Презентация "Мастерская как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса"
презентация к уроку по теме

Ильина Надежда Вячеславовна

Презентация знакомит с основами возникновения мастерской, её типами  и приёмами обучения, раскрывает эффективную формулу воздействия данной формы работы на мышление обучающегося.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕРСКАЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 2

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования. Педагог должен относиться к ученику как к равному. Процесс обучения – это не простая трансляция знаний, а самостоятельное строительство знания. Учение должен развиваться как самостоятельная творческая, ответственная личность. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрыть внутренний потенциал, самостоятельно строить свое знание.

Слайд 3

«Французская группа нового образования» ( Groupe Francais d'Education Nouvelle ) возникла в 20-х годах ХХ века, с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1989 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге .

Слайд 4

Ведущими идеями GFEN являются: 1. “Вызов современной педагогике”. 2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. 3. Все способны. ! 4.Интенсивные методы обучения и развития 5. Новый тип педагога. 6. Точный расчет психологических воздействий.

Слайд 5

1 поколение ПТ- традиционная методика 2 поколение ПТ- модульно- блочные технологии 3 поколение ПТ- цельноблочные технологии 4 поколение ПТ- интегральные. ПТ Основной учебный период урок Основной учебный период - модуль или цикл уроков Основной учебный период – блок уроков Планирование результатов обучения (ПРО) в виде много- уровневых систем Методы обучения — объяснительно-иллюстративный Методы обучения - объяснительно- иллюстративный, эвристический и программированный Методы обучения - объяснительно- иллюстративный, эвристический и программированный, проблемный Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) содержательных блоков Средства диагностики -текущие устные опросы Средства диагностики текущие письменные программированные опросы (тесты), зачеты Средства диагностики текущие устные опросы и письменные к.р. зачеты Групповое обучение. Психологизация образовательного процесса. Эссе, проект, творческая работа Образцы: технология классического семинара Образцы: технология комплекса средств учебного оборудования Образцы: лекционно- семинарские системы Образцы: метод проектов

Слайд 6

Учитель Ученик Содержание Результат ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Слайд 7

УРОК Учитель – ИНФОРМАТОР, РАССКАЗЧИК, ЭКСПЕРТ, НАСТАВНИК, ЛИДЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ, КОНТРОЛЕР Ученик – ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ Содержание – УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Результат – ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ , ОЦЕНКА С КОММЕНТАРИЕМ, ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ ИЛИ ПАРТНЕР, ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 8

МАСТЕРСКАЯ Учитель – РЕЖИССЕР, ОРГАНИЗАТОР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, КОНСУЛЬТАНТ, УЧАСТНИК, СОБЕСЕДНИК, ДРУГ, МАСТЕР Ученик - учащийся, СУБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЕН, СВОБОДЕН В ВЫБОРЕ, АВТОР ПОЗИЦИИ Содержание – НЕОЖИДАННОСТЬ, НЕПРИВЫЧНОСТЬ, ГЛОБАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ, ИЗБЫТОЧНОСТЬ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, НЕАДАПТИРОВАННОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ Результат - НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ПОИСКА ИСТИНЫ, ОШИБКА ЕСТЬ НАЧАЛО ПОИСКА, МИНИМУМ НЕГАТИВНЫХ КОММЕНТАРИЕВ, ВАРИАТИВНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ, САМООЦЕНКА, САМОПОЗНАНИЕ

Слайд 9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА УРОКЕ важен результат констатация истины цель одинакова для всех участников оценка каждого ответа Ограниченное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников и форм представления материала соответствие плану НА МАСТЕРСКОЙ важен процесс поиск истины неоднозначность цели, индивидуальность отсутствие прямой оценки Максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников и форм представления материала импровизация

Слайд 10

МАСТЕРСКАЯ – это способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего творческий поиск

Слайд 11

Составляющие мастерской Задания Логическая структура Предварительные знания, субъективный опыт Самостоятельная деятельность Групповое обсуждение Рефлексия

Слайд 12

методические приемы ИНДУКЦИЯ, САМОКОНСТРУКЦИЯ, СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, РАЗРЫВ, РЕФЛЕКСИЯ КОРРЕКЦИЯ, ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ

Слайд 13

Индуктор – мотивирующее начало – проблемная ситуация Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Социоконструкция – групповое решение Социализация (2) – выступление, представление индивидуальных решений в группе Афиширование – зрительное представление результатов работы (вывешивание), зачитывание и обсуждение вслух Разрыв – внутреннее осознание несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской

Слайд 14

«Мастерская – это синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход» (Галицких Е.О.)

Слайд 15

Разнообразие типов мастерских : - мастерская конструирования или построения знаний – «столкновение с миром, который предстоит познать» (А.Бассис) - мастерская письма – «это царство слова, им наполняется все ее пространство, причем каждая мастерская, притягивая одно слово, влечет вслед за ним все его словесное братство.» (А.А.Окунев) - мастерская ценностных ориентаций – «это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей» (Галицких ЕО) - проектные мастерские - мастер-классы

Слайд 16

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира 3

Слайд 17

Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях; 14

Слайд 18

Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме. Здесь нет... Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ЗДЕСЬ... Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Слайд 19

Преимущества технологии мастерских Личностная ориентация процесса обучения и воспитания Совершенствование интеллектуальных и общих учебных умений и навыков Формирование адекватной самооценки Развитие навыков самостоятельного поиска Творческая атмосфера Открытость общения Возможность подбора материала для письменного высказывания

Слайд 20

«Воспитание – прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами; с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя как главный фактор, обусловливающий качество собственного бытия, делая при этом основным критерием своих деяний совесть.» (Колесникова ИА) «Ценности – это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни» (Ник Оуэн) «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать» (В.Франкл) «Мастерская – это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей» (Галицких ЕО)

Слайд 21

БИБЛИОГРАФИЯ Селевко ГК Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ Школьных технологий, 2005г Окунев АА Урок? Мастерская? Или… - Спб.; «Просвещение», 2001г Галицких ЕО От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. – СПб.; «Паритет», 2003г Палитра мастерской. Материалы НПС. – СПб.; 2000г Мастерская как одна из форм организации учебного процесса. Материалы НПС. – СПб.; 1999г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....

Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"

Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии.  «Дорогу в будущее прокладывает ...

«Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»

«Разработка содержания занятия в школьном музее»Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)...

Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Презентация проектного задания "Концепция организации творческих мастерских"...