отчет о работе методиста
материал

Валентина Павловна Новикова

отчет о работе методиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_metodista.docx43.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

о результатах инновационной деятельности

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

(итоговый отчет)

1.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время. Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным фактором эффективности организации внеурочной деятельности в условиях перехода на новый образовательный стандарт.

Сохранение дополнительного образования в общеобразовательном учреждении способствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, задачи интеграции основного и дополнительного образования.

Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования детей, имеет значительные возможности для решения задачи всестороннего развития личности во внеурочное время, так как имеет:

  • квалифицированный кадровый состав с широким спектром деятельности;
  • необходимую материально-техническую базу;
  • нетрадиционные подходы к организации и проведению процесса обучения;
  • разнообразие программ и имеющийся опыт их реализации.

Цель деятельности инновационной площадки – информационно - методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников.

Задачи деятельности инновационной площадки:

  1. Разработка, апробация и описание модели взаимодействия общего и дополнительного образования
  2. Создание общего программно-методического пространства  внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
  3. Предоставление МБОУ ресурсной базы в соответствии с современными нормами организации труда и обучения.
  4. Практическое обучение педагогов дополнительного образования:
  • Мастер-классы.
  • Семинары.
  • Открытые занятия.

Взаимодействие Центра детского творчества с общеобразовательными учреждениями осуществлялось на основе договоров о сотрудничестве и совместной образовательной деятельности. В соответствии с этими договорами работа инновационной площадки осуществлялась по следующим направлениям взаимодействия:

  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ дополнительного образования детей;
  • информационная поддержка одаренных детей;
  • консультирование по вопросам внеурочной деятельности;
  • анализ информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;
  • организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, мастер-классов для обмена профессиональным опытом педагогических работников, занятых во внеурочной деятельности младших школьников;
  • обеспечение потребителей образовательных услуг информационными материалами;
  • информирование общественности об услугах и результатах деятельности ресурсного центра через средства массовой информации и официальный сайт учреждения.

Для организации инновационной деятельности разработаны локальные акты, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС  начального общего образования:

  • Положение о ресурсном центре по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников.
  • Договор «О сотрудничестве и совместной образовательной деятельности».

В результате деятельности инновационной площадки разработаны и сформированы электронные и информационно-методические ресурсы для успешного развития общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, оказания практической методической помощи педагогам, занимающихся вопросами организации внеурочной деятельности младших школьников в процессе внедрения ФГОС второго поколения:

  • сформирован банк методических рекомендаций по внедрению в воспитательный процесс материалов внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
  • создан электронный банк данных внеурочной деятельности образовательных организаций;
  • создан каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов Интернета;
  • разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
  • разработан пакет диагностических материалов пo оценке сформированности УУД учащихся;
  • разработано «Психолого-педагогическое сопровождение процесса внеурочной деятельности младших школьников»;
  • оформлена программно-методическая документация педагогов, реализующих внеурочную деятельность;
  • оказывалась консультационная помощь (индивидуальная и групповая) педагогам образовательных организаций по вопросам организации внеурочной деятельности младших школьников в процессе внедрения ФГОС второго поколения.

На семинарах и мастер – классах в практику учебно-воспитательной работы осуществлялось внедрение современных образовательных технологий.

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

Творческий характер инновационной деятельности при организации внеурочной деятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования значительно повышает уровень педагогического мастерства и профессиональную культуру педагогов и, как следствие, повышает доступность и качество образования. 

Мотивационно и методически готовые к инновационной деятельности педагоги  активно включались в эффективные формы методического обучения. Проведение совместных семинаров, мастер-классов по актуальным направлениям организации внеурочной деятельности младших школьников позволило осуществить полноценную методическую поддержку педагогов, активизировать общение педагогов между собой, расширить опыт совместной работы.

Используя информационные, интеллектуальные, материально-технические ресурсы МБОУДО ЦДТ, на базе инновационной площадки провели:

Год

Семинары-практикумы

Мастер-классы

2013-14

2

5

2014-15

3

9

2015-16

3

11

•        приняли участие в работе районного методического объединения учителей музыки, учителей технологии, учителей ИЗО и МХК.

