Статья «Пути повышения образовательных результатов в школе с низкими результатами обучения»
статья

Сураева Мария Николаевна

 

Статья в книге "Современные технологии достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных,предметных) в школах с низкими образовательными результатами и школах,функционирующих в сложных социальных условиях (материалы межрегионального семинара)" г. Улан - Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2018 г.

Аннотация

Статья  «Пути повышения образовательных результатов в школе  с низкими результатами обучения» раскрывает педагогическую деятельность учителей МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73», которая может быть использована в практической работе участниками образовательного процесса. В данной работе актуализировано изучение влияющих факторов, а также  возможности улучшения результативности обучения в школах с низкими образовательными результатами.

Данная  работа представляет собой комплекс предложений по внедрению в практику эффективных методов повышения качества образования, который разработан на основе практического опыта педагогов нашей школы.

Статья  позволит педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса. Тема педагогического исследования отражает актуальные аспекты педагогической и управленческой деятельности в вопросе повышения качества образовательных результатов.

Основу составляет ориентация на динамику и результат. Именно накопление в режиме организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения комплекса показателей, объективных, понятных и прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволяет учителю эффективно оценивать свою деятельность.

Ключевые слова:  качество образования, школы с НОР, учебно-воспитательный процесс.

Соавторство (директор, зам. директора по ВР)

Сураева М.Н. ,

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ «Горхонская СОШ № 73»

 п. Горхон, Заиграевский район, РБ.

  E-mail: gsosh73@mail.ru

 

Максимова Н.П.

 директор

МБОУ «Горхонская СОШ № 73»

 п. Горхон, Заиграевский район, РБ.

  E-mail: gsosh73@mail.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья. Доклад38.52 КБ
Файл презентация к статье2.9 МБ

Предварительный просмотр:

 «Пути повышения образовательных результатов в школе  с низкими результатами обучения»

Сураева М.Н. ,

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ «Горхонская СОШ № 73»

 п. Горхон, Заиграевский район, РБ.

  E-mail: gsosh73@mail.ru

Максимова Н.П.

 директор

МБОУ «Горхонская СОШ № 73»

 п. Горхон, Заиграевский район, РБ.

  E-mail: gsosh73@mail.ru

Аннотация

Статья  «Пути повышения образовательных результатов в школе  с низкими результатами обучения» раскрывает педагогическую деятельность учителей МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73», которая может быть использована в практической работе участниками образовательного процесса. В данной работе актуализировано изучение влияющих факторов, а также  возможности улучшения результативности обучения в школах с низкими образовательными результатами.

Данная  работа представляет собой комплекс предложений по внедрению в практику эффективных методов повышения качества образования, который разработан на основе практического опыта педагогов нашей школы.

Статья  позволит педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса. Тема педагогического исследования отражает актуальные аспекты педагогической и управленческой деятельности в вопросе повышения качества образовательных результатов.

Основу составляет ориентация на динамику и результат. Именно накопление в режиме организации внутришкольной системы оценивания образовательных результатов и контроля качества обучения комплекса показателей, объективных, понятных и прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволяет учителю эффективно оценивать свою деятельность.

Ключевые слова:  качество образования, школы с НОР, учебно-воспитательный процесс.

 «Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

Исследования показывают, что низкие результаты образования во многом определяются проблемным социальным контекстом, в котором находится школа.  В таких школах, как правило, учатся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющие трудности в обучении и социальной адаптации, из наименее благополучных слоев; чаще всего это школы с большим количеством школьников, обучающихся по адаптированным программам, невысоким уровнем кадрового потенциала, слабой материально-технической базой. Школа, которую я представляю,  в 2017 году занимает место в ряде школ с низкими образовательными результатами.                                        В 20017-2018 учебном году в  МБОУ «Горхонская СОШ № 73»  обучалось  176 учащихся,  из  них  95  девочек,  81  мальчик.   1  ступень  - 86  учащихся,  2  ступень – 82  учащихся,  3  ступень – 8  учащихся. Успешно окончили учебный год     173  учащихся. Отличников – 16 учащихся, на «4» и «5» учатся 57 учащихся, 3 учащихся оставлены на повторный год обучения, качество обученности – 41 %, успеваемость 98,3 %.

