" Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А"
статья

Минзюк Наталья Владимировна

В данной статье приводятся  рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание  педагогической  работы  по  развитию  мелкой моторики  в  группах раннего  возраста по методике Янушко Е.А.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук подразделяются на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам относятся:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, паззлы, пирамиды, волчок и т.д;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, рисование карандашом, красками, кистями;
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Нетрадиционные формы работы следующие:

- Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой;

- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, тестом, песком, водой, рисование мелками, углём, нетрадиционные техники рисования.

Известный педагог, автор методик по обучению и воспитанию детей,  Е.А. Янушко разработала специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

- хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);

- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек —пирамид, матрешек и др.;

- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

- движения кистей и пальцев рук.

Янушко Е.А. предлагает  игры – самомассажи  для детей раннего возраста: «Крутись карандаш» с использованием карандаша, «Не боюсь колючек» - бигуди липучки, «Непослушные шарики» - небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.).

Так же Е.А. Янушко предлагает методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста при обучении играм с различными предметами и материалами.

Материалы: предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения: показ действий, действия руками ребенка, поэтапная словесная инструкция.

Организация занятий. Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

1) не допускать переутомления детей — сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;

2) уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

3) обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;

4) занятия проводить в свободное время индивидуально или
с небольшой группой детей.

Порядок работы. Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок. Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

Помощь. Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, нужно помочь малышу: еще раз показать ему, как нужно выполнять то или иное действие, или взять его руки в свои и выполнить действие совместно.

Необходимо соблюдать меры предосторожности. Во время занятия надо не позволять детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет положительное влияние на развитие речи ребенка. Именно поэтому логопеды уделяют особое значение работе в этом направлении.В данном материале представлены игр...

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....