Школа социальной успешности
проект на тему

Паршина Татьяна Анатольевна

Программа развития школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре директоров по

ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

МБОУ НСОШ №30

«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ»

                         на 2010-2015 годы

с.  Николаевка

Песчанокопского района

Любая школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным

Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних формах. Это означает, что новая школа, ее образовательная система требуют переосмысления.

Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить социально грамотного, коммуникабельного, умеющего сотрудничать в коллективе, психически мобильного, конкурентоспособного гражданина России – человека с высоким уровнем образованности, воспитанности и развития для самореализации себя во всей полноте своих возможностей.

В Послании  Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  четко сформулирован социальный заказ на высокоэффективную, инвестиционно-привлекательную модель общего среднего образования, способную подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. 

Поэтому, сегодня все школы жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность каждого – это заданный параметр современной цивилизации. И нам никуда от этого не деться.

А рост конкуренции среди образовательных учреждений приводит к необходимости выявления уникальности каждой школы.

Сегодня нашей школе  предоставлена такая возможность, показать, чем наша школа отличается от других,  какой инновационной деятельностью мы занимаемся и каковы ее результаты.

Для того чтобы разработать Программу развития школы.

Чтобы выявить главную ключевую проблему школы, мы проанализировали социокультурную ситуацию.

Анализируя социальную ситуацию в селе, провели социологический опрос учащихся, выпускников школы, их родителей. И выяснили, во-первых, что хотели бы они получить от школы:

- научиться учиться; (90%)

 - конкурентоспособное образование;(80%)

- фундаментальное образование, которое в дальнейшем поможет учащимся реализоваться;(90%)

- чтобы в дальнейшем учащиеся были востребованы и получали от работы удовольствие и достойное денежное вознаграждение;(100%)

Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».

Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности. Здесь закладывается основа социального поведения и личностные качества, предопределяющие социальную успешность. И для того чтобы этот процесс был более эффективным, в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа.

Во-вторых, анкетирование показало, что только15% молодых людей связывают свою будущую работу с организациями и предприятиями села, а 85% опрошенных намерены искать заработок за пределами села и района.

Главная ключевая проблема школы налицо.

Описанная социальная ситуация села стала основанием к организации такой школы, выпускники которой смогли бы изменить социальную ситуацию в селе в сторону усиления ее конкурентоспособности на рынке труда. То есть, задача нашей школы подготовить таких выпускников, которые не только могли бы адаптироваться в изменяющихся социальных условиях, но и быть способными  изменять эти условия. Выпускников школы необходимо заинтересовать в необходимости возвращения в с. Николаевка после получения среднего, средне-специального, высшего образования.

ТО, Концепция программы развития школы как «Школы социальной успешности» возникла при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе и наиболее полно отражает интересы и потребности всех участников образовательного процесса.

Программа  развития,  разработанная МС и администрацией школы, является «средством» интеграции усилий всех участников инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы.

Цель преобразований: превращение школы в самостоятельный и ответственный субъект социума, обеспечивающий полноценное развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса.

А для этого необходимо установить контакты и связи, заключить договора о сотрудничестве с учреждениями образования, культуры, производственными, предпринимательскими, организациями, т.е. поиск партнеров для решения задач развития. Школа должна стать социокультурным центром села. Уже сейчас здесь находятся сельская библиотека и зал греко-римской борьбы от ДЮСШ. Это позволило увеличить количество читателей. В теплый, уютный читальный зал с удовольствием идут жители села, да и школьники стали активными читателями, а борьба вообще занимает особое место в жизнедеятельности школы.

Но все это возможно в результате становления особой команды учителей, объединенных одной целью,  педагогов-«проектировщиков», которые смогут организовать образовательный процесс не только на уровне механического переноса лучших образовательных технологий, а осознанно, творчески, с учетом особенностей конкретной образовательной ситуации.

Весь коллектив был разделен на творческие целевые  группы. Каждая группа занимается разработкой и решением инновационных проектов и подпрограмм.

В соответствии с основными задачами развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм: «Школьная система оценки качества образования»,  «Единая образовательная среда», «Технологии образования, «Информатизация», «Здоровье», «Я – Россиянин», «Одаренные дети».

Приоритетными направлениями программы являются:

  1. Переход на новые образовательные стандарты;
  2. Развитие системы поддержки талантливых детей;
  3. Совершенствование учительского корпуса;
  4. Сохранение и укрепление здоровья школьников;
  5. Изменение школьной инфраструктуры;

  1. Переход на новые образовательные стандарты

С 2010 года наша школа является пилотной  площадкой по введению ФГОС.

