Молодежь в социальных сетях
статья на тему

Маликова Ирина Викторовна

Выступление на региональном практико -ориентированном семинаре "Молодежь в социальных сетях: свобода и ответственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodyozh_v_sotsialnyh_setyah_-_kopiya.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

МОЛОДЁЖЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: СВОБОДА  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

                                                                         Маликова И.В., учитель английского языка

 МБОУ «СОШ № 3 г. Строитель»

        

        

Интернет как социокультурный феномен        Современное понимание интернета и параметры его дефиницирования складывались с началом объединения компьютеров в сети в 1960-х годах. Однако до сегодняшнего дня непротиворечивое общепризнанное определение сущности процессов, которые определяют информационно-коммуникационные технологии - интернет ? является проблематичным, поскольку сами технологии многомерны, амбивалентны, базовые категории не определены. В рамках данной работы на основе системно-функциональной методологии исследования мы проведем комплексный анализ понятий, связанных с феноменом, традиционно обозначаемым как интернет, в частности веб, интернет-коммуникации и так далее, выработаем рабочую систему базовых дефиниций.

        В настоящее время интернет формирует глобальное информационно-коммуникативное пространство, служа физической основой для веб и множества систем (протоколов) передачи данных, что определяет несколько уровней его исследования: коммуникационный (технический аппаратный и технологический программный) и коммуникативный (антропоцентрический). Все уровни коммуникации в Сети находятся в системно-функциональной взаимосвязи и взаимозависимости. Отметим также синергетической характер подобной многоуровневой коммуникации.

Сегодня все более значимыми становятся коммуникативные характеристики интернета. Его влияние на антропоцентрическую, социальную коммуникацию несомненны ? ООН в 2011 г. приравняло свободу доступа в Сеть к свободе слова.

        В гуманитарных исследованиях, несмотря на то, что сформировалась достаточно обширная эмпирическая база для изучения интернета как феномена социальной коммуникации, технологический подход превалирует. Разнообразие форматов коммуникации в Описание функций Сети исключительно как коммуникативных - общения «между отдельными людьми и целыми народами без вмешательства

Распространение сети Интернет идет очень высокими темпами. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества. Количество пользователей Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве устаревают раньше, чем становятся широко доступны. Распространение Интернета в России весьма неравномерно в тех или иных регионах. Так, если в Москве к Интернету подключены 75% школ, то по стране в среднем -- лишь каждая третья, а есть регионы, где таковых нет совсем.

Представляют интерес данные о том, кто является пользователем Интернета. Исследователи делят их на несколько категорий: случайные посетители; постоянные пользователи определенных ресурсов; «работники Интернета»; те, кого можно назвать «жителями Интернета». Средний возраст пользователя Сети составляет 35,1 год.

Пользователи Сети отличаются высоким уровнем образования, имеют высокий уровень доходов. Наиболее обширной является категория пользователей, занятых в сфере образования, за ней следует категория пользователей, деятельность которых связана с компьютерами, далее -- профессионалы в различных областях.

Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам Сети создает условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве Сети. Интернет порождает особое культурное пространство для своих пользователей.

Интернет -- это не только сфера коммуникации, но и обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. При этом Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации -- вероятно, одно из самых привлекательных его свойств. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.

В пространстве Интернета присутствует определенная криминальная составляющая, которая включает в себя разноплановые ресурсы: с одной стороны, -- сайты террористических организаций и групп и различных экстремистских и радикальных движений, с другой -- казино, игровые автоматы, букмекерские конторы, тотализаторы, которые в массе своей связаны с организованной преступностью .

Все более важной задачей является изучение всего многообразия видов активности молодежи в виртуальном пространстве и выявление возможностей контроля общества за отклонениями в социализации, вызванными новыми возможностями виртуальной коммуникации. Необходимо с раннего возраста обучать этике поведения в виртуальном пространстве, основанной на системе общественных ценностей. Можно назвать наиболее часто встречающиеся виды социальной активности молодежи в виртуальном пространстве, это: участие в чатах и форумах; участие в социальных сетях; участие в интерактивном голосовании, создание собственного сайта; создание собственного блога и т.п.  