Постоянная связь педагогов с коллегами помогла решить многие профессиональные вопросы.

По результатам мониторинга по изучению удовлетворенности педагогов  информационно-методическим обеспечением внеурочной деятельности  было выявлено, что деятельность ресурсного центра обеспечивает согласованность основных направлений и приоритетов при организации внеурочной деятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования:

  • 79 % педагогов отмечают высокий уровень оказания персональной методической помощи в построении индивидуальной образовательной траектории профессионального роста;
  • 89% педагогов повысили уровень теоретических знаний и практических умений;
  • 93% отметили повышение уровня мотивации к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

Творческая группа, работающая на инновационной площадке по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников, включена в состав участников:

  • регионального исследования по разработке подходов к организации внеурочной деятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования «Проблемы проектирования программ, планирования внеурочной воспитательной деятельности на основе модели дополнительного образования»;
  • межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания»;
  • региональной инновационной площадки «Моделирование персонифицированной системы воспитания».

Базовый коллектив готовит практические разработки для участия межрегиональных и региональных веб-форумах и апробирует их, участвует в межрегиональной экспертизе практических разработок «Проектирование ПСВ ребенка и процесса ее развития».

«Ресурсный центр как форма диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах» статья в сборнике «Психолого-педагогическое изучение воспитанности учащегося и качества воспитательной среды в контексте компетентностного подхода».

Приняли участие в работе:

  1. Регионального круглого стола «Интеграция  общего и дополнительного образования как фактор создания оптимальной модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»:
  2. Проект «Модель взаимодействия общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСПрезентация образовательной программы внеурочной деятельности «Волшебство из бумаги»
  3. Районной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое изучение воспитанности учащегося и качества воспитательной среды в контексте компетентностного подхода»  в секции «Информационные технологии как средство психолого-педагогического изучения воспитанности учащегося и качества воспитательной среды»:
  4. с докладом «Ресурсный центр как форма диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах» - открытый урок «Волшебство из бумаги. Введение в программу» - Участвовали в подготовке, организации и проведении выездного заседания коллегии Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи.
  5. В рамках заседания районного методического объединения учителей музыки провели семинар на тему «Создание рабочей программы внеурочной деятельности общекультурного направления»
  6. Выступили на заседании РМО учителей ИЗО и МХК по теме «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов»
  7. В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования выбрана модель дополнительного образования.

Взаимодействие общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности реализовывалось двумя способами:

-Реальное взаимодействие нескольких образовательных организаций.

-Виртуальное сетевое взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.

Алгоритм реализации информационно-методического обеспечения внеурочной деятельности младших школьников включал следующие этапы:

Первый этап – организационный

Цель: регламентация деятельности общеобразовательных организаций Ярцевского района по вопросам организации внеурочной деятельности младших школьников.

  • Изучили возможности внедрения в практику материалов ФГОС.
  • Разработали положение о ресурсном центре по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников
  • Создали творческую группу педагогов по изучению проблемы и наработке первичных материалов.
  • Разработали модели взаимодействия в рамках проекта.

Второй этап – внедренческий

Цель: организационно-педагогическая, информационно-методическая поддержка деятельности педагогов

  • Разработали  план деятельности инновационной площадки.
  • Разработали проект «Модель взаимодействия общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС».
  • Организовали обучающие мероприятия для педагогов.
  • Разработали методическое обеспечение модели сетевого взаимодействия для организации внеурочной деятельности младших школьников.
  • Апробировали модель сетевого взаимодействия при организации внеурочной деятельности младших школьников, разработанной в рамках проекта.

Третий этап – аналитический

Цель: анализ функционирования созданной модели сетевого взаимодействия и определение перспектив дальнейшего развития ресурсного центра.

