Классный час "История быта Сибирского кадетского корпуса"
классный час (6 класс)

Баева Юлия Петровна

Материал можно использовыать для подготовки классного часа или беседы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_byta_sibirskogo_kadetskogo_korpusa.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по истории быта кадетов Сибирского кадетского корпуса.

Цели: углубить знания детей о российской истории; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как благородство, честь, долг, верность; воспитывать уважение к Российской Армии; пробуждать интерес к воинской службе, к занятиям военно- прикладными видами спорта, к участию в военно-спортивных мероприятиях.

Учебная деятельность

Учебное заведение быстро росло и развивалось – так оно много значило для огромного края. Главный принцип – готовить людей, которые словом и делом приумножали бы славу своего Отечества. В разные годы здесь учились сыновья дворян и казачьих офицеров, путь простым казакам был закрыт. Согласно сословному делению воспитанники разделялись на роту и эскадрон, по 120 человек в каждом: рота для дворян, эскадрон для казаков. Срок обучения устанавливался 6 лет.

Учебный процесс строился очень просто. Ученики распределялись на три класса: 1 (высший), 2 (средний), 3 (младший). Система образования вносила скорее домашний характер, учебников не было, учителя рассказывали с голоса, ученики большей частью учили заданный урок наизусть.

Ныне в корпусе учится более 600 кадет, составляющих 6 рот (по две на курс), работает 20 офицеров, 30 прапорщиков и более 300 гражданских служащих. Все воспитатели корпуса - заслуженные офицеры запаса, за плечами которых огромный опыт службы в войсках и воспитательной работы с воинскими коллективами. Многие из них сами в юности прошли школу суворовских училищ.

По положению о Сибирском кадетском корпусе определялся и круг предметов, преподававшихся в учебных заведениях:

  1. Закон Божий, для магометан – учение Магомета.
  2. Язык немецкий, французский, татарский.
  3. Чистая математика, геодезия с понятиями о съемке военной и гражданской.
  4. Строительное искусство с началами архитектуры.
  5. Общее понятие об естественной истории.
  6. Основание физики и химии.
  7. История Русская и Всеобщая.
  8. География Российская и Всеобщая.
  9. Основание артиллерии: практические артиллерийские занятия.
  10. Полевая фортификация: инженерные полевые практические занятия.
  11. Начальная тактика: малая война, форпостная и лагерная службы и воинский устав.
  12. Военное судопроизводство и правила деловой переписки.
  13. Чистописание, рисование, черчение и съемка планов.

Учебный день расписывался по минутам, за дисциплиной строго следили воспитатели–офицеры, унтеры–офицеры и ефрейторы из воспитанников.

С условиями XXI века были отменены некоторые предметы, такие как Закон Божий – из – за утраты религиозной направленности корпуса. Но ввелись другие предметы – основы МХК, информатика, иностранный язык и перевод.

Военная подготовка

Целью корпуса была подготовка воспитанников к офицерской службе. Формированию и развитию основных физических качеств в кадетском корпусе придавалось большое значение. Учреждение начинает развивать военно – учебное заведение, со своими традициями, всячески подчеркивается, что это не просто учебное заведение, что это не просто учебное общеобразовательное учреждение, а место, предназначенное для образования молодых людей, которых впереди ждет военная служба до конца своих дней.

Большое значение приобретает фронтовая служба, кадетская жизнь подчиняется ротному, эскадронному уставам.

Досуг

Досуг кадет был заполнен или разумными развлечениями, или полезными занятиями, чтобы вызвать в них стремление к благородным побуждениям.

В корпусе стало поощряться чтение, кадетам представлено было право взять любую книгу и в любое время из ротной и эскадронной библиотек. Корпусом выписывались лучшие журналы того времени: «Современник», «Отечественные записки», «Искра», «Вестник Европы».

В XXI веке военное дело и спорт не разграничивались, поэтому не имеет смысла говорить о спорте как таковом.

Огромное внимание уделялось «личности» кадет, было увеличено время для вне классных занятий физкультурой, музыкой, танцами и фотографиями. В корпусе проводились музыкально-литературные вечера с приглашением гостей, кадетам показывались «туманные картинки», приглашали артистов. Необходимым условием воспитания кадет считалось посещение выставок, музеев, знакомство с работой предприятий.

Кадетский корпус сумел стать одним из центров культурной жизни города. Удивительного в этом ничего нет. Здесь воспитывают юношей, которые знают не только азы военного дела. Они знакомы с историей мировой культуры, ценят отечественную и зарубежную литературу, разбираются в живописи и музыке. В кадетском корпусе регулярно открываются выставки омских художников и скульпторов, проводятся встречи с интересными людьми. Так, например, открылась выставка известного художника Г.Кичигина.4

Условия жизни

В кадетском корпусе был свой распорядок дня:

В 6 часов утра звучала «повестка к вставанию», а через четверть часа и сама «побудка». По повестке должны были вставать все дежурные по роте, эскадрону, а по «побудке» остальные кадеты.

