Рабочая программа по ОДНК 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Киселева Татьяна Георгиевна

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012 :1.0pt'>Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);  - Авторской программы А.В. Перышкина по физике для 7-9 классов. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._fgos_po_odnk_5kl.docx976.36 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                                                             

                                                                         


Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в  школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса  Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные     качества,     позволяющие     успешно     осуществлять     различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая     группа     целей     передает     социальную     позицию     школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;

· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

          ·   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
              Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

          ·  владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

·  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·  умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·  осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

·  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

·  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:

·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

·        Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

·        Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

·        Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

·        Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

·        Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.

·        Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

·        Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

·        Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.

·        Работать с историческими источниками и документами

Содержание курса

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

 

В мире культуры

 

1.1

Величие многонациональной российской культуры

2

1.2

Человек – творец и носитель культуры

2

2

Нравственные ценности

14ч

2.1

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

2.2

Жизнь ратными подвигами полна

2

2.3

В труде – красота человека

2

2.4

«Плод добрых трудов славен»

2

2.5

Люди труда

2

2.6

Бережное отношение к природе

2

2.7

Семья – хранитель духовных ценностей

2

3

Религия и культура

10ч

3.1

Роль религии в развитии культуры

2

3.2

Культурное наследие христианской Руси.

2

3.3

Культура ислама

2

3.4

Иудаизм и культура

2

3.5

Культурные традиции буддизма

2

4

Как сохранить духовные ценности

4.1

Забота государства о сохранении духовных ценностей

2

4.2

Хранить память предков

2

5

Твой духовный мир

5.1

 

Твой духовный мир

1

 

Всего

34ч

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНК

Эта программа составлена в сообветствии с требованиями ФГОС второго поколения...

ОДНК. Рабочая программа для 5 класса.

       Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федера...

рабочая программа по однк

Аннотация к рабочей программе предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  5 классРабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры на...

Рабочая программа по ОДНК 2019-2020

Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основеучебника протоиерея Виктора Дорофеева, диакона Ильи Кокина, О.Л.Янушкявичене, Ю.С. Васечко «Основы православной культуры», уче...

Рабочая программа по ОДНК НР

Рабочая программа по ОДНК НР для  5-9 классов....

Рабочая программа по ОДНК НР 5 класс 2023-24 уч.год

Рабочая программа по ОДНК НР 5-6  класс, количество часов в год ___34___УМК  Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков....

Рабочая программа по ОДНК НР для 5-6 классов

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...