Форумы - это веб-сайты Интернета, «где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующую их тему». Каждое сообщение в форуме имеет автора, тему и собственно содержание. Чаты - это веб-сайты, на которых осуществляется «общение в Интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только «здесь и сейчас» - чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата». В отличие от форумов, в чатах люди разговаривают на различные темы.

Блоги - это «вид веб-сайтов, представляющих собой онлайн дневник, ведущийся одним пользователем и предназначенный для прочтения и комментирования другими пользователями Интернета».

        Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003--2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook Наиболее популярными русскоязычными социальными сетями являются «ВКонтакте» и «Одноклассники.ru».

Основным отличием виртуальных сетевых сообществ от реально существующих социальных групп является следующее: социальный статус пользователей интернета, участвующих в каком-либо обсуждении, перестает быть фактором, определяющим их поведение. В реальном же социальном пространстве любая социальная роль накладывает на действия актера различные формальные ограничения. В отличие от реального мира, в виртуальном, словами Корытниковой Н.В., «социальный статус можно не принимать во внимание и действовать, учитывая только дееспособность и честность вовлекаемых лиц» Корытникова, Н.В. Виртуализация общества и интернет как средство производства сетевых коммуникаций. оциологические исследования. - 2007. - №2. - С. 85-93..

Социальные сети, в отличие от других, перечисленных нами видов веб-сайтов, позволяют пользователям не только конструировать общение с другими индивидами, но и управлять своим образом. Управление образом осуществляется посредством создания и изменения «профиля» пользователя, который содержит некоторую информацию персонального характера. В отличие от блогов, используемых в первую очередь для публикации в Сети различных видов новостей, социальные сети ориентированы именно на общение, хотя в них возможна и блог-деятельность. Более того, современные социальные сети представляют собой еще и архив различной медиа-информации, заполняемый непосредственно пользователями данных виртуальных сообществ.

Для самопрезентации в социальных сетях существуют разнообразные каналы:

- никнейм (ник) - индивидуальное имя пользователя, идентифицирующее его в Сети. Может отражать как реальное, так и модифицированное имя пользователя; нередко представляет собой прозвище пользователя в «оффлайновой жизни»;

- аватар (или юзерпик) - фотография или картинка, служащая визуальным выражением образа пользователя;

- индикатор текущего состояния (например, статус);

- размещение продуктов собственного творчества;

- размещение фото- и видеоматериалов, как правило, имеющих отношение к пользователю.

Особое место в структуре самопрезентации в социальных сетях занимают различные разделы, посвящённые личной информации; в первую очередь, в таких разделах размещается следующая информация:

- интересы, убеждения;

- информация, отражающая социально-демографические, статусные и иные характеристики пользователя (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, место работы и т.д.)

Таким образом, основные каналы самопрезентации в социальных сетях представлены текстуальными и мультимедийными практиками (в первую очередь, визуальными) - размещение фото- и видеоматериалов.

Можно прийти к выводу, что Социальные сети, являющиеся причиной появления различных виртуальных сообществ - весьма сложная система. В современном обществе виртуальные социальные сети, помимо своей основной коммуникативной функции, становятся также социализирующим звеном для миллионов подростков-пользователей Интернетом. Более того, Интернет становится причиной появления специфической виртуальной культуры.

                          Социализация молодежи посредством Интернета

На современном этапе развития общества Интернет представляет собой глобальную сеть, которая объединяет пользователей различных организации, государственных учреждений и частных фирм, а так же частных пользователей. Возможности этой сети до сих пор до конца не изучены, и можно только догадываться какое влияние оказывает она на процесс социализации современного школьника.

Социализация ребенка в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Процесс социализации протекает во взаимодействии детей и подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие, называющиеся факторами социализации.

