Педагогические проекты
проект на тему

Сартасов Анатолий Евгеньевич

Педагогические проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sartasov_proekt_24.01.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска

 «Педагогический дебют– 2017»

Педагогический проект «Мой первый педагогический опыт».

«Историческая реконструкция как средство для самореализации учащихся основной школы».

Автор проекта: Сартасов Анатолий Евгеньевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

Консультанты: Шевчук Светлана Борисовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе  МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»; Зайнуллина Галина Файзулловна, педагог-организатор МБОУ «СОКШ №4», лауреат городского конкурса «Педагогический дебют 2013»;

Стригин Владимир Олегович, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4», победитель городского конкурса «Учитель года 2016»

  

Нефтеюганск 2017.

1.

Полное название проекта

 Историческая  реконструкция как средство для самореализации учащихся основной школы

2.

Специализация проекта

 Общепедагогический

3.

Цель проекта

Создание учебно-методических и организационно-педагогических условий для интеллектуального развития и самореализации учащихся основной школы через использование метода исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности

4.

Автор проекта

 Сартасов Анатолий Евгеньевич, учитель истории и обществознания

5.

Сроки реализации проекта

 Сентябрь 2017 года – май 2019 года

6.

География проекта

 Проект предназначен для учителей основной школы, организаторов внеурочной деятельности учащихся.

Проект реализуется на параллели 5-8 классов МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска через:

- урочную деятельность

- внеурочную деятельность (внеаудиторные занятия по истории, а также кружки дополнительного образования)

 

7.

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

 Макарова Н.Д., педагог дополнительного образования, директор историко-краеведческого музея МБОУ «СОКШ №4»

Оборовская Д.П., председатель общества старожилов города Нефтеюганска

Самойлов В.А., председатель Нефтеюганского городского казачьего общества

8.

Особая информация и примечания

 


  1. Описание проекта и его обоснование.

Актуальность проекта. У каждого педагога есть желание, чтобы его учащиеся хорошо усваивали предмет, активно и с желанием проявляли себя на урочных и внеурочных занятиях. Аналогичное желание есть и у их родителей. Но нередко от учителей или родителей можно услышать фразы: «не хочет учиться», «мог бы хорошо учиться, но нет желания». В таких ситуациях можно сделать вывод, что у учащихся не сформирована потребность в знаниях, нет мотивации, заинтересованности  в учебном процессе.

Перед педагогами и родителями неизбежно возникает множество вопросов: в чем сущность мотивации как потребности в знаниях? Как создать ситуацию для её возникновения? Как её развивать? С помощью, каких средств формировать у учащихся мотивацию к получению знаний?

В этом плане про историю можно сказать что это «очень везучая наука». Интерес детей к ней начинает пробуждаться в большинстве случаев несколько раньше, чем к математике или физике. Но сохранить этот настрой до конца школьных лет для многих является достаточно сложной задачей. Повторный интерес к истории просыпается, как правило, в зрелые годы. Становится интереснее осмысливать исторические факты, узнавать о них впервые. Нередко в ситуации, когда сам находишь ответ на вопрос, давно волновавший тебя, приходит понимание, что решение задач, поставленных историей – это увлекательное занятие. А какое множество различных загадок и таинств хранится в её недрах. И возникает желание их разгадать, прикоснуться к ним, попробовать приоткрыть дверь неведения. Историю принято исчислять в годах. При соотнесении её исчисления и поколения людей, которые творили историю, реальность событий становится зримее. Петровские времена отделяет от нас всего 10 поколений, монгольское нашествие – 30 поколений, время катастроф Земли около 400 поколений. И когда человек прикасается к объектам того времени история становится более осязаемой.

Для того чтобы ребёнок проявлял положительную мотивацию к учебной деятельности, нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним, приобретали значимость и находили, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

По моему мнению, одним из перспективных способов достижения результата является историческая реконструкция.

Историческая реконструкция представляет из себя воссоздание определённого исторического периода на основе данных летописей, археологических изысканий, исторических документов. При этом учащиеся получают возможность к самореализации через создание макетов, воссоздание быта, традиций и обычаев и т.д.