С 7 часов утра у кадет была обязательна общая молитва, осмотр воспитанников и утренний чай.

С 8.20 начинались классные занятия, которые продолжались до 3 часов с перерывом на один час – для завтрака.

В 15.30. – общий обед и отдых до 18.00 часов.

В 18.00 – вечерние занятия: младшие до 20.00, а старшие – 22.00. Затем следовала непродолжительная общая гимнастика, вечерний чай, молитва и сон.

Все кадеты располагались в комнатах, где были расставлены вдоль стен кровати, обыкновенно по две с разъединительными щитами между ними. На двух кадетов полагался один рабочий стол для занятий, учебных книг и пособий. В каждой комнате в числе других ее обитателей всегда имелся старший. Этот старший наблюдал за порядком комнаты.

Обмундирование воспитанников эскадрона Сибирского кадетского корпуса было таким: вместо шапки полагалась папаха по образцу Отдельного Кавказского корпуса; верх папахи – красное сукно, спереди на меховую опушку прилаживается овальная гладкая кокарда, вышиною 1/8 вершка и шириною 6/8 вершка; полукафтан казачьего покроя из тёмно-зеленого сукна, воротник красный, закругленный, с тёмно-зеленым кантом. Длина полукафтана – 7 вершков от талии; портупея вместо поясной – через плечо драгунского образца из чёрной кожи по образцу казачьему.

За серьезное нарушение до конца 50–х г. XIX века в Кадетском корпусе практиковались телесные наказания.

Приведу пример плана, который представляет собой современный распорядок дня Кадетского корпуса:

7.00 – 7.10 – подъем

7.10 – 7.40 – утренняя физическая зарядка

7.40 – 8.00 – утренний туалет

8.00 – 8.10 – прослушивание последних новостей

8.10 – 8.20 – утренний осмотр

8.25 – 8.45 – завтрак

8.45 – 9.00 – подготовка к урокам

9.00 – 9.45 – 1 урок

9.55 – 10.40 – 2 урок

10.50 – 11.35 – 3 урок

11.45 – 12.30 – 4 урок

12.30 – 12.40 – чистка обуви, мытье рук

12.45 – 13.00 – второй завтрак

13.10 – 13.55 – 5 урок

14.05 – 14.50 – 6 урок

15.30 – 16.30 – воспитательная и спортивно – массовая подготовка; факультативные, групповые, индивидуальные занятия, общественно – полезный труд.

16.30 – 16.40 – чистка обуви, мытье рук

16.45 – 17.10 – обед

17.10 – 17.40 – время личных дел

17.40 – 18.30 – 1 час самоподготовки

18.40 – 19.30 – 2 час самоподготовки

19.40 – 20.30 – 3 час самоподготовки

20.30 – 20.40 – чистка обуви, мытье рук

20.40 – 21.00 – ужин

21.00 – 22.00 – время личных дел

22.00 – 22.10 – вечерняя прогулка

22.10 – 22.20 – вечерняя проверка

22.20 – 22.30 – вечерний туалет

22.30 – 7.00 – отбой

Влияние традиций на формирование личности кадет в различных исторических условиях.

Меняются времена, меняются и духовные приоритеты.

XIX век известен как век культа Царя, век глубокой веры, которая становилась превыше всего.

Исходя из понимания этих ценностей, строилась и программа воспитания кадет. Все основные традиции и обычаи базировались на воспитании в учениках чувства и долга перед Царем и Отечеством, православного начала. Поэтому, торжественной обстановке, чтобы подчеркнуть их значимость.

Многие события были посвящены историческим датам, чтобы пробудить в кадетах уважение к истории своей страны. Из стен корпуса вышла целая плеяда подлинных героев, талантливых военачальников, прекрасных офицеров. Среди них, как минимум, 117 Георгиевских кавалеров, 73 Героя Советского Союза, 3 Героя России.

XX век – век глобальных перемен, которые затронули и корпус. Одним из важных изменений было отлучение людей от церкви.

Нынешний Кадетский корпус перенял традиции, существовавшие в XIX веке, которые были связаны с празднованием знаменательных дат в истории России.

Существуют традиции, связанные с повседневной жизнью и бытом кадет. Одной из таких является разделение между всеми тех дополнительных благ, которыми обладает кадет. В случае утайки этих благ, отношение к кадету меняется – это считается позором.

Таким образом, можно сказать, что на формирование личности кадет полностью влияют исторические условия и изменения, происходящие в тот или иной период развития России.

