Выступление на методическом объединении "Актуальность стимулирования технического творчества подростков", сентябрь 2017г.
методическая разработка

Кулавский Иван Владимирович

Выступление на методическом объединении "Актуальность стимулирования технического творчества подростков", сентябрь 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях стремительно обновляющейся и расширяющейся техно-сферы общества растет внимание к проблемам повышения качества  подготовки учащихся. На одно из первых мест в системе образовании выходит задача подготовки учащихся к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд направлен на развитие подростка и совершенствование или создание новых, оригинальных материальных, интеллектуальных и духовных благ, поиск новых решений и путей достижения целей. Это зависимость от желания подростка  заниматься творчеством, большая рискованность, зависимость от творческих способностей подростка, возможность заниматься творчеством за пределами учебного места.

В своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «...российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития» [9].

Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Педагогический энциклопедический словарь определяет техническое творчество как «вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.» [2, с. 289]

Обеспечивая качественную подготовку, требования к которой закреплены в нормативных документах системы общего среднего образования, способность учащихся к техническому творчеству является еще и устойчивым фактором, способствующим развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, формированию их осознанного профессионального выбора. На это, в частности, акцентирует Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». О необходимости подготовки учащихся к творческому решению технических задач говорится в нормативных документах системы образования, ФГОС среднего общего образования, государственных целевых программах: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральная целевая программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» и др. [3, 4, 5, 6, 8, 10, 11]. Ряд нормативных документов принят и на региональном уровне, например, в Республике Мордовия [7].

В соответствии с данными документами, ориентация на техническое творчество должна стать одной из ключевых направлений в деятельности общеобразовательных организаций. В то же время возрастные и психологические особенности учащихся требуют систематического и целенаправленного педагогического стимулирования технического творчества. Осуществление эффективного педагогического стимулирования требует поиска, разработки и обоснования корректных подходов, методик, технологий, способов и приемов, накопленных современной педагогической наукой и образовательной практикой.


Список использованных источников

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» / [Электронный ресурс]. – https://dogm.mos.ru/upload/iblock/a5b/rp_rf_1726_04_09_2014_r14.pdf (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» / [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru/70836882/ (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  5. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» / [Электронный ресурс]. – http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4085&q (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  7. Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 - 2025 годы» / [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/422402054 (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» / [Электронный ресурс]. – http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  9. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. / [Электронный ресурс]. – http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.14 № 295 «Об утверждении  государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» / [Электронный ресурс]. – http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.14 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» / [Электронный ресурс]. – http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349926&rdk=&link_id=3&intelsearch=%D3%EA%E0%E7+460+%CE+%ED%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%EE%E9+%F1%F2%F0%E0%F2%E5%E3%E8%E8++ (дата обращения: 15.12.2016 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по техническому творчеству для обучающихся в области информатики «Тайны планеты «Мир презентаций»»

Цель: подведение итогов работы объединения за год Задачи:   стимулирование и поощрение творчества воспитанников, мотивация на участие в конкурсах и поиск познавательной информации...

Методическая разработка "Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей"

В  данной методической разработке показывается, как организовать интересный и развивающий досуг, организовать предметную деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы учит...

подготовка к контрольной работе 1. 10 класс сентябрь 2017г

знать:1. исследование функции на етность2. уметь находить область определения функции. решать неравенства методом интервалов3. строить график функции. по графику определять свойстванаходить обратную ф...

Выступление на методической конференции «Наше светлое завтра» 2017г.

Выступление на методической конференции «Наше светлое завтра»...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Выступление на методическом семинаре 22.03.2017г.

Выступление на методическом семинаре  22.03.2017г....

Методические рекомендации для педагогического состава по стимулированию позитивного самоотношения подростков в контексте информационной социализации

Кем быть современному подростку и как поддержать формирование положительной идентичности в эпоху информационных технологий....