Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников"
материал

Андина Наталья Дмитриевна

Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников" в рамках республиканского методического объединения учителей биологии и химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mrio.docx13.42 КБ

Предварительный просмотр:

Секция № 18

«Системное партнерство в условиях модернизации общего образования» Форсайт-сессия

Доклад на тему : "Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников."

Докладчик: Андина Наталья Дмитриевна, учитель биологии

МБОУ « Учхозская СОШ» ( слайд 1)

( слайд 2,3) В настоящее время проектно-исследовательская деятельность приобретает  на уроках и во внеурочное время по предметам естественно-научного цикла  все больший размах  и организуется среди  учащихся всех ступеней, так как необходимо применять методы, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний. А исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по биологи, экологии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.

Исследовательскую работу строю по следующему  плану:

1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой  проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

2. Исследовательский этап: изучение состояния среды или предлагаемой проблемы на практике, проведение  исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

Проектно-исследовательская деятельность   может проводиться как во время урока, так и во внеурочное время.

При этом применяю такие виды деятельности, как:

–  исследовательский метод – как решение задач учениками с применением таких элементов научного исследования как наблюдение, анализ фактов. ( слайд 4) В частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными, обитающими на территории Республики Мордовия , в окрестностях Краснослободского района. ( слайд 5,6 ) При этом составляется экологическая характеристика наблюдаемых видов, анализируется степень антропогенного воздействия, прогнозируется, как могут эти виды существовать в дальнейшем.

Применение учебного эксперимента позволяет ученикам освоить методику планирования, проведения опытов, обработку и анализ результатов.  Можно предусмотреть и домашнее задание исследовательского характера. ( слайд 7) Например, при изучении темы «Грибы» в курсе биологии 5 класса ученики могут провести эксперимент в домашних условиях и наблюдать прорастание плесневых грибов на различных продуктах питания (хлеб,цитрусовые, некоторые овощи) и сделать вывод о распространении плесневых грибов и необходимости соблюдения правил гигиены питания. 

 Формирование исследовательских умений начинается на уроках:

В 5-8 классах я начинаю учить детей методике работы с научной информацией: доклады, рефераты, презентации, составление кроссвордов по пройденной теме. Объемы информационных работ следует жестко ограничивать, следуя по принципу: слов должно быть мало, мыслям должно быть тесно. 

В курсе 5- 7 класса провожу экскурсии, где учащиеся учатся: ( слайд 8,9)

1.Наблюдать

2.Работать и выполнять предложенные учителем задания  в группах .

3.Оформлять результаты наблюдений

4.Как составлять отчет по  экскурсии

5.Вывод

При изучении человека и основ общей биологии  в 8-9 классах, с учетом преемственности, они переходят на эвристический и творческий уровни. Сюда относятся решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при добыче информации.  

Навыки экспериментальной работы учащиеся приобретают в ходе выполнения лабораторных и практических работ на уроках биологии, различных опытов и экспериментов во внеурочное время.

При выполнении практических и лабораторных работ учащиеся учатся:

1.Ставить цель работы

2.Наблюдать, проводить  эксперимент, и описывать опыты

3.Сравнивать  природные объекты

4.Самое главное ученик должен правильно учиться  формулировать вывод по итогам работы.

 Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время.

 Например, при изучении темы «Лишайники» в курсе 5 класса даю задания  на дом творческого уровня  индивидуально или по группам .

( слайд 10,11,12)  Задание: Попробуйте получить краску из лишайников. Найдите разные виды лишайников (они встречаются чаще всего на стенах старых домов, на камнях). План проведения исследования.

1.Отделите его от субстрата и измельчите.

2.Измельченный лишайник положите в колбу с раствором пищевой соды.

3.Понаблюдайте некоторое время (3-5 мин.) и вы увидите, что раствор приобретает различную окраску.

4.Профильтруйте  его и попробуйте окрасить бумагу или ткань.

5.Результаты запишите  и оформите данную работу. Так у нас получилась интересная исследовательская работа.

При изучении биологии человека в 8 классе формирование биоэкологических умений у школьников возможно при изучении любой темы . Например, при изучении темы «Пищеварение» мы рассматриваем вопросы необходимости употребления в пищу экологически чистых продуктов, (слайд 13) при изучении темы «Дыхание» – значение загрязнения воздуха различными загрязнителями, в том числе и пассивным курением. При изучении анализаторов и органов чувств важно установить значение шумовых факторов, их воздействие на органы слуха и высшую нервную деятельность. ( слайд 14) В связи с развитием и активным использованием современной бытовой техники и оборудования актуальным становится установление негативного воздействия длительной работы с такой техникой (или игры на компьютере) на нервную систему, органы чувств, психику, развитие так называемой компьютерной зависимости.

 ( слайд  15, 16, 17, 18,19) Учениками школы было выполнено несколько проектов по теме «Вода», в которых дана характеристика водных ресурсов окрестностей с. Старое Синдрово, описаны качественные показатели воды, показана роль воды в природе и жизни людей.

  ( слайд 20) В своей работе для себя поняла одно, что привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Проявление эффекта исследовательской деятельности в следующем:

интерес к отдельным событиям в частности и к жизни в целом;

умение избегать проблем или находить адекватное решение;

умение работать в коллективе, находить единомышленников,

слышать и слушать;

успешность в получении образования различного уровня;

правильный выбор профессии.

«… Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни

он всегда будет только подражать, копировать…»

Слова Л.Н.Толстого

(Слайд 21)

Литература:

1.Программно-методические материалы. Экология. 5–11 классы. М., Дрофа, 2001

2.Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. М.В. Степанова. С-Пб, из-во КАРО, 2005

3.Программа основного общего образования по биологии. 6–9 классы. М., Дрофа, 2006

4.Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе. РАО, М., Россия. www.gpntb.ru/...

 

Я, Андина Наталья Дмитриевна, учитель биологии МБОУ « Учхозская СОШ» , педагогический стаж работы-7 лет, первая квалификационная категория.

Работаю по теме:"Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников."

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность приобретает  на уроках и во внеурочное врем все больший размах. По моему мнению, исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по биологии, экологии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.

В своей работе для себя поняла одно, что привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

 Эффект исследовательской деятельности вижу в следующем:

-У моих учеников  повышается интерес к отдельным событиям в частности и к жизни в целом;

- они учатся работать в коллективе, находить единомышленников, слышать и слушать;

-  повышается успешность в получении образования различного уровня;

- нацелены на правильный выбор профессии.

 Мне нравится цитата Л.Н. Толстого

«… Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни

он всегда будет только подражать, копировать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование общеучебных умений текстообразования»

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, пон...

Формирование исследовательских умений школьников при проведении учебного эксперимента.

Это статья, отражающая ввеедение элементов исследовательской деятельности учащихся  на уроках физике, как средство достижения универсальных учебных действий учащихся....

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

Формирование исследовательских умений школьников

Отчет по работе над методической проблемой...

Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».

Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют ст...

Особенности формирования исследовательских умений школьников

Статья опубликована в научно-методическом журнале "Сибирский учитель" (№4, 2015 г.). В статье описана модель организации исследовательской и проектной деятельности школьников, реализуемая в ...