По окончанию 9 класса выдан один аттестат особого образца. В 11 классе выпускница получила золотую медаль и аттестат особого образца «За особые успехи в обучении»

   Деятельность  школы  направлена  на:

  • повышение   педагогического  мастерства  учителей,  
  • активизацию  работы  по  программе  «одаренные  дети», дети «группы риска»
  • усиление работы  педагогического  коллектива  со  слабоуспевающими  учащимися,  
  • усиление работы  педагогического  коллектива  с детьми,  систематически  пропускающими  занятия;  
  • на  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,  
  • работу для  создания  основы  реализации  интеллектуального  и  творческого  потенциала  учащихся.

 Для достижения качественного роста образовательных результатов коллектив школы на педагогическом совете  разработали рекомендации  выхода школы из НОР.

 Так, в течение учебного года в школе согласно данным рекомендациям реализовали систему внутришкольной оценки качества образования (зачетные недели, элективные курсы по подготовке к ГИА по математике и русскому языку,   индивидуальные консультации, работа предметных центров по повышению качества образования, система диагностических работ, организация и проведение пробных экзаменов и др.).   Мероприятия, проводимые в школе позволяют сконцентрировать усилия коллектива на достижении положительных результатов, высоких ожиданий в отношении учащихся и высоких требований  к результатам. Организация образовательной деятельности направлена на повышение мотивации к изучению учебных предметов, формирование исследовательских и проектных умений школьников (предметные недели, проектные недели «Шаг в будущее», «Школа поиска и открытий», интеллектуальные марафоны и  др.). Педагогическая поддержка и сопровождение предполагает сопровождение учебной деятельности каждого ребенка, создание индивидуальных образовательных маршрутов, систему работы социально-психологической службы школы (консультативная, диагностическая и коррекционная работа, психопрофилактика).

В нашей школе педагогический коллектив по предметно разделён на методические объединения («Начало», «МиФ», «Поиск», «Стиль», «Контакт»),  для решения конкретных проблем преподавания, что позволяет создавать условия для того, чтобы педагоги учились друг у друга и находили эффективные решения профессиональных затруднений.  Формами организации совместной методической деятельности является работа по решению проблем в технологии «исследование урока», открытые уроки и мастер-классы в рамках методических недель.  Педагоги школы постоянно посещают районные, республиканские семинары, участвуют в вебинарах, проводят открытые уроки по обмену опытом, повышают квалификацию и профессиональную переподготовку. В течение года, по итогам четверти каждый педагог заполняет карту профессионального роста, где можно проследить его работу: динамика успеваемости качества образования, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, олимпиадах, научно-практических конференциях, награды за достижения и т.д. Сказывается ли это на качестве образования?

 По итогам проведённой работы в период 2017 года можно отметить, что образовательное учреждение значительно улучшило результаты обученности школьников, результаты ОГЭ и ЕГЭ.

В целях эффективной подготовки обучающихся к экзаменам в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающихся с различными специалистами, в число которых входят работники администрации школы, учителя - предметники, педагог-психолог, инспектор ПДН, педиатр Горхонской врачебной амбулатории. Все вышеперечисленные специалисты помогают решить немаловажные вопросы снятия тревожности и нервозности у обучающихся, помогают достичь психологического комфорта обучающихся. В течение прошлого учебного года педагогический коллектив школы принял решение проводить открытые уроки для родителей выпускных классов, так как все убеждены, что совместное сотрудничество родительского и педагогического коллективов способствует успешности обучающихся и повышает качество их знаний. Следующей формой взаимодействия с родителями является разработка и распространение памяток и буклетов. Психологом школы были разработаны следующие памятки и буклеты: «Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ОГЭ и ЕГЭ.  Советы родителям», памятка «Психологическое  сопровождение ОГЭ и ЕГЭ», которые представляют собой наглядную иллюстрированную информационную подборку необходимых сведений для успешной сдачи экзаменов. Главной задачей педагогов остается проведение содержательных и интересных мероприятий для родителей в формах, позволяющих им стать активными участниками встречи.  

