МЕТОД ПРОЕКТОВ
учебно-методический материал на тему

Колеганова Светлана Николаевна

Теоретические основы метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Информационная справка

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

2. Какие основные требования предъявляются к учебным проектам?

  1. наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.);
  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденция, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.);
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5. использование исследовательских методов

3. Какие виды учебных проектов существуют в образовательной практике?

  1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:
  • Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

            Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.               
  • Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  1. по предметно-содержательной области:
  • монопроект, в рамках одной области знаний
  • межпредметный проект, на стыке различных областей
  1. по характеру координации проекта:
  • непосредственный (жесткий, гибкий)
  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

  1. по количеству участников проекта   (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый)
  2. по продолжительности проекта(мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))

4. Как организовать проектную деятельность учащихся?

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап  - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

5. Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?

Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Web-сайт;
  • Анализ данных социологического опроса;
  • Атлас;
  • Бизнес-план;
  • Видеофильм;  
  •  Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Законопроект;
  • Карта;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Модель;
  • Музыкальное произведение;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Прогноз;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника
  • Что еще?

 

6. Как оценить проектные работы учащихся?

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

— Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?

— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.

Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем возможные  перечни критериев оценки проектных работ:

Вариант1.

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта  ;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Вариант2.

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

 Ваши варианты…

Экспертный лист для оценки проектов

1. Название проекта______________________________________

2. Авторы проекта (ФИО, класс) _____________________

3. Система оценки

Соответствие  каждому  критерию выражено в следующих баллах.

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3  

     балла.

  1. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2      балла.
  2. Частично соответствует данному критерию –1 балл.
  3. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

        Первая часть. Экспертиза текста проекта                      

Критерии оценки разработанного проекта

баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение  для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. оригинальность решения проблемы

6. Оформление проекта

Общая сумма баллов

        Вторая  часть.  Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

баллы

  1. Соответствие реализации задуманному проекту

  1. Умение внести коррективы в реализацию проекта

  1. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

  1. Активность каждого автора проекта

 Общая сумма баллов

        Третья  часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

баллы

  1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

  1. Форма представления проекта

  1. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

 Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта:________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта:__________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Учебно-исследовательская деятельность школьников.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся можно разделить на несколько видов:

1. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования).

2. Исследовательская практика учащихся.

Целями этой практики являются:

  • совершенствование навыков исследовательской работы;
  • формирование исследовательской компетентности;
  • углубление знаний в выбранных предметных областях;
  • формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
  • самоопределение в выборе будущей специальности;
  • знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами;
  • формирование коммуникативных навыков работы со специалистами.

Исследовательская практика может включать следующие шаги:

  1. предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них);
  2. изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы;
  3. осуществление выбора темы;
  4. изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме;
  5. конкретизация идей;
  6. поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель → что нужно сделать? → что для этого понадобится? → какова последовательность действий? →  каков возможный результат? → каковы возможные затруднения?);
  7. составление учащимися плана-графика работ;
  8. осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований);
  9. анализ и оценка учащимися полученных результатов;
  10. оформление статьи – отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика.

3. Выпускная экзаменационная работа. Выпускная экзаменационная работа – это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему.

Основными целями ВЭР являются: систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач;

ВЭР – это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд, включающий в себя:

  1. выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа);
  2. выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;
  3. установление новых связей между известными явлениями;
  4. новую постановку известной проблемы;
  5. оригинальные выводы;
  6. рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе.

Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов:

  • выбор темы;
  • составление плана работы;
  • выбор методики работы над источниками и литературой;
  • составление календарного плана выполнения работы;
  • сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;
  • письменное изложение результатов исследования;
  • формулировка выводов;
  • проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе;
  • внесение исправление и литературная обработка рукописи;
  • оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа;
  • рецензирование ВЭР;
  • подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты.

4.Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

5.Участие старшеклассников в олимпиадах  конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

6.Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта.

7. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ. УНИО как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в УНИО опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:

  • Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
  • Выбор темы исследования
  • Выбор цели исследования
  • Определение задач по достижению цели
  • Определение методов исследования
  • Сбор собственного материала
  • Анализ и обобщение собранного материала
  • Собственные выводы.

В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:

Технология организации учебного исследования учащихся

Как возникают темы исследований?

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки

Рекомендуемый учителем список тем исследований

Собственные вопросы и интересы учащихся

Как воплотить исследование?

Подбор научного руководителя

Составление плана или проекта будущей работы

Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

Написание работы

Анализ полученного материала, систематизация, классификация

Синтез

Обобщение, выводы

Первая оценка работы

Первое чтение работы научным руководителем

Консультации

Презентация замысла исследования

Подготовка к презентации работы

Редактирование окончательного варианта работы

Составление тезисов

Оформление наглядного материала

Презентация результатов исследования

Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее

решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – «верификация»

Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.

Модель 3. «Систематическое исследование»

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Шаг 1. Определение проблемы.

Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...