Официальны традиции

Воспитанники корпуса XIX века неуклонно соблюдали традиции и обычаи этого учебного заведения. Неотъемлемой традицией воспитанников всех поколений было участие торжествах, посвященных празднованию событий, имевших общегосударственное значение, все важные даты в жизни Царской фамилии отмечались с особым торжеством.

Одной их самых важных и любимых традицией был Кадетский бал. Ни одно событие не вызывало такого восторга у воспитанников: бал открывался полонезом, и под звуки военного оркестра выступала первая пара: директор корпуса с женой.

Воспитанники корпуса неуклонно соблюдали традиции этого учебного заведения. Одим из знаменательных событий было празднование первых дней весны. В начале мая с оркестром и флагом воспитанники выступали в лагеря на праздник «Древонасаждений». Каждый сажал деревце и привешивал к нему дощечку с его фамилией, обозначая и дату посадки. Возглавлял это мероприятие сам директор или почетный гость. Далее следовало увеселительное мероприятие, сопровождаемое пиршеством на лоне природы.

Одним из ярких личностей творческого таланта является подполковник В. П. Парков, который посвятил свои произведения Омскому Кадетскому корпусу.

Гимн Омского Кадетского корпуса.

Память стен твоих нам хранит

Боль утрат и побед зенит.

Помнят Омск и седой Иртыш

Гром военный и мира тишь.

Омский корпус, твои сыны

Здесь взрослеют не для войны.

Если нагрянет на Руси беда,

Грудью встретят врага всегда!

В сорок первом пришла война,

Как один встала вся страна.

Снова скрестили с врагом мечи

В ней твои сыны – омичи.

Был подвергнут жесткий враг

Над землею развеян мрак.

Честь и слава сибиряка

В нашей памяти – на века.

Но редки были мира дня.

Гром Афгана и боль Чечни…

Не покинул свой ратный строй

Ни один сибиряк – герой.

Кадетский корпус – тебе хвала.

Славны питомцев твоих дела.

Всегда Россия им дорога.

Не дрогнув встретят они врага.

2000 год, декабрь.

Неотъемлемой традицией стало исполнение этого гимна в торжественных случаях.

Кадетский корпус ведет отчет своей истории с XIX века, поэтому на протяжении всего времени его существования многие традиции потеряли свою актуальность. Например, празднование, дат, связанных с событиями в Царской семе и религиозных праздников.

Неофициальные традиции

Помимо общеустановленных официальных традиций, в Кадетском корпусе имели место забавные, непрописные обычаи и обряды, разнообразившие жизнь воспитанников. Среди них отмечались «Похороны Единицы»: в 7классе каждый Жень на стене в классе выставляется большими цифрами число дней, остающихся до выпуска. Когда остается один день, в класс приноситься огромная единица, сделанная из досок. На нее наклеены рисунки (воспитателей, преподавателей, администрации корпуса), а также пишутся их любимые изречия.

7 класс, как уходящий из-под власти Единицы, держится в отношении ее независимо, весь же остальной корпус, остающийся под ее властью, приходит в седьмой класс для поклонения ей.

После уроков Единицу несут на Иртыш, где придают ее сожжению, а прах пускают по ветру. Провожает ее весь корпус, причем впереди всех идет «дьячок», причитающий по Единице, с боков несут соответствующие «регалии» (надетые на палках ноли, корни квадратные, плюсы, минусы), за Единицей непосредственно идет хор «плакальщиков».

Обычай сожжения Единицы в Сибирском кадетском древний.

Каждый выпускной класс составлял свою летопись, отображая на ее страницах яркие и интересные моменты их жизни, эта уникальная традиция вошла в нашу историю под названием «Звериада».

Все лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников, способствовали поддержанию кадетского долга, а обычаи и традиции, передаваемые по наследству, приносили разнообразие в суровую жизнь.

На сегодняшний день традиции эти традиции утрачены, хотя сохранилась традиция – передача дневников, содержащих записи о повседневной жизни юных офицеров, заметки о мероприятиях, стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле

«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

классный час "История создания кадетских корпусов"

·       Мероприятие имеет следующие цели:  -ознакомление с историей развития кадетского образования в России,  - освоение форм и приемов работы с различными типами истор...

Технология работы классного руководителя кадетского корпуса

Представлена модель системы работы классного руководителя по устранению неудовлетворительных оценок....

Классный час «История развития кадетских корпусов»

Класный час был посвящён зарождению кадетских корпусов в России. Цель классного часа способствовать развитию интереса к истории своей страны....

Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".

К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....

Символы Сибирского Кадетского Корпуса

Методическая разработка предназначена для воспитателй кадетских классов. Знакомит детей с символами и историей Сибирского Кадетского Корпуса....