педагогами

3.1

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Январь

Зам. зав по ВМР

3.2

Оформление уголка по ПДД в группах

Январь

Воспитатели

3.3

 Разработка памяток для родителей по ПДД

В течении года

Воспитатели

3.4

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»                

Январь

Зам. зав по ВМР

3.5

Акция «Внимание – дети!»

Август –сентябрь

  Дети старшей группы, воспитатели, родители

  1. Работа с родителями

4.1

Консультации:

  • Как знакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Чем опасен гололед;
  • Учить безопасности – это важно;
  • Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил безопасности детей на дороге
  •   «Улица – не место для игр»

В течение года

Апрель

Зам. зав по ВМР

Старший воспитатель

Воспитатели

4.2

Анкетирование родителей воспитанников   :

«Я и мой ребенок на улицах города»

Старший воспитатель

4.3

Общее родительское собрание на тему «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

Разработка безопасного маршрута от дома к детскому саду.

4.4

Оформление информационного стенда для родителей по ПДД:

  • О правилах дорожного движения;
  • Взрослые, вам подражают!
  • Обучение детей правилам дорожного движения;
  • Безопасность ребенка в автомобиле;
  • Ваш ребёнок – дошколёнок!;
  • Дорога в зимний период времени.

В течении года

Старший воспитатель

Воспитатели

4.5

Оформление папок-передвижек в групповых комнатах по ПДД

В течении года

Воспитатели

4.6

Памятки  для  родителей:

  • Соблюдаем правила дорожного движения
  • Безопасность ребенка в автомобиле
  • Дорожная безопасность
  • Безопасность дошкольника
  • Как предотвратить опасность

В течении года

Воспитатели

4.7

Проведение  тематической недели «Школа дорожных наук»

         Февраль

Зам. Заведующего по ВМР

4.8

Моделирование ситуаций «Найди дорогу в детский сад»

Апрель

Воспитатели подготовительной группы

  1. Взаимодействие с ГИБДД

4.1

Проведение профилактических бесед с воспитанниками

В течении года

4.2

Участие в конкурсах, акциях и др. мероприятиях, организованных отдела ГИБДД

В течении года

  1. Взаимодействие с отрядом ЮИД МБОУ СОШ №4

5.1

Организация встреч   воспитанников ДОУ с отрядом ЮИД МБОУ СОШ №4

В течении года

Старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения «Наша безопасность в наших руках»

Цель: Изучение правил дорожного движенияЗадачи:1.Учить детей правилам дорожного движения. Формировать чувства коллективизма, на основе совместных действий.2. Воспитание подражания положительным пример...

Игра - викторина по Правилам дорожного движения "Азбука безопасности"

Игра - викторина по Правилам дорожного движения "Азбука безопасности"...

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

В данной статье даны рекомендации педагогам по работе с детьми дошкольного возраста, по обучению правилам дорожного движения в детском саду.В приложении дан список интернет ресурсов по данной теме....