Познавательная беседа с элементами тренинга " Основные правила вежливости"
методическая разработка

Иванова Нина Сергеевна

Беседа проводится в рамках программы "Нравственные основы". Основная цель занятия: воспитание культурного вежливого чеовека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_pravila_vezhlivosti.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

Беседа с элементами тренинга

«Основные правила вежливости»

Подготовила и провела: воспитатель Иванова Н.С.

Март 2019

Цель: воспитание культурного вежливого человека.

Задачи:

  1. Дать детям понятие «вежливость», «культура поведения».
  2. Определить совместно с детьми основные правила вежливости.
  3. Развивать у детей умение работать в группах, решая совместные упражнения.
  4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: карточки к упражнениям.

Время проведения: 40 мин.

Состав участников: воспитанники группы «Орбита».

I.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие.  Мы будем знакомится с правилами вежливости. Кто их уже знает, тот повторит.

II. Основная часть.

 - Наше занятие я хочу начать с притчи «О вежливости».

Притча «О вежливости»

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. 
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

-  А вы, ребята, согласны с кроликом. (ответы детей)

- А для чего нужна вежливость человеку? (ответы детей)

Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

 - Именно поэтому кролику пришлось бежать из норы змеи, так как он зашел на территорию с другими обычаями и традициями, ведь змея и кролик два совершенно разных «народа» со своей культурой.

 - Ребята, а какой человек приятен в общении: воспитанный, культурный или грубит? (ответы детей)

 - Хорошо воспитанный, культурный человек, владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

 Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях.

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре определенные слова

-Ребята, какие вежливые слова в речи мы употребляем?

(  «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.).

Игра «Вежливые слова».

- Я предлагаю вам, ребята, разделиться на две команды. Сейчас по моей команде вы постараетесь написать в столбик на листе  как можно больше вежливых слов, используемых культурным человеком.

Дети работают в группах. По окончании зачитываются работы детей.

- А сейчас мы вернемся в далекую историю происхождения правил вежливости.

Из истории происхождения правил вежливости.

Мы можем многого не знать, но о вежливости знает каждый из нас.

Всем известно слово здравствуйте, которое выражает пожелание здоровья.

В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения

Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо».

Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).

Вежливый чех ставит себе в непременную обязанность назваться вашим покорным слугой. Он обыкновенно прощается так: «Доброй ночи желает ваш покорнейший слуга!». «Целую вашу руку!» - восклицает австриец и даже целует подол платья тому, к кому он питает особое уважение. В кругах польской аристократии можно было слышать вопрос: «Счастливы ли вы?». Турок при встрече грациозным движением прикладывает руку сперва к сердцу, потом ко лбу в знак искреннего расположения. Иначе приветствует англичанин. В приступе вежливости и благосклонности он схватывает вашу руку, как в железные тиски, и так сильно её трясёт, как будто желает оторвать. Причём и женщины, и мужчины получают одинаковое приветствие, а физиономия у того, кто приветствует, остаётся бесстрастною. Так же серьёзен житель скандинавских стран, он постоянно задумчив, и при встрече с ним не надо пугаться, когда он допытывается: «О чем вы думаете?». «Хорошо ли живёте?» - восклицает датчанин, между тем как голландский гуляка, кланяясь, быстро задаёт вам вопрос: «Куда вы идёте?».

А теперь перенесёмся в другие страны света. Жители Японии кланяются, снимая с ног туфли, приближаясь друг к другу с босыми ногами. Они выказывают уважение обнажением ног, так же точно, как и мы, обнажает голову. В Китае встречающиеся берут друг друга за руки, прикладывают их к сердцу и низко склоняют головы. Когда же двое знакомых китайцев встречаются после долгой разлуки, они падают на колени. Или спрашивают: «В порядке ли ваш желудок?». Если бы какому-либо китайцувздумалось поклониться по европейскому обычаю, он получил бы пятьдесят ударов бамбуковой палкой по распоряжению мандарина. Если европейцы обнажением головы выражают своё уважение, то представители некоторых восточных народов выражают этим своё презрение.

В Гималаях мужчины имеют обыкновение при встрече поворачиваться друг к другу спиною, между тем как индусы хватают друг друга за бороды. Большая часть островитян Тихого океана имеют привычку при встрече тереться носами. Этот обычай существует также у некоторых северных народов, а уроженцы группы Тонгских островов нежно прижимают нос ко лбу приветствуемого.

