Работа с историческими источниками
материал

Работа с историческими источниками - неотъемлемая часть компетенции педагога. Источники способствуют более детально изучить процесс или явление, провести аналогии.

 На уроках истории учащиеся могут знакомиться с документами, отражающими финансовую политику государства в разные эпохи. Тем самым подводить понимание детей событий эпохи, причинах войн, революций ит. д.

 Немаловажно расширять кругозор учащихся во внеурочной деятельности и находить исторические образы, подкрепляющие эту  взаимосвязь.
 Работа с текстами помогает подготовиться к итоговой аттестации  на ОГЭ и для написания сочинения по обществознанию и истории на ЕГЭ.

 Использование заданий разного типа универсально. Их можно использовать как дифференцированный подход с сильными учащимися, как закрепительный материал к учебному модулю. Эта работа способствует развитию логического мышления, познавательной активности. Данные задания мною использовались на уроках истории для 7, 8 класса, уроках обществознания 10-11 классы, во внеурочной деятельности в курсе "Финансовой грамотности".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_istoricheskimi_istochnikami.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с историческими источниками - неотъемлемая часть компетенции педагога. Источники способствуют более детально изучить процесс или явление, провести аналогии.

 На уроках истории учащиеся могут знакомиться с документами, отражающими финансовую политику государства в разные эпохи. Тем самым подводить понимание детей событий эпохи, причинах войн, революций ит. д.

 Немаловажно расширять кругозор учащихся во внеурочной деятельности и находить исторические образы, подкрепляющие эту  взаимосвязь.
Работа с текстами помогает подготовиться к итоговой аттестации  на ОГЭ и для написания сочинения по обществознанию и истории на ЕГЭ.

 Использование заданий разного типа универсально. Их можно использовать как дифференцированный подход с сильными учащимися, как закрепительный материал к учебному модулю. Эта работа способствует развитию логического мышления, познавательной активности. Данные задания мною использовались на уроках истории для 7, 8 класса, уроках обществознания 10-11 классы, во внеурочной деятельности в курсе "Финансовой грамотности".

I.Исторические источники

Тема " Пенсионное обеспечение"

1 Работа с источниками . Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

"Роспись ратным людям 1681 г."

Наемная плата, «месячный корм», многочисленным иноземным полковникам и капитанам была очень высока и, когда они оставались на московской службе, превращалась в пожизненное жалованье, половина которого становилась после них  их женам и детям. Рейтары, солдаты и драгуны, вербуемые больше из недостаточных классов, получали возвышенные денежные оклады, казенное вооружение и боевые припасы, а в походе казенное продовольствие. Стоимость армии на наши деньги с 3 миллионов рублей в 1631 г. возросла к 1680 г. до 10 миллионов. Значит, при численном увеличении армии почти в 2 1/2 раза стоимость ее возросла больше чем втрое.

 О каком государственном обеспечении идет речь в документе?

Тема "Налоги и налогооблажение."

2. Работа с источниками . Прочитайте отрывки и ответьте на вопросы.

Это один из видов "специальных налогов", назначавшийся на особые потребности государства: таковы были деньги ямские, полоняничные и стрелецкие. Ямские деньги собирались на содержание ямской гоньбы для провоза послов, гонцов, должностных и ратных людей, для чего по большим дорогам ставились ямы . "Эта подать собиралась с посадских людей и с крестьян также по сошному письму и поступала в особое центральное учреждение, в Ямской приказ, который заведовал ямщиками, получавшими жалованье и прогоны...." 

Что означает слово Ям и на что вводился этот налог? Какое название он  имеет сейчас.?

3. Полоняничные деньги - подворная, а не посошная подать, Еще в царствование Михаила она собиралась временно по особому распоряжению правительства. Потом она стала постоянной и по Уложению 1649 г. собиралась ежегодно «со всяких людей», как тяглых, так и нетяглых, но не в одинаковом размере с людей разных состояний: посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег (на наши деньги около 60 копеек), крестьяне дворцовые, черные и помещичьи вдвое меньше, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов только по 2 деньги. По словам Котошихина, полоняничных денег в его время собиралось ежегодно тысяч по 150 (около 2 миллионов рублей на наши деньги). Эту подать собирал заведовавший ....полоняников Посольский приказ. 

 За что или кого брался этот вид налогов?

4.Работа с источниками .

