РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
статья

В основе любого созидания лежит труд,   чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса,  участия в нем и удовлетворения результатами своей работы , обеспечивает понимание роли труда в жизни людей . Труд  связан повсеместно в бытовой жизни человека – сад, огород, а у нас в интернате уход за собой,  мелкий ремонт  личных вещей –   распоровшие брюки, кофты,  подвязать что-то, подшить – все это побуждает всех нас приучать воспитанников к умению держать иголку и нитку, крючки и спицы и по возможности самими выходить из положения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

 

 

Ладукай В.С.

План: 1 .Творчество через труд как необходимый компонент развития личности

2 .Творческая личность -- важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания

3.Декоративно-прикладное искусство как средство развития  творческой личности

. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни….

... Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда »  К.Д. Ушинский.

1.В основе любого созидания лежит труд,   чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса,  участия в нем и удовлетворения результатами своей работы , обеспечивает понимание роли труда в жизни людей . Труд  связан повсеместно в бытовой жизни человека – сад, огород, а у нас в интернате уход за собой,  мелкий ремонт  личных вещей –   распоровшие брюки, кофты,  подвязать что-то, подшить – все это побуждает всех нас приучать воспитанников к умению держать иголку и нитку, крючки и спицы и по возможности самими выходить из положения.  

Через труд  развивать творческие способности воспитанников наиболее удачное решение проблемы воспитания развитого творческого человека Я хочу сказать, что одно другому не мешает, конечно,  творческий процесс находится в другом аспекте. Само по себе создается  необходимость также прививать навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. При  выполнении творческих моментов, воспитанник получает  начальные  элементарные трудовые навыки -  упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход.

Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения.

С учетом общих требований нравственно-трудового и творческого воспитания можно занять ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом.  Помочь развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к национальным традициям  в области прикладного искусства.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью  воспитанников. Известный психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, литературы, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может быть по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт и т.п.), но и преобразующим - художественно изменяющим окружающую материальную среду (сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду, из ниток связать одежду).  Создать вещи так, чтобы они радовали своей красотой, поэтому искусство идет по двум путям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования. Изготовление поделок из меха, цветов и картинок  из различного материала (бумага, ленточки, природный материал (листья, стебельки, трава, шишки..) Насчет воспроизведения действительности   мне и не предвидится.  

Мы, воспитатели, так же являемся участниками в дополнительном образовании. Дополнительное образование выполняет функцию всестороннего развития личности ребенка, исходя из потенциала его свободного времени, и обладает рядом особых черт, недоступных или малодоступных базовому школьному образованию. Это избирательность и добровольность участия детей в выборе, какой-либо деятельности, развитие творческого потенциала конкретного ребенка; нестандартность процесса образования.

Я считаю, что развить творческие способности воспитанников позволяет декоративно-прикладное творчество, так как много видов и форм творческого поиска. Пробуя что-либо делать воспитанник,  не замечая этого,  саморазвивается  в процессе,  через свою собственную творческую способность в декоративно-прикладном творчестве.

Несомненно, воспитателю надо управлять процессом развития способностей  воспитанников. Моя цель - воспитать в детях  желание творить, создавать прекрасное, неважно в каких формах -  рисунок, вышивка, вязание, аппликация из разного материала и т.д. Эта цель останется и в дальнейшем в моей работе. А сейчас, пока дети еще не могут самостоятельно выбрать для себя выражение своих эмоций через творческий путь, надо этому учить, учить находить себе занятие по душе, а к занятию подходить творчески, главное не бездельничать, а занимать свои руки, свою душу, свое время. Если не получилось - не бросать на полпути, а добиваться хороших результатов, чтоб сам воспитанник получил от творчества  удовольствие, а от законченного продукта  получить ощущение маленькой  победы. Чувство гордости воспитанника за себя поддержать похвалой его работы, а получение награды в конкурсах  стимулирует  творить  и дальше.

В процессе работы применяю воздействие в форме предложения, советы, предупреждения по возможностям, что это может получиться,  а это нет.