Первая проблема, с которой пришлось столкнуться:

- профессиональная неготовность учителей начальной школы и администрации решать качественно новые задачи, поставленные требованиями к образовательному результату;

- разработка нового поколения контрольно-измерительных материалов.  В частности, я говорю об инструментарии для проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода, а также для фиксации и оценивания их внеучебной активности;

- оснащение современным оборудованием.

Что сделано по этому направлению?

В первую очередь,

-создали Совет по введению ФГОС, рабочую группу;  

-приняли план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС;

- организовали курсовую подготовку учителей начальной школы и администрации;

- организовали разработку и утверждение основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП;

- внесены изменения в должностные инструкции (завуча, учителей нач. кл., психолога);

- изданы приказы, регламентирующие образовательную деятельность по новым стандартам;

- разработали модель оценки качества результатов обучения на начальном этапе школьного образования с учетом требований ФГОС (Об этом подробно расскажет завуч Ващенко И.Н.).

- создали модель организации внеурочной деятельности учащихся;

- разработали и утвердили Положение о внеурочной деятельности на основе Регионального  Положения.

После 4 урока учащиеся 1 и 2 класса час отдыхают (гуляют на свежем воздухе и кушают). Затем у них проходит еще два занятия.

Направления внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное  (Я и мое здоровье.  В мире танца), где формируется ответственность за собственное благополучие, формируется сознательное желание вести здоровый образ жизни;

- художественно-эстетическое  (Школьный театр Петрушка. Мое рукотворчество), где дети развивают актерские способности,  получают основы рукоделия, умение видеть эстетические признаки окружающих предметов);

-  патриотическое (Юный патриот), здесь получают знания о России, районе, своем селе, формируется уважительное отношение к родному краю), - общественно-полезная деятельность, проектная деятельность. 

Каждое занятие призвано дать определенные компетенции в  той или иной сфере деятельности, сформировать не только личностные качества учащихся: мышление, волю, воображение, поведенческие установки, но и значимые в социальном окружении  компетентности, т.е. способности к решению жизненных задач.

Основной формой учета результатов внеурочной деятельности учащихся является портфолио. 

Кроме того,  начали формировать единую базу показателей качества учебных достижений обучающихся  с первого класса на основе результатов различного рода диагностик, мониторинговых исследований, различных форм промежуточного контроля качества знаний.  

В первом классе вместо бальных отметок используем только положительную и не различаемую по уровням фиксацию (+).  В последующих классах при появлении балльных отметок используется правило: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

Итоговая оценка за ступень начальной школы создается на основании трех показателей  (оценка на основе данных Портфеля достижений, итоговые работы по русскому и математике, и межпредметная итоговая работа) и формулируется один из трех возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД.

ТО, Переход на стандарты нового поколения  дает школе следующие эффекты:

  1. Повысилась мотивация педагогов и администрации к повышению своей квалификации.
  2. Появление новых контрольно-измерительных материалов, направленных на фиксацию не только предметных, но и метапредметных образовательных достижений.
  3. Оснащение школы современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового стандарта к условиям образовательной деятельности.
  4. Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс. Появилась модель сращивания основного и дополнительного образования младших школьников, т.е. условия для развития и поддержки талантливых детей.
  1. Развитие системы поддержки талантливых детей

В содержании этого направления можно выделить два аспекта. С одной стороны, это выявление и поддержка небольшой группы ярко одаренных детей, процент которых в каждой школе невелик. С другой стороны, это создание условий для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В современной ситуации - ситуации внедрения новых стандартов - гораздо важнее преобразовать именно работу школы, поскольку известно, что одаренность не столько проявляется, сколько формируется в деятельности.

В нашей школе проводится активная работа по выявлению, поддержке и развитию одаренности у обучающихся.

В школе разработана целевая подпрограмма «Одаренные дети». 

Работа с одаренными детьми ведется по различным направлениям:

- декоративно- прикладное искусство;

- спортивно-оздоровительная  деятельность;

-  интеллектуальная (краеведение, олимпиады, конкурсы);

-  художественно-эстетическая;

-  коммуникативная.

В первую очередь хочу сказать об интеллектуальной направленности. Участие во Всероссийской предметной  олимпиаде.

Сначала проводим олимпиаду в школе, затем победителей отправляем на муниципальный этап. В этом году в районном туре предметных олимпиад участников было всего 8, т.к. уменьшилось общее количество учащихся в школе,  из них 2 призовых места: по истории 3 место Коваленко Яна (9 класс) и 1 место по математике у Мороз Ксении (8 класс).