Внимательно прочтите текст и вставьте пропущенное слово. Ответьте на вопросы.

"До 1646 г. казна взимала пошлины с пуда ... 5 копеек, приблизительно 60 копеек на наши деньги. По закону этого года ... пошлина была увеличена вчетверо, до 20 копеек с пуда, до полукопейки с фунта. Равняя по хлебным ценам тогдашнюю полукопейку 6 копейкам нынешним, видим, что только казенная пошлина вшестеро превышала нынешнюю рыночную цену фунта .... Целым рядом простодушно-грубых соображений указ оправдывал эту меру: будут отменены стрелецкие и ямские деньги, наиболее тяжелые и неравномерно распределяемые прямые налоги; пошлина будет всем равна; в избылых никого не будет; все будут платить сами собою, без правежа, без жестоких взысканий; будут платить и проживающие в Московском государстве иноземцы, ничего в казну не платящие.

Налог на это привел к народному волнению. Какое слово пропущено в тексте?

5.Работа с источниками

Внимательно прочтите текст и вставьте пропущенные слова. Все слова однокоренные

 Указом 1705 г. ... была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей (около 480 рублей на наши деньги), первостатейная купеческая - в 100 рублей (около 800 рублей), рядовая торговая - в 60 рублей, холопья,  причетничья и т. п. - в 30 рублей; крестьянин у себя в деревне носил ... даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку (около 8 копеек). В 1715 г. установлен однообразный  налог на православных ... и раскольников в 50 рублей. При ... полагался обязательный старомодный мундир. «...  никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем»! Всякий, увидевший ... не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу.

Ответ ( борода, бородачей, бороде ,бородача)

6. Работа с источниками . Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

Замена прямых налогов косвенными в 1656 г., когда оканчивалась победоносная первая война с Польшей и готовился разрыв со Швецией, в московской казне не хватило  наличности на жалованье войску, и кто-то, говорили, близкий к царю Ф. М. Ртищев, подал мысль выпустить ... деньги с принудительным курсом серебряных. В денежном обороте не было ни туземной золотой, ни крупной серебряной монеты: рубль и полтина были счетные единицы. Ходячей монетой служили маленькие копейки, деньги - полукопейки и полушки - полуденьги, весом от 6 до 4 долей и менее. На рынке покупатели, остерегаясь карманников, обыкновенно держали эти мелкие неуклюжей чеканки и овальной, впрочем неправильной, формы монетки во рту за щеками. Не добывая своего серебра, московская казна выделывала эту монету из привозных немецких иохимсталеров, получивших у нас название ефимков. И при этой операции не забывали казенного интереса: ефимок на московском рынке ходил по 40 - 42 копейки, а переливался в 64 копейки, так что казна наживала от переливки 52 - 60%. Иногда переделка ограничивалась наложением штемпеля, «царской печати» на ефимок, и он из 40-копеечника становился 64-копеечником. Сначала эти металлические кредитки пользовались полным доверием.. Денежные мастера, люди небогатые, вдруг разбогатели и на глазах у всех начали сорить деньгами, пышно обстроились, разодели жен по-боярски, в рядах покупали товары не торгуясь. Богатые купцы, даже московские гости, , покупали сами ..., привозили ее вместе с казенной на Денежный двор, переделывали в кредитную монету и отвозили на свои дворы.

 О каком историческом событии идет речь в документе?

Какое слово пропущено?

Что такое "ефимки".Почему был бурный рост обогащения лиц, связанных с ними?

(Чеканка медной монеты. Медь. Медные деньги. Фальшивомонетчество.)

Тема "Бюджет". "Доход. Расход."

7.  Работа с источниками . Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

 В Других налогах, окладных и неокладных, повторились те же явления: преувеличенные требования казны, внушенные нуждой и предрассудком, будто деньги всегда найти можно, и молчаливый ответ плательщика - огромный недобор. Прибыльщики поусердствовали в изобретении разных пошлин и поборов с промыслов и угодий, и оклады налогов этого разряда приблизительно с 1,5 миллиона первых годов столетия взогнаны были в 1720 г. почти до 2,6 миллиона, но поступления, даже за вычетом перебора, дали полмиллиона недобора, почти 20% против сметы. Финансовые успехи, достигнутые Петром, открываются из его последнего доходного бюджета за 1724 г., составившегося из подушной подати, которую начали собирать в этот год, и из прочих сборов, таможенных, кабацких, промысловых и т. п.