Использование в процессе обучения исторической реконструкции направлено на формирование всех видов универсальных учебных действий:

  • личностные – самооценка;
  • регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль и самооценка и саморегуляция;
  • познавательные – переработка и структурирование информации, анализ и синтез, постановка и решение проблемы;
  • коммуникативные – навыки общения, сотрудничество и взаимодействие в группе.

В последнее время возрастает число новых исторических концепций, что влечет за собой отсутствие единого исторического подхода. На современном этапе развития исторического образования нередко возникают случаи фальсификации и замалчивания исторических данных. Даже в учебных заведениях одного типа нередко используются различные виды учебных пособий.

Первостепенной задачей становится формирование у учащихся способности к выражению собственного мнения на основе различных источников и выявления причинно-следственных связей, что способствует быстрой адаптации к новой, незнакомой программе по изучению истории, в ситуации перехода в другое учебное заведение или поступлении в ВУЗ.

Цель проекта:

Создание учебно-методических и организационно-педагогических условий для интеллектуального развития и самореализации учащихся основной школы через использование метода исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования познавательных УУД учащихся через нетрадиционные формы организации деятельности, в том числе через историческую реконструкцию.
  2. Создать модель полигона информационно-культурной практики учащихся через ролевые игры на историческую тематику
  3. Создать условия для реализации проекта (программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы).
  4. Определить параметры и критерии оценки достигнутых результатов проекта; провести диагностику эффективности реализации проекта.
  5. Экспериментально проверить влияние исторической реконструкции на формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности.

Методы достижения поставленных целей:

Данный педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Для осуществления деятельности в рамках данного проекта характерно применение деятельностного подхода к системе образования и воспитания. Так как историческая реконструкция основывается на эвристических и исследовательских методах приобретения новых знаний, а постановка цели нередко предполагает постановку проблемы, то применение репродуктивного метода обучения является нецелесообразным. Развивать продуктивные формы познания можно только используя все виды восприятия, памяти, что оказывает влияние на развитие мыслительных способностей учащихся.  Некоторые виды деятельности, необходимые для «погружения в эпоху» невозможно реализовать без активности учащихся, например, поисково-исследовательской.

Организация учебного процесса содержит определённые черты сходства с Баттавской системой, и системой С. Френе: где педагоги выполняют роли координаторов, направляющих познавательную активность учащихся, или осуществляющих помощь отстающим заполнить пробелы в знаниях. Однако, на некоторых занятиях педагог вынужден брать на себя ведущую роль, для отслеживания динамики развития личностных качеств и обученности каждого учащегося, постановки проблемных задач и подведения итогов отдельных этапов деятельности. В некоторых случаях при индивидуальной работе ведущее место может занимать взаимообучение учащихся, исходя из принципа «сильный учит слабого», что способствует сплочению класса и формирует дружеские взаимоотношения между учащимися.

Существует относительно большое количество исследований, посвященных методике организации исторической реконструкции в рамках клуба. Однако систематическое применение метода исторической реконструкции в урочной форме отличается. Прежде всего, это обусловлено ограниченными временными рамками урока. В рамках внеаудиторной деятельности позволяется более глубоко рассмотреть определённую эпоху с помощью реконструкции, когда как школьная программа не позволяет этого сделать.  

При разработке проекта соблюдались следующие принципы:

- принцип общественной направленности занятий;

- принцип субъективности, инициативы и самодеятельности;

- принцип широкого использования игровых форм деятельности, эмоциональных ситуаций, создание ситуации успеха, творческой самореализации;

- принцип ориентации на ценностные отношения;

- принцип преемственности.

Методический продукт:

На основании теоретических обоснований и практической апробации планируется разработка и презентация педагогическому сообществу программы развития УУД на основе исторической реконструкции как основного вида деятельности (с описанием содержания каждого этапа работы и пакетом диагностических методик для отслеживания результата).


  1. Механизм реализации проекта

Положения моего проекта реализуются в основном через урочную форму деятельности. Также историческая реконструкция используется в рамках работы в музее во внеурочное время.