Уже традицией для школы стало участие в «Русском медвежонке». Каждый год участников становится все больше. В прошлом году приняли участие 35 человек и 10 учащихся школы кроме сертификатов получили небольшие сувениры и дипломы участников олимпиады. В этом году приняли участие 49 человек.

Во всероссийском командном конкурсе детского творчества «ЭМУ» в прошлом году принимали участие учащиеся 6 и 7 классов, где заняли 39 место из 222. В этом учебном году в надпредметном  конкурсе «ЭМУ» приняли участие учащиеся 4 класса.  

Во всероссийской олимпиаде «Олимпус» по математике приняли участие учащиеся 5-9 классов.  

Во всероссийской олимпиаде «Зубренок» по физике в прошлом году 23 ученика из 7-8 классов принимали участие. И планируем участвовать в этом году.

Стараемся принимать участие во всех конкурсах и олимпиадах, которые предлагает ОО.

Приняли участие в районной краеведческой конференции. Где представили работу «Живые отзвуки старины. В октябре этого года Коваленко Яна.

Два первых места в районном конкурсе сочинений «Если бы я был депутатом» ( Орлова Катя - уч-ца 4 класса и Дудник Ангелина - уч-ца 8 класса).

В конкурсе исследовательских работ по государственной символике России занял 2 место Лозовой Максим (уч-к  4 класса)

В ноябре приняли участие в конкурсе «Знатоки Конституции и избирательного права.

В январе отправили исследовательскую работу «Павел Таганрогский» (Дудник Ангелина - 8 класс) на конкурс Сретенские юношеские религиозные чтения.  

Приняли участие в районном этапе областного конкурса «Охрана и восстановление водных ресурсов» ученица 8 класса Нестеренко Валерия подготовила проект «Охрана водных ресурсов  с. Николаевка».

Провели в феврале школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», выявили победителя – это Гридякина Виктория ученица 5 класса, которая в марте поедет на районный этап.

В прошлом году в школе организовано научное общество учащихся «Поиск». Ребята занимаются проектно-исследовательской деятельностью по направлениям: краеведение, экология, искусство, филология. В прошлом учебном году прошла первая научно-практическая конференция. Где  дети представили свои проекты. Название проектов и полученные результаты вы видите в таблице. Эта работа настолько понравилась детям и учителям, что в этом году работ будет представлено гораздо больше.

Больших успехов достигли по спорту. 

Команда девочек по волейболу, сентябре 1 место на первенство ДЮСШ, октябрь 2 место девочки, 3 место мальчики на межрайонном турнире (Сальский, Кагальницкий, Новопокровский, Красногардейский, Белоглинский). В ноябре на первенстве области в с. Приморка  Неклиновского района 6 место из 46 команд. В январе межрайонный турнир ст. Новопокровской 2 место.

Кроме того, продолжают радовать медалями и и кубками мальчики с секции по греко-римской борьбе. В сентябре в г. Ростове-на-Дону на первенстве области два 2 места (Кантария А. и Сорока И.), в октябре в Адыгее на республиканском турнире 3 место Сорока И. и 5 место Худяков П., в ноябре в ст. Новопокровской открытый краевой турнир три 1 места Юндин Д., Сорока И. и Кантария А. и в п. Целина на Всероссийском турнире два 2 места, в декабре на базе нашей школы прошел турнир памяти Мастера спорта России Курбанова Вадима где наши дети взяли шесть 1 мест и четыре 3 места.

В целях реализации подпрограммы «Одаренные дети» в школе работает кружок по декоративно-прикладному искусству, где учащиеся творят настоящие чудеса. Все это оформляется на стендах.

Азы журналистской работы ученики получают,  готовя информацию для школьной газеты.

Разрабатывают дизайнерские проекты для создания комфортных условий в школе на кружке «Школьный дворик».

Ежегодно обновляется банк данных по одаренным детям и педагогам, с ними работающими, оформляется стенд «Школа успешности». На основе этих данных устанавливаются доплаты за результативность и качество и на последней линейке в мае будут отмечены сувенирами.

ТО, по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей» мы смогли создать некоторые предпосылки для системной работы в будущем.

Проблемой является материально-техническая база для создания современных условий для занятия творчеством (оборудованные актовый зал, спортивный зал и площадка, изо-студия и т.д.).

 

  1. Совершенствование учительского корпуса

Непростая ситуация по этому направлению.