О каком финансовом доходе идет речь. Как по другому называется .

Ответ: бюджет, бюджетный профицит

 

II СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Задача 1.

Рассчитайте процент налога в XVII веке? Что означает пятая деньга?

В 1614 г., на другой год по избрании Михаила, этот собор приговорил собрать на ратных людей «от избытков по окладу, кто может от живота своего и промыслу на 100 рублев, с того взяти пятую долю - двадцать рублев, а кто может больше или меньше, и с того взять по тому же расчету». Ответ: (20%),)

 Плательщики изнемогали. Они и жаловались, что им «тяжко вельми». Если прибавить к этому принудительную скупку казной наиболее прибыльных товаров, например, льна в Пскове по указной цене, мы поймем горечь жалобы местного летописца: «и цена невольная, и купля нелюбовная, и во всем скорбь великая, и вражда несказанная, и всей земли ни купити, ни продати не сметь никому же помимо». Особенно часты и тяжки были чрезвычайные поборы при царях Алексее и Федоре, когда продолжительные и разорительные войны с Польшей, Швецией, Крымом и Турцией требовали тяжелых жертв людьми и деньгами. В 27 лет (1654 - 1680) собирали по разу 20-ю и 15-ю деньгу пять раз 10-ю и дважды 5-ю деньгу .Соответственно (5% и 6,66%),(10% и 20%),

Задача 2.

Рассчитать примерный рост Петра I.

Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. 

Подсказка (1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;)

Ответ: аршин-0,7112 м 3= 21336 СМ.

 

III.Проведение аналогий

Соотнесите историческое трактование с современными понятиями.

 В Судебнике 1558 говорится о денежных и имущественных правоотношениях.   Прочитайте выдержки из исторического документа и подумайте, какое современное  понятие точнее всего описывает этот сюжет.

А. Кредит банка

1.С людей служивых взыскивать старые долги в течение пяти лет (от 1558 до 1563) без лихвы, а новые с половинными ростами или 10 на 100: ибо Государь отменяет навсегда старую тягостную лихву (20 на 100).

Б.Дебиторская задолженность

2."Взыскание по рядным грамотам должно быть для всех непременное и точное, но без ростов.

В. Амнистия

3."Кто не выкупит ручного заклада, того надобно известить, что срок минул, и назначить и к Целовальникам, продать честно, не без надежных свидетелей и взять долг с ростами, а лишнее отдать новый для платежа, неделю или две; ежели и после не выкупит, то нести заклад к Старосте должнику; если же вырученных денег мало для уплаты займа, то остальное взыскать с должника.

Ответ: 1В, 2 Б, 3В.

Используемые источники:

1. Н.И.Карамзин. История государства Российского кн.-1-2.

2. История государства российского в 12 т. Тома IX—x - Николай Карамзин - Google Книги

3. ru.wikipedia.org

О каком процессе говорят эти явления денежной реформы советского периода? Укажите годы этих реформ.

1.бумажные деньги были заменены устойчивыми банковскими билетами — червонцами — и устойчивыми разменными денежными знаками. Один рубль образца 1922 года приравнивался к 10 000 рублей в денежных знаках всех прежних выпусков.

2. Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. (Деноминация )

Денежная реформа в СССР 1922—1924 годов ,1947 года

Вставь пропущенное слово :

1.Выпущенные бумажные деньги номиналом 20 и 40 рублей ,  в виде бутылочных этикеток, имеющих низкое качество, в народе получили название ..... (керенки.)

2.Какое название было применимо к первым бумажным деньгам по Указу Екатерины II в 1769г и просуществовавшее до 1843г. Эквивалент первых ... был очень высок  от 98 до 101 копейки серебром. При Павле I из обращения было изъято и публично сожжено ... на сумму 6 миллионов рублей.  (ассигнации)

3.Серебряная монета, выпущенная Еленой Глинской в 1535г., равная 1/ 2 "московки" и 1/ "новгородки" (новгородской денги или копейки) и установила для нее весовую норму 0, 17г. серебра называлась.... (полушка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и быт крестьян -феодальные повинности(работа с историческими источниками

Исторические источники и тестовые задания  по истории средних веков. Можно использовать при обьяснении  нового материала и  во время  закрепления темы "Феодальное поместье"....

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Описание опыта по теме "Работа с историческими источниками"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...