Проанализировав результаты обучения сделали вывод, что низкие результаты обученности в основном у детей «группы риска», детей находящихся в трудной жизненной ситуации, дети с ЗПР.  Мы не делим их на категории, школьные дела – они для всех. И все-таки есть ребята, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении мы считаем профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство учебных и  воспитательных воздействий.

Внеурочная деятельность в школе рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Главная цель школы -  организация наиболее эффективной занятости учащихся. Для этого педагогический коллектив выявляет у каждого ученика интересы, склонности, мотивации. Ключевым моментом является подбор методов для того, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к участию во внеурочной деятельности (кружки, студии, секции). Учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности  привлекаем к предметным кружкам например: «Школьный краеведческий музей» - предметы история и обществознание, «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол» – физическая культура, «Скорочтение» - литература, туристический клуб «Барс» - география  и другие. Занятия в данных кружках позволяют учащимся развивать кругозор, речь, становятся более раскрепощенными, проявляют самостоятельность, вовлекаются  в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они  учатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Данная статья представляет собой работу школы в поиске путей совершенствования образовательного процесса выхода из числа школ с низкими образовательными результатами (НОР). Актуальные  аспекты педагогической деятельности нацелены на разработку механизмов учебно – воспитательной деятельности  и обеспечение  эффективности измеряемых улучшений в качестве обучения. В основе рекомендаций заложен принцип ориентации на динамику и результат. Оценка  продуктивности  осуществляется на основе самоанализа педагогической деятельности школы. Методически грамотно обеспеченная педагогическая деятельность позволяет повысить качество образования и эффективность методической работы в образовательном учреждении.

Литература:

 1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира [Электронный ресурс] / М. Барбер, М. Муршед // McKinsey&Company. June 2007. Перевод публикуется в редакции «МакКинзи».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пути повышения образовательных результатов в школе с низкими результатами обучения » « Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Р.Кипли 2018 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»

Слайд 2

Повышение качества образовательного процесса по следующим показателям: повышение показателя обученности по образовательным областям; повышение результатов ЕГЭ; увеличение количества участников проектно-исследовательской деятельности; конкурса различных уровней; увеличение количества участников олимпиад и конкурсов различных уровней; увеличение количества проектов – призёров п овышение уровня содержания и разнообразия портфолио достижений учащихся.

Слайд 3

В 2017-2018 учебном году в МБОУ « Горхонская СОШ № 73» обучалось 176 учащихся, из них 95 девочек, 81 мальчик. 1 ступень - 86 учащихся, 2 ступень – 82 учащихся, 3 ступень – 8 учащихся. Успешно окончили учебный год 173 учащихся. 2016 - 2017 г. 2017 – 2018 г. Динамика качество 40,6% 41% + 0,4 успеваемость 98% 98,3% + 0,3 отличники 15 16 +1 хорошисты 56 57 +1 оставлены на повторный год обучения 2 3 - 1

Слайд 4

2017 г. 2018 г. математика русский язык математика русский язык ОГЭ качество средний балл успеваемость качество средний балл успеваемость качество средний балл успеваемость качество средний балл успеваемость 15 3,2 100 46 3,5 92 50 3,5 100 92 4,3 100 ЕГЭ Базовый уровень Профильный уровень 58 Базовый уровень Профильный уровень 89,6 3,3 21,7 4,3 41,5 Итоги государственной итоговой аттестации учащихся: По итогам ОГЭ в 2017 г. не сдали 2 учащихся (русский язык, литература). В 2018 г. не сдал 1 учащийся (обществознание). По итогам ЕГЭ:- 2017 г. - 1 учащийся не получил аттестат. По итогам ЕГЭ – 2018 год – среди школ Заиграевского района наша школа занимает: первое место по русскому языку; третье место по обществознанию; шестое место по математике (профильный уровень)