Но, безусловно, работа ведется. Ушли приезжие совместители (Карманцева и Балык), распределили часы среди своих. Ушла пенсионер (Бутова ГГ), часы среди своих. а одним из важнейших аспектов совершенствования учительского корпуса является уровень заработной платы. Среднее значение по заработной плате учителей – около 14000 рублей. Но тем не менее, учитель физкультуры – пенсионер, учитель немецкого – пенсионер и учитель английского – неспециалист.

В прошлом году поступили в ВУЗы 4 ученицы на учителей начальных классов, русского языка и литературы, учителя математики.

Повышение квалификации проходим в ИПК и ПРО, не дожидаясь 5 лет.

87 % учителей прошли курсы по ИКТ.

Для повышения компетентности педагогов в области образовательных технологий в школе организован научно-практический семинар по методической теме школы (Интерактивная модель обучения как средство успешной самореализации школьника, педагога в контексте л/о обучения), где деятельность учителей организована по направлениям: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, проверка действий своих инновационных идей  (прошли мастер-классы и открытые уроки).

Работа с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, конференции)

Работа в творческой группе (разработка подпрограмм)

Участие в конкурсе «Учитель года»

Аттестация педагогических и управленческих кадров.

По новой форме аттестации педагогических работников составлен план аттестации на соответствие занимаемой должности. Прошли уже в этом году один учитель на соответствие, один учитель на первую категорию

  1. Сохранение и укрепление здоровья

Сейчас наблюдается тенденции ухудшения состояния здоровья детей.

Школа несет ответственность за здоровье детей и подростков как универсальную ценность, как важнейшее исходное условие их жизненной успешности. 

Поэтому направление «Здоровье школьника» является неотъемлемой частью нашей программы развития школы.

Целью программы «Здоровье» является – формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

В каждом классе разработана своя подпрограмма по сохранению и укреплению здоровья, оформлен уголок здоровья,  на каждом уроке проводятся физминутки и в каждом классе в уголке здоровья есть комплекс упражнений и правильная посадка за партой.

Проводятся подвижные перемены в начальной школе.

В рамках реализации программы «Здоровье школьника» традиционными и любимыми всеми участниками образовательного процесса стали Дни здоровья, которые проводим каждую четверть.

Введен третий час физической культуры, это требует изменения  качества спортивных объектов.

Почти каждый ребенок посещает спортивную секцию: Секцию по волейболу или  греко-римской борьбе. И имеют большие успехи (Кожникова Анна, Лебедев Артем, Нейфельд Катя, Орлов Саша)

Ведется мониторинг физического развития каждого учащегося классным руководителем ("паспорт здоровья"),  психологом мониторинг ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ, а также ученики сами заполняют  "Дневник спортивных достижений" и все это отправляется в портфолио ученика. Это превращает самих школьников в граждан, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением.

  1. Современная школьная инфраструктура

Капитальный ремонт здания был в 2007 году. Каждый год выполняется косметический ремонт школы (побелка стен, покраска панелей, забора).

Ведем интенсивную работа по изменению облика школы. Создан  проект «Школьный дворик». Участвовали в районном конкурсе. В школе посажен фруктовый сад, создана парковая зона.

Результатом деятельности школы должны стать, с одной стороны,   сформированные личностные качества выпускника: мышление, память, воображение, воля, поведенческие установки и т.д., а, с другой стороны, значимые в социальном окружении компетентности, т.е. способности к решению жизненных и профессиональных задач на основе имеющихся компетенций – набора определенных знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности.

 Чтобы школа стала Центром развития личности, социальным центром села необходимо взаимодействие с различными организациями социальной сферы.

По пути создания школы «социального успеха» наш педагогический коллектив пока еще прошел не много. Впереди –нацеленность каждого учебного предмета на содействие социальной успешности, создание социального партнерства и т.д. Но переход в режим инновационного развития уже позволил повысить привлекательность образовательного учреждения среди родителей и учащихся. Главный же результат – увлеченность идеей всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, родителей, их активная включенность в жизнь школы, повышение значимости школы для каждой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная успешность выпускников МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида.

В презентации представлен материал по жизнеустройству выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида....

« Воспитательные технологии формирования социально-успешной личности»

Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся....

ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».

                                                 «Настоящее искусств...

Социально успешная личность

XXI век – век  глобализации, широкой   информации, быстротечности, полной свободы личности. Отсюда процесс индивидуализации необходим, кроме эффективного образования, требуется формиров...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...