Деятельность на урочных занятиях строится в 2-х направлениях: реконструкция общественно-политических отношений и воссоздание образцов материальной культуры.

Реконструкция общественно-политических отношений предполагает использование таких приёмов как беседа, индивидуальная работа с источниками, подготовка докладов, диспуты, дебаты, проведение этнографических праздников, обрядов, экскурсий и пр.

В пределах данного направления происходит:

- изучение правил поведения в обществе людей определённой эпохи

- изучение внутриполитического положения разных сословий определённой эпохи

- изучение политического положения государства в пределах определённой эпохи

- изучение быта и обычаев социума, подвергающегося реконструкции

- изучение народного творчества и эпоса социума подвергающегося реконструкции.

Второе направление подразумевает под собой изучение образцов, источников и исторических исследований используя следующие приёмы: лекция, посещение музея, самостоятельная работа с исторической литературой, работа с материалами информационной сети Internet, доклады, сопровождающиеся демонстрацией, имитационные исторические действия (в том числе с использованием виртуальной реконструкции событий).

В область изучения данного направления входят:

- изучение особенностей костюма определённой эпохи

- изучение технологий и механизмов производства

- изучение геополитики определённой эпохи

В учебном процессе я часто использую прием «Создание макетов». Учитель просит воссоздать изучаемый объект, предоставляя материалы, с помощью которых это можно сделать, а также источники информации об объекте и технологиях создания объекта.  

На уроке в 5 классе при изучении темы «Афинский полис», организуется работа в группах. Перед учащимися ставится задача воссоздать афинский акрополь. Учащимся предоставляются все необходимые материалы – бумага, ножницы, клей, а также изображение определённых объектов акрополя и описание археологических раскопок. Задача каждой группы воссоздать определённые объекты. Одной группе дано задание – создать макет Парфенона. Другая группа воссоздаёт статую Афины и храм Ники, третья группа Пинакотеку и театр Диониса. При создании некоторых макетов используются заготовки. Закончив работу по воссозданию объектов учащиеся отвечают на вопрос: «Как должны располагаться объекты, чтобы с точностью воспроизвести устройство акрополя?». Свои макеты, учащиеся помещаю на специальную карту, объясняя свой выбор расположения строений, характерные черты внешнего вида различных зданий и их назначение. На данном уроке учащиеся находят и визуализируют информацию, создают макеты, используя умения и навыки других школьных дисциплин. Организация работы в групповой форме укрепляет межличностные отношения внутри класса, развивает коммуникативные навыки и сотрудничества.

На основе созданных на уроках учащимися макетах создаются «Мини-музеи».

Часть слова «мини-» соответствует размерам экспозиции и ограниченности тематики. «Мини-музеи» позволяют создать систему мотивации и стимулирования учебной деятельности, сформировать у учащихся элементарные представления о создании музейного фонда, развивать интерес к экспонатам и воспитать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества.

Ещё одним часто используемым приёмом является «визуальная реконструкция». Суть приёма состоит в решении поставленной учителем проблемно-познавательной задачи, используя макеты.

В 5 классе при изучении темы «Герои марафонской битвы» учащиеся, используя макеты исторических строений, персонажей, значки с символикой, располагают их на карте и решают проблемное задание. Перед учащимися стоит задача, опираясь на информацию, содержащуюся в исторических источниках, используя макеты визуально реконструировать сражение. Учащиеся развивают умения работы с картой, интерпретирования информации, применяют знания на практике. Затем, через внеаудиторные формы деятельности, воссоздаётся данная реконструкция в реальности – через инсценировку событий на определённых мероприятиях.

В рамках работы школьного музея занятия проводятся как в групповой форме, так и индивидуальной. Многие экспонаты школьного музея используются на урочных занятиях. Специфика работы в музее делает невозможным единовременное изучение всей истории мировых цивилизаций, поэтому было принято решение об изучении определённого исторического периода. Выбор изучаемого периода проходил по следующим критериям:

- наличие исторических источников

 - узнаваемость объекта

- возможность реализации поставленных целей на данный момент

- наибольшая заинтересованность учащихся (по данным опроса учащихся, посещающих занятия в музее).