  • Осуществлялось внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность, информационного сопровождения педагогов образовательных организаций в области воспитательной, методической деятельности, обеспечения их потребности в информационном обслуживании.
  • Проанализировали и описали найденные формы работы инновационной площадки.
  • Спроектировали перспективы, пути и способы дальнейшего развития ресурсного центра по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников.
  • Обобщенные материалы опыта работы ресурсного центра по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников презентовали перед педагогами образовательных учреждений города Ярцево.

Управление инновационными преобразованиями в рамках проекта осуществлялось на основе следующих основных механизмов:

  • формирование согласованных подходов общеобразовательных организаций и ресурсов «Центра детского творчества» по вопросам организации внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования;
  • создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;
  • реализация эффективных образовательных программ дополнительного образования детей.

Электронная почта МБОУДО ЦДТ позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку педагогов, а также дает существенные преимущества в оперативности передачи сообщений, активизирует общение педагогов между собой, расширяет опыт совместной работы. Используя информационно-коммуникативные технологии, педагоги являются активными участниками профессиональных Интернет-сообществ, инновационной площадкой организован обмен опытом с коллегами из других регионов, получение профессиональных консультаций по содержанию внеурочной деятельности у зав. кафедрой теории и методики воспитания ПОИПКРО Е.Н. Степанова.

  1. Выводы

Считаем, что во время инновационной деятельности по проекту «Модель  взаимодействия общего  и  дополнительного образования  при  организации  внеурочной  деятельности  в  рамках  реализации  ФГОС», целью которого являлась информационно - методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников, позволила внедрить в практику начального общего образования наработанный положительный опыт работы «Центра детского творчества».

Созданы условия по организации информационно-методического сопровождения внеурочной  деятельности учащихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования.

Сформирована методическая компетентность педагогов, реализующих внеурочную деятельность  в рамках реализации ФГОС НОО.

Инновационная деятельность обеспечила возможность гибкого опережающего реагирования педагогического коллектива «Центра детского творчества»  на возникающие социальные вызовы.

Проведя анализ найденных форм работы, мы пришли к выводу, что в результате деятельности инновационной площадки выстроилась модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты, обеспечивающие объединение их образовательных ресурсов:

  1. проект и модель взаимодействия создали гибкую систему, объединяющую образовательные ресурсы школы и ЦДТ для организации внеурочной деятельности в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. применение специфических методов, приёмов обучения и воспитания, обстановки непринуждённости, сложившейся в системе дополнительного образования, положительно отражается на процессе организации внеурочной деятельности;
  3. разнообразие программ и имеющийся опыт их реализации в учреждении дополнительного образования детей могут составить основу любого направления внеурочной деятельности.

Деятельность инновационной площадки вызывала интерес педагогов.

  1. Предложения по развитию инновационной деятельности

Педагогический коллектив «Центра детского творчества» обладает достаточным потенциалом для продолжения работы.

С учетом анализа результатов деятельности инновационной площадки и возможной ситуации развития ресурсного центра выдвигаем следующие перспективы:

  • расширять социальное партнерство по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС;
  • продолжить организацию взаимодействия ресурсного центра с муниципальными бюджетными общеобразовательными организациями по реализации федерального государственного образовательного стандарта в части организации внеурочной деятельности;
  • продолжить презентацию опыта «Центра детского творчества» по использованию в практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровье сберегающие технологии в работе методиста, учителя

обобщение опыта работы по здоровье сберегающим технологиям. как минимально снизить колличество травм на уроке.  как спользовать принцып "не навреди". всё это за долгие годы работы, выведено опытн...

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

Основные направления работы методиста

Работа раскрывает основные направления работы методиста. затронуты следующие вопросы: ктто такой методист; основные цели и задачи работы методиста; формы работы и примерный перечень содержания папки м...

Циклограмма работы методиста по УВР Центра внешкольной работы на 2014-2015 уч. г.

Данный материал предназначен для методистов доп.образования....

план работы методиста в кадровой работе

Работа методиста по направлению КАДРЫ...