Статья "ШКОЛА И БИЗНЕС-ФИРМА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ"
статья по теме

В статье рассматривается возможность сопоставления с точки зрения оценки результатов общеобразовательной школы, т. е. государственного учреждения и бизнес-фирмы, т.е. коммерческой организации. Возможности определения или ограничения применения концепции жизненного цикла организации к государственной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staatya_shkola_i_biznes-firma.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА И БИЗНЕС-ФИРМА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Потина Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

В статье рассматривается возможность сопоставления с точки зрения оценки результатов общеобразовательной школы, т. е. государственного учреждения и бизнес-фирмы, т.е. коммерческой организации.  Возможности определения или ограничения применения концепции жизненного цикла организации к государственной образовательной организации.

Ключевые слова: государственное учреждение, бизнес–фирма, жизненный цикл организации

Анализ зарубежных и отечественных публикаций показывает, что концепция жизненных циклов, теоретические и эмпирические модели ЖЦО разработаны, в первую очередь, для предпринимательских структур (бизнес-фирм, крупных корпораций, коммерческих банков и т.д.).

Чтобы определить возможности и ограничения использования концепции ЖЦО к государственной образовательной организации, нужно проанализировать сходные и отличительные признаки школы и бизнес-фирмы.

Принципиальным отличием школы от бизнес-фирмы является ее формальный статус некоммерческой организации, который определяет различия в основных целях деятельности этих организаций. Если основной целью предпринимательства является получение прибыли, то некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан и т.п. Основной целью школы является удовлетворение образовательных потребностей граждан.

Следующее важное различие заключается в принципах формирования финансовых ресурсов организации. Основным источником финансовых ресурсов бизнес-фирмы являются доходы от предпринимательской деятельности, главным образом – прибыль. Государственная школа как некоммерческая организация функционирует на принципе бюджетного финансирования, в то время как доходы от оказания платных услуг ограничены.

Различия в целях деятельности организаций диктуют принципиальные различия в оценке её эффективности.

Для оценки эффективности деятельности бизнес-фирм используются такие показатели,  как выручка, прибыль, доля рынка, рентабельность инвестиций и др. Основным индикатором эффективности деятельности школы является качество образовательных услуг. В настоящее время существуют разные подходы к оценке качества образования, рассмотрение которых выходит за рамки нашего исследования.

Таблица 2

Различающиеся параметры коммерческой и некоммерческой организаций

Школа

Бизнес-фирма

1

Статус организации

некоммерческая

коммерческая

2

Цель

Удовлетворение населения в образовательных услугах

Максимизация

прибыли

3

Основной источник финансирования

Региональный бюджет

Доходы от предпринимательской деятельности

4

Показатели эффективности

Качество образовательных услуг

Доля рынка, размер прибыли, оборот и пр.

Несмотря на наличие существенных различий между школой и коммерческой организацией (табл. 2), можно выделить ряд общих характеристик.

Во-первых, и школа, и бизнес-фирма являются этими организациями. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация[1].

Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Термин внешняя среда включает в себя экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды и др. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

Школа так же, как и коммерческая организация, функционирует в рыночной среде, предполагающей наличие конкуренции. Поэтому одной из важных управленческих функций является повышение конкурентоспособности организации, то есть конкурентоспособности производимых организацией товаров и услуг.

Несмотря на то, что уровень конкуренции на рынках разных товаров и услуг различается, частные фирмы чаще всего действуют в условиях жесткой конкуренции. Конкуренция между школами является ограниченной и дифференцируется в зависимости от ступени школы. Начальную школу можно рассматривать как монополию, поскольку действующее законодательство практически лишает родителей права выбора школы при поступлении ребёнка в первый класс. Конкуренция немного возрастает на ступени основной школы и достигает своего максимума на старшей ступени.

На старшей ступени родители и учащиеся имеют возможность выбрать школу, основываясь не только и не столько на территориальной близости к дому, сколько на возможностях школы обеспечить качественное образование. Важными критериями в этом случае являются средние баллы по ЕГЭ, наличие профильного обучения, направления внеурочной деятельности и др.

Очевидной характеристикой организаций является разделение труда. В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Классическим примером горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей. Вторая форма разделения труда называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций.

В школе имеют место обе формы разделения труда. Учителя работают с учащимися разных классов, между учителями принята предметная специализация (горизонтальное разделение труда). Труд делится на исполнительский и управленческий, то есть по уровням иерархии (вертикальное разделение). Специализируется и управленческий труд, например, заместителей директора по начальной и средней школе, руководителей методических объединений.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (рис. 3):

Рис. 5. Основные функции менеджмента

К вопросу определения стадий ЖЦ образовательного учреждения обращаются исследователи не только в отношении высших учебных заведений или средних общеобразовательных школ, но и дошкольных образовательных учреждений. Так, выступая в Сочи в мае 2016 г. на конференции «Современное дошкольное образование: теория и практика эффективного управления», Е.В. Веревкина выделяет четыре стадии жизненного цикла дошкольного учреждения, однако автор не уточняет, каким образом эти стадии определяются.

К.М. Ушаков на основе работ И. Адизеса описал эволюционный этап жизненного цикла образовательной организации – результат кризиса, который вызван ошибками в управлении. Автор утверждает, что на данном этапе развития организация нуждается в профессионализации управления, установлении правил принятия решений, способов контроля и прочее.

Попытка определения этапа ЖЦ образовательной организации с позиции исследователя корпоративной культуры была сделана Е.М. Храповицкой. Исследователь с целью выявления этапа жизненного цикла образовательной организации рассматривает такие показатели, как миссия организации, ее имидж и узнаваемость. Методом выявления этапа ЖЦ образовательной организации в исследовании Е.М. Храповицкой становится контент-анализ ее миссии, а в отношении имиджа и узнаваемости применяется индикаторная оценка имиджа.


Библиографический список

  1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес; пер. с англ; под науч. ред. Г.В. Сеферяна. -  СПб: Питер, 2007. – 384 с.
  2. Андреева И.В., Бетина О.Б. Организационная культура. Учебное пособие. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2010. – 84 с.
  3. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 72 с.
  4. Борновалова Т.И. Диагностика стадий жизненного цикла организации. // Актуальные проблемы управления – 2006: Материалы международной научно- практической конференции: Вып. 2 / ГУУ. – М., 2005. – 24 с.
  5. Борновалова Т.И. Изменение организационной культуры на стадиях жизненного цикла организации. // Реформы в России и проблемы управления 2005: Материалы 20-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. Вып. 3 / ГУУ. – М., 2005. – 18 с.
  6. Веревкина Е.В. Современное дошкольное образование: теория и практика эффективного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа://http://educationmanagers.ru/doshkol_noe_obrazovanie/kadry/ev_vervkina_stadii_zhiznennogo_cikla_lyuboj_organizacii_prinyato_rassmatrivat_kak_stadii_chelovecheskoj_zhizni/ (дата обращения: 15.10.2017)
  7. Ушаков К.М. Эволюция организации: развитие, расцвет, спад // Директор школы, №2, 1998 – С. 18-22.
  8. Широкова Г.В. Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – СПб.: СПбГУ, 2010. – 45 с.

[1] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.  М.: Дело, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий

Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий".   Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Сходства и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках.

Презентация: "Сходства  и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках"....

Исследовательская работа по английскому языку "Сходства и различия английского и русского языков"

исследовательская работа по изучению происхождения русского и английского языков и выявлению их сходства и различия...

«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»

Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.

Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...