Среди приоритетов в объекте исторической реконструкции 60% учащихся называют Великую Отечественную войну. 30% - Древнюю Русь, 8% - Древнюю Грецию. По результатам анализа опроса был выбран период Великой Отечественной войны. В рамках этого периода происходит изучение и реконструкция основных сражений войны.

Кадровое обеспечение проекта

  1. Тьютор реализации проекта – Сартасов Анатолий Евгеньевич
  2. Консультанты проекта – Шевчук Светлана Борисовна, Зайнуллина Галина Файзулловна, Стригин Владимир Олегович
  3. Руководитель школьного музея – Макарова Нина Дмитриевна.
  4. Учителя технологии, изобразительного искусства – для создания макетов, проектов атрибутики, необходимой для проведения исторических реконструкций

Ресурсное обеспечение проекта

Архивные источники и фонды экспонатов школьного историко-краеведческого музея.

Виртуальные источники для воссоздания исторических событий

Костюмы, макеты оружия (база кружков дополнительного образования, имеющихся в школе)

Компьютерные программы для создания виртуальных реконструкций (в том числе 3D)

  1. Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта, обучающиеся 5-7 классов получат возможность   формирования:

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические и нравственные нормы).
  • Осознание социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность определять свою позицию и ответственное поведение в современном обществе
  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметных результатов :  

  • организация и регулирование своей деятельности — учебной, общественной и др.;
  • владение и умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность к решению творческих задач;
  • представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);
  • сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметных результатов: 

  • умение правильно использовать термины, формировать определения; понятий, используемых в исторической науке, археологии;
  • изучат историю заявленного периода;
  • получать умения планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд. применять знания, умения;

Развития психолого-физиологических качеств: внимания, памяти, логического мышления, пространственного и творческого воображения.

  1. Календарный график

Этап

Срок реализации

Содержание этапа

Инструментарий

I

Июнь - Сентябрь 2017 г.

Теоретическое обоснование необходимости внедрения метода исторической реконструкции, анализ основных исследований в этой области.

Теоретический анализ источников информации (монографии, диссертационные исследования).

На данном этапе отобран и проанализирован теоретический материал, прописана основа проекта.

Разработка дидактических материалов (сценариев занятий, мероприятий, обучающих упражнений на игровой основе).

Составление учебной программы

II

Сентябрь 2017 г. – Май 2018 г.

Апробация положений проекта. Проведение урочных и внеурочных занятий с применением метода исторической реконструкции.

Рабочая программа

III

Май – Декабрь 2018 г

Проверка эффективности применения исторической реконструкции в учебном процессе, его корректировка при необходимости.

Диагностика и анализ уровня развития УУД, психического развития

Анкетирование учащихся, родителей, учителей.

Комплексные диагностические работы; адаптированные психологические тесты; результативность участия в конкурсах, олимпиадах.

IV

Январь – Май 2019г.

Апробация проекта с внесенными изменениями.

Рабочая программа

V

Май-сентябрь 2019 г

Подведение итогов и выводов об эффективности реализуемого проекта.

Собирается и систематизируется материал для обобщения опыта по теме.

 Подготовка отчета.

Описание результатов работы для возможности воспроизводимости  в педагогическом сообществе.

  1. Оценка достижения намеченных результатов и отчетность.

Система оценки, контроля и учёта знаний учащихся делится на три части: по теоретическим знаниям, практическим умениям и навыкам, по организационным качествам.

Оценивание теоретических знаний учащихся производится при помощи тестирования, преимущественно – закрытого. Тестирование может проводиться до трёх раз: при получении задания для определения исходного уровня знаний, в процессе выполнения заданий для отслеживания динамики развития и в момент подведения итогов работы. Диагностика стартовых результатов даёт возможность мне определить пути дальнейшего обучения учащихся, выявить возникшие затруднения в учебном процессе. Исходя из полученных результатов вносятся коррективы в организацию учебной деятельности. Анализ работ показывает количество ошибок, сделанных школьниками. 