С помощью внушения воспитаннику в свои силы воспитатель может получить от него желаемый результат.  Участвуя в конкурсах дети знают, что есть временные рамки, и, поэтому,  уместно требовать от них серьезного отношения к работе, аккуратности и в выборе темы и формы и сюжета, но  без подавления самостоятельности, применив серьезность тона. Конечно,   невозможно не использовать и юмор, когда воспитанник бросает работу, не хочет продолжать от того, что образы не совпадают с желаемым, не получаются так как он хотел,  надо помочь посмотреть на это с другой стороны, внести веселый тон, и не так будет выглядеть катастрофично его рисунок…и т.д.

Но, важно придерживаться последовательности  требований, и тогда процесс не будет обрываться, и даже незаконченная работа должна ожидать завершенности,  пока «воспитанник отдохнет, а потом внесет, что-то новое» .

Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения и технические приемы одного из древних и любимых видов декоративно-прикладного искусства –вышивание,  в  нашем случае «вышивание бисером»   История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Начиная с 1970 года, в России, в стране стало возрождаться  бисероплетение, совершенствовались и развивались известные техники, создавались новые. В 1990 году бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества. В наше время использование бисера на изделиях – платье, блузки, обуви стало красивым, модным и  дорогим удовольствием.  В нашей группе девочки вышивают бисером поделки, вышивают фигурки зверей,  птиц, плетут ожерелья, колечки, узкие поясочки  (больших размеров еще не было)

Вышивание сукном по национальной теме очень ценно для девочек, так как в тундре мастерицами могут быть не все, это видно из работ,  представленных в День оленевода на конкурс,   где учитываются   соблюдение точности,  симметричности.

         Следующий вид декоративного рукоделия – вязание. В этом виде  девочки достигли, для своего возраста хороших успехов. Вяжут салфетки на сиденья стульев, береты, шарфики куклам. Плетение поясов на станке не получило у девочек  должного интереса, которое я ожидала. Пояс плели по очереди, не достаточно хорошо, и поэтому я расплетала  и от этого у них интерес пропал, хотя мы и докончили.

Думаю, в средних классах снова вернемся к этому виду рукоделия.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребёнка нуждается в оценке, поощрении. Не у всех воспитанников  получаются идеальные работы, но за творчество, а тем более,  за аккуратность хвалю  каждого. Только при таком подходе он вновь захочет выполнить другую работу.

Я по теме « Развитие творческих способностей через декоративно-прикладное искусство» работаю уже  давно. Эту тему выбрала не случайно. В нашей работе есть необходимость участия воспитанников в конкурсах, выставках, представляя свои работы по рисованию, поделок. Поэтому, чтоб более пристально заниматься на группе с детьми,  так как дети, поступив в 0 класс не умели ни рисовать, ни шить,   ни  вязать и вышивать, я и взяла эту тему.  В тундре девочки приучаются шить, но это шитье характерно для тех вещей, которые нужны в тундре, но  умение держать иголку в руках, привитое от мамы, очень важно.

Последовательную диагностику я не проводила, а моей диагностикой служит, то, что хорошие работы попадают на конкурс, выставку. В группе у нас есть уголок «Вернисаж» где мы вывешиваем лучшие работы по рисованию, работы по сочинительству «Проба пера», а также стенд «Наши работы».  Некоторые работы служат оформлением нашего корпуса. Одним из способов мотивации является привлечение воспитанников к оценочной деятельности. Это происходит в форме обмена мнениями воспитанников и поэтому осуждается копирование и моя помощь при выполнении работы. Мои воспитанники принимают активное участие в групповых, школьных и районных конкурсах и выставках изобразительного и  декоративно-прикладного творчества. Некоторые  из них отмечены почётными грамотами и дипломами.

Считаю, что моя тема самообразования очень важна и доступна для воспитателей  в начальном звене. Декоративно-прикладное творчество,  развитие способностей воспитанников через него очень познавательно и практично для  освоения детьми вязания, шитья, вышивания бисером, мехом, сукном, развивающее моторику рук, мышления, фантазии. Развитие творческих способностей на этом не заканчивается, а наоборот, воспитанники будут продолжать  оттачивать навыки и умения, и идти к другим видам творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

Развитие креативных способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества

Работа над проблемой «Развитие креативных способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»  началась в 2011 году....

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Формирование творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного искусства"

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел; воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться п...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....