Пренебрежением эстетических чувств кажется нам свойство поклона жителей острова св. Лаврентия в Тихом океане. Если тамошние жители выражают своё особое уважение и расположение, то плюют себе на ладони и натирают друг другу лица. Можно вообразить, что должен ощущать деликатный европеец, который сделается жертвой такой вежливости. Также не особенно должно быть приятно, когда представители другой национальности встретившемуся товарищу дуют в уши и при этом добродушно потирают друг у друга живот. В Ламузеке обитатели хватают руку приветствуемого и нежно проводят ею по своему лицу. Высшим изъявлением уважения считается, когда кидаются при встрече на землю и ногой приятеля легонько дотрагиваются до своего лица. Честь это выпадает на долю преимущественно начальников и священнослужителей. Африканские негры, приветствуя, хватают большой палец или все пальцы и жмут их до хруста, чем и выражают искренность чувств. В Египте, климат которого требует, чтобы человек сильно и правильно потел, при встрече спрашивают с участием: «Как вы потеете?». Не задать такой вопрос – значит выразить недостаток расположения. На Сокотре (остров у Восточной Африки) встречающиеся целуют друг друга в плечо, а на Онце ложатся на землю. В Северной Америке, где высока смертность детей, молодые женщины, встречаясь, сочувственно спрашивают: «Здорово ли ваше беби?»

Вполне вероятно, что многие из этих приветствий устарели, исчезли. Что ж, тем любопытнее было узнать о них.

Групповое задание.

 - А сейчас я предлагаю поработать снова в группах.

 Задание: записать по 10 правил вежливого поведения.

В итоге упражнения необходимо подвести детей к формулированию следующих основных правил вежливости.

Основные правила вежливости:

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.
  8. Не отвечать грубостью на грубость.

Упражнение «Рассуди, подумай»

На листках записаны  «вежливые слова». Дети должны напротив каждого слова записать ситуацию, когда оно используется. Ситуацию записать одним словом. Например: «Здравствуйте!»  - приветствие.

Упражнение с элементами тренинга «Ситуация: разговор по телефону»

 - Сейчас я предлагаю вам одно упражнение, которое вам, ребята, всегда пригодится в жизни. Мы составим правила телефонного разговора и затем разыграем его, максимально приблизив к жизни.

- «Алло!»

-Приветствие.

- Представление, объяснение цели звонка (разговора).

- Благодарность.

 - Прощание.

III. Заключительная часть.

 - Подведя итог нашей работы вы можете ответить на вопрос: какого человека мы назовем культурным?

- Для чего нужна вежливость человеку?

Рефлексия.

 - А сейчас я предлагаю каждому из вас кратко продолжить начатые предложения (детям раздаются листки с началом предложений)

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

Спасибо за занятие

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ...

  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

Здравствуйте                                          Приветствие 

Спасибо          Прощание 

До свидания        Просьба 

Прошу вас         Извинение 

Простите

Здравствуйте                                          Приветствие 

Спасибо          Прощание 

До свидания        Просьба 

Прошу вас         Извинение 

Простите

Здравствуйте                                          Приветствие 

Спасибо          Прощание 

До свидания        Просьба 

Прошу вас         Извинение 

Простите           Благодарност

Здравствуйте                                          

Спасибо          

До свидания        

Прошу вас        

Простите      

  Здравствуйте                                          

Спасибо          

До свидания        

Прошу вас        

Простите          

   Здравствуйте                                          

Спасибо          

До свидания        

Прошу вас        

Простите          

Здравствуйте                                          

Спасибо          

До свидания        

Прошу вас        

Простите          

- «Алло!»

-Приветствие.

- Представление, объяснение цели звонка (разговора).

- Благодарность.

- Прощание.

Основные правила вежливости:

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.
  8. Не отвечать грубостью на грубость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная беседа с элементами тренинга "Я и другие"

Это второе занятие по толерантности. Основная цель : научить навыкам толерантности.Вспоминается понятие толерантности, которое изучили на предыдущем  классном часу. Проводяться игры " Мы с тобой ...

Познавательная беседа с элементами игры На тему «История Свердловской области»

Цель:             Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Екатеринбурга.Актуализировать и развить знания детей о достиж...

Авторская разработка "Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»

Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренингаЦели и задачи:1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек3. Ориентиро...

Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия"

Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство...

Беседа с элементами тренинга "Сила слова или яд сквернословия"

Цель: §  формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:  §  Расширить знания детей о вредных привычках. §  Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.§...

Беседа с элементами тренинга "Жить или курить"

Цель этого занятия заключается в повышении уровня информированности подростков по проблемам, связанным с карением и показать влияние табака на организм человека....

Методическая разработка "Беседа с элементами тренинга: Я умею говорить - нет!"

Цель - формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способамиЗадачи:-развивать способность самостоятельно делать свой выбор и умение поступать в соответствии с собств...