Слайд 5

Для достижения качественного роста образовательных результатов коллектив школы на педагогическом совете разработал программу выхода школы из НОР, в которой разработали следующие рекомендации: зачетные недели, элективные курсы по подготовке к ГИА по математике и русскому языку , индивидуальные консультации, работа предметных центров по повышению качества образования, система диагностических работ, организация и проведение пробных экзаменов о ткрытые уроки для родителей и учащихся - психологическая помощь учащимся и родителям

Слайд 6

В нашей школе педагогический коллектив по предметно разделён на методические объединения («Начало», « МиФ », «Поиск», «Стиль», «Контакт»), для решения конкретных проблем преподавания, что позволяет создавать условия для того, чтобы педагоги учились друг у друга и находили эффективные решения профессиональных затруднений. Формами организации совместной методической деятельности является работа по решению проблем в технологии «исследование урока», открытые уроки и мастер-классы в рамках методических недель. Педагоги школы постоянно посещают районные, республиканские семинары, участвуют в вебинарах , проводят открытые уроки по обмену опытом, повышают квалификацию и профессиональную переподготовку. В течение года, по итогам четверти каждый педагог заполняет карту профессионального роста, где можно проследить его работу: динамика успеваемости качества образования, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, олимпиадах, научно-практических конференциях, награды за достижения и т.д

Слайд 7

Проанализировав результаты обучения сделали вывод, что низкие результаты обученности в основном у детей «группы риска», детей находящихся в трудной жизненной ситуации, дети с ЗПР. Поэтому единство учебных и воспитательных воздействий необходимо. Учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности привлекаем к предметным неделям, кружкам, секциям, студиям, музейной деятельности, волонтёрскому движению и т.д. По итогам 2016-2017 г и. 2017 – 2018 учебного года мы наблюдаем положительную динамику.

Слайд 8

Военно-строевой смотр п. Заиграево ВПК «Виктория» ВПК «Виктория» - возложение венка к мемориалу «75 лет со дня битвы под Сталинградом»

Слайд 9

Военно-патриотическая игра «Зарница», вахта памяти День обеды.

Слайд 10

Школьный историко-краеведческий музей

Слайд 11

Проектная деятельность, интеллектуальные мероприятия

Слайд 12

Мероприятия, праздники, экологическая тропа, волонтёры.

Слайд 13

Хочу завершить свое выступление прекрасными словами Ш. Амонашвили . «Учитель , будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии".

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Сертификат участника «Психолого-педагогическое сопровождение школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Сертификат участника «Психолого-педагогическое сопровождение школ с низкими результатами обучения и/или  школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»...

Семинар для образовательных организаций, имеющих стабильно низкие и стабильно высокие образовательные результаты за 2019-2020 учебный год

Выступление на Семинаре для образовательных организаций, имеющих стабильно низкие и стабильно высокие образовательные результаты за 2019-2020 учебный год...

Презентация: Выступление на РМО Результаты, анализ и пути решения низкого качества обученности выпускников школы по математике в 2020-2021 учебном году

В выступлении озвучены результаты краевой диагностической работы для учащихся выпускного класса школы. Показан процент неуспешности выполнения работы. Озвучены наиболее проблемные темы курса математик...

Доклад "Развитие читательской грамотности у обучащихсяс низкими результатами обучения"

Доклад ""Развитие читательской грамотности у обучающихся с низкими результатами в обучении" подготовлен и озвучен на муниципальном совещании по теме "Формирование и оценка функцион...

Аспект модернизации профессиональной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих низкие результаты обучения

Статья раскрывает механизмы реализации информационных технологий в образовательных учреждениях. Подчёркивает актуальность внедрения модели, предусматриваемой профессиональный рост учителя в образовате...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Формирование современной образовательной средыПродукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий Транслирование опыта профессиональной деятельности пе...