Класс

Кол-во обучающихся

Ошибки, допущенные в мае 2016

Ошибки, допущенные в декабре 2016

27

20 – 74%

16 – 59%

26

19 – 73%

10 – 38%

5к1

25

17 – 68%

12 – 48%

24

17 – 70%

10 – 41%

20

12 – 60%

8 – 40%

7к1

22

13 – 59%

9 – 41%

Оценивание практических умений и навыков осуществляется через систему определённых заданий, которые учащийся должен выполнить.

Мониторинг уровня сформированности умений и навыков на основе результата выполнения заданий

Критерии

Показатели

Май 2016

Декабрь 2016

Умение работать с источниками информации

Доля учащихся, которые имеют высокий уровень поиска нужной информации по определённой теме

58%

61%

Доля учащихся, которые имеют высокий уровень сортировки и обработки информации сети Интернет

22%

29%

Доля учащихся, которые имеют высокий уровень составления тезисов по прочитанному тексту

41%

50%

Умение

выстраивать коммуникативные отношения

Доля учащихся, которые имеют высокий уровень владения традиционными жанрами деловой коммуникации (ведение деловой беседы, совещания, переговоров)

17%

30%

Доля учащихся, имеющий высокий уровень изменения вербального и невербального материала в соответствии с коммуникативной задачей

21%

34%

Доля учащихся, имеющий высокий уровень публичного выступления с подготовленным текстом

28%

37%

Контроль организационных качеств учащихся осуществляется при помощи методики «коммуникативных и организаторских склонностей» (приложение 1)

Система диагностики не является постоянной и определяется при разработке каждого конкретного задания.

Предусмотрено осуществление итогового контроля в конце каждого учебного года, с целью корректирования рабочей программы на следующий год. Также предусматривается анкетирование родителей, учащихся и учителей с целью проверки удовлетворённости организации учебной деятельности с применением исторической реконструкции.

Анкетирование проведено на конец декабря 2016 года. «Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения» по методике Г.П. Поповой


  1. Учитель справедливо выставляет оценки (94% - «да», 6% - «нет»)

  2. В душе учителя есть мой уголок (97% - «да», 3% - «нет»)

  3. Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты
    (75% - «да», 25% - «нет»)

  4. Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием
    (85 % - «да», 15 % - «нет»)

  5. Мне интересно на уроках этого учителя (100% - «да», 0% - «нет»)

  6. Я выполняю творческие домашние задания по этому предмету с
    удовольствием (80% - «да», 20% - «нет»)

  7. Если я устаю на уроках этого учителя, то эта усталость приятная
    (78% - «да», 22% - «нет»)

  8. У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке
    (85% - «да», 15 - «нет»)

  9. Полезен ли этот предмет для тебя? (73% - «да», 27% - «нет»)

  1. Все ли ты понимаешь по этому предмету? (88% - «да», 12% - «нет»)

В особом мнении учащиеся должны были указать любимый урок и что было для них наиболее интересным. Многие учащиеся седьмых классов указали целый цикл уроков посвящённых Петровской эпохе.

Соломеина Елизавета 7к класс: «На одном из уроков мы составляли диалог между дворянином и приезжим иностранным гостем. Очень понравилось почувствовать себя современником той эпохи. При составлении диалога нужно было следить чтобы слова соответствовали духу времени».

Ахметзянова Сабина 7к1 класс: «Мне понравилось составлять газету того времени. Я занималась оформлением, а остальные члены моей группы наполнением информацией, работой над рубриками.

Среди любимых уроков в 5 классах были: «Афинский полис», сопровождающийся созданием макетов, «Ассирийская держава», где проходило воссоздание внешнего вида ассирийских воинов.


Приложение 1


Методика «КОС»

Авторы данной методики — В. В. Синявский и В. А. Федорошин. В основе разработки — известные проективные методики анкетного типа. Опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

ВОПРОСЫ

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых не большим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка.

Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). При этом удобно использовать простую формулу:

К = n/20,

где К — величина оценочного коэффициента;

n — количество совпадающих с дешифратором ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.

Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....