Широкое распространение компьютерных игр и Интернета в последние годы повлекло за собой серьезные изменения в информационной культуре, появление новой субкультуры «интернет - сообщества», а значит, модернизацию и трансформацию культуры социума в целом. Соответственно, значительно видоизменилось содержание некоторых социальных ролей. Например, нормой поведения становится повседневное использование ресурсов Интернета в быту или профессиональной деятельности, вступление в диалог со средствами массовой коммуникации, избирательность в отношении медийных каналов. Очевидно, что люди старшего поколения проделывают гораздо больший путь на пути социализации, чем молодежь. И вполне естественно, что первым сложнее принимать новые или значительно модифицированные социальные роли. Применение данного утверждения к проблеме освоения Интернет - технологий в России, делает более понятной и объяснимой возрастную дифференциацию пользователей. Молодежь, находящаяся в начальных стадиях вторичной социализации, легче принимает новые социальные роли. Дальнейшее развитие Интернета в России, увеличение его аудитории как средства массовой коммуникации приведет к тому, что большая часть членов сообщества примет новые социальные роли, определяемые новой информационной культурой: пользователь Сети, активный участник массовой коммуникации и т.д. Немаловажно отметить, что в настоящее время домашняя компьютеризация достигает такого уровня, когда компьютер и Интернет становятся агентами первичной социализации наряду с ближайшим окружением ребенка.

Все более важной задачей является изучение всего многообразия видов активности молодежи в виртуальном пространстве и выявление возможностей контроля общества за отклонениями в социализации, вызванными новыми возможностями виртуальной коммуникации. Необходимо с раннего возраста обучать этике поведения в виртуальном пространстве, основанной на системе общественных ценностей. Можно назвать наиболее часто встречающиеся виды социальной активности молодежи в виртуальном пространстве, это: участие в чатах и форумах; участие в социальных сетях; участие в интерактивном голосовании, создание собственного сайта; создание собственного блога и т.п. Перечисленные виды социальной активности требуют своего изучения с точки зрения мотивации молодых людей и создания условий для их положительной самореализации в виртуальных контактах.

Акцент на «постмодернистских» свойствах Интернет-пространства (анонимность, множественность, гипертекстуальность) вызывает к жизни трактовку самопрезентации в виртуальном пространстве как вариативного множественного процесса, направленного на создание благоприятного Я-образа для окружающих и нивелирования негативных атрибутивных признаков в определённом социальном контексте; в таких условиях каждый определённый Я-образ является своего рода «маской».

Список литературы

     

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2.Добрынина Е. Россияне стали Интернет зависимыми.// Российская газета. – 2013.

3.Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243   07.06.2018).

4.Нургалымова М.С. Проблемы молодёжи. Свобода и ответственность в современном мире // Материалы региональной заочной студенческой научно-практической конференции. – 2015.

5. Кузьмина, Е. И. Проблема свободы в научном творчестве С. Л. Рубинштейна./ Е. И. Кузьмина // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 5–16.                                  6.Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности   / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 15–26.                   7.Петровский, А. В. К психологии активной личности  / А. Петровский // Вопросы психологии. – 1975. – № 3. – С. 14–27.                                                                  8. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир   / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 512 с.                                                                                      9. Хъелл, Л. Теории личности  / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1997. – 608 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные сети

Оформление стенда "Социальные сети" в рамках недели математики и информатики...

Подросток и социальные сети

Статья посвящена проблемам подростков, связанных с социальными сетями. Даны рекомендации для работы с данной проблемой....

Проект "Социальные сети: добро и/ или зло?"

С «Социальными сетями» сегодня знакомы все. Более половины людей младше 30 лет,  96% тех, кто родился в новом веке  состоят в социальных сетях. Согласитесь, многие из вас, хоть несколь...

Влияние социальных сетей на успеваемость студента.

Анализ влияния социальных сетей на успеваемость студентов....

Классный час на тему «Как не угодить в сети социальных сетей»

Данный материал призван объективно взглянуть на виртуальное общение подростков в социальных сетях. И задаться вопросом, так ли уж безопасна публичная откровенность?...

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...