Освоение обучающимися обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся
статья по теме

Загребельная Евгения Владимировна

В наши дни в соответствии с  ФГОС  изменились требования к
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ,  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижения новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает  новую версию формулировки общеучебных действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию  и самосовершенствования по средствам сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности,  и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_psihologo-pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в реализации ФГОС».

В наши дни в соответствии с  ФГОС  изменились требования к
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ,  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижения новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает  новую версию формулировки общеучебных действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию  и самосовершенствования по средствам сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности,  и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Метапредметные результаты -  это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные – это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Цель образовательной деятельности смещается с «усвоения знаний» на «развитие потенциала учения», основанного на: четко и понятно сформулированных учебных целях, соответствующих как учебному плану, так и интересам и ожиданиям учащихся, критериальной системе оценивания, позволяющей как учителям, так и учащимся оценивать результаты учебной деятельности, системах «обратной связи» и формирующего оценивания, способствующих формированию уверенности в собственных силах и лидерства в учении. 

  Так как огромную роль в образовании играет отказ от знаниевого подхода в пользу системно-деятельностного  подхода, необходимо понимать различия между этими подходами. СД - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само   содержание образования, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Системно-деятельностный подход лежит в основе Стандарта (ФГОС)

Одним из важных УУД является метапредметность . «Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,  так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Важную роль в современном образовательном процессе  играет и  психодидактика. Следуя определению В.В. Давыдова: «Психодидактика – полидисциплинарная область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно- ценностной направленности образовательного процесса». Психодидактика предусматривает развитие интеллектуальной, личностной, эмоциональной, духовно-нравственной, психосоматической сфер психики индивидуума, позволяющее ученику обрести способность быть субъектом развития личности в целом.

Работа педагога должна быть направлена на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Педагогическая деятельность становится психолого-педагогической. Поэтому важной составляющей профессиональной компетентности педагога является знание возрастных психологических особенностей учащихся, способность организовать свою деятельность на основе этих знаний.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.

Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Инструменты обратной связи: письменные комментарии, наблюдения, опросы – молнии, фронтальный опрос, вопросы, дневники обратной связи и тетради самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Технологизация  учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...

Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»

Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания....

Коммуникативная система как способ формирования сознания, психики, развития личности учащихся со слуховой депривацией

       В статье рассказывается о коммуникативная системе обучения языку детей с нарушением слуха, действующей ныне и направленной  на развитие словесной коммуникации....

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....