Мастер - класс на тему: "Использование ИКТ - технологий в монтессори классе".
методическая разработка

Трифанюк Татьяна Евгеньевна

Данный мастер - класс был разработан с целью повышения профессионально – личностного развития педагогов. Перед разработчиком стояла задача продемонстрировать и обучить педагогов работе в сервисах Jigsaw Planet и ImageChef. Также этот мастер-класс проводится с целью популяризации применения ИКТ – технологий на занятиях. Полученные знания могут применяться как в работе с детьми, так и с целью повышения собственной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_tehnologiy_v_montessori_klasse.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества «Вектор»

654025, г. Новокузнецк,  ул. Емельяновская, 1, тел. 31-04-59; эл.почта: ddt3-nkz@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО

методическим советом,

Протокол   № ____,

от «____»_____________20___г.

Руководитель МС

__________    О. Л. Коваленко

Мастер-класс

«Использование ИКТ технологий в Монтессори классе»

Разработчик:

педагоги дополнительного образования

 Трифанюк Татьяна Евгеньевна,

Якимова Марина Николаевна

 МБУ ДО ДТ «Вектор»

Новокузнецк, 2019


Мастер – класс «Использование ИКТ технологий в Монтессори классе»

Разработчики: Трифанюк Татьяна Евгеньевна, Якимова Марина Николаевна педагоги дополнительного образования МБУ ДО ДТ «Вектор».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в использовании Икт технологий.

Задачи:

1.        Продемонстрировать педагогам технологию работы в Монтессори классе с использованием ИКТ технологий;

2.        Обучить работе в сервисе Jigsaw Planet, ImageChef;

3.        Популяризовать ИКТ - технологии в профессионально-личностном развитии педагогов.

Адресат: педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя начальных классов.

Оборудование: геометрические фигуры, мешочек с геометрическими фигурами, ножницы, картинки, деревянные пазлы, телефон, ноутбук.

Дата проведения: 28.03.2019

Аннотация мастер-класса:

Мастер-класс «Использование ИКТ - технологий в Монтессори классе» был разработан с целью повышения профессионально – личностного развития педагогов. Перед разработчиком стояла задача продемонстрировать и обучить педагогов работе в сервисах Jigsaw Planet и ImageChef. Также этот мастер-класс проводится с целью популяризации применения ИКТ – технологий на занятиях. Полученные знания могут применяться как в работе с детьми, так и с целью повышения собственной компетенции.

План мастер-класса

1. Вступительная часть - 5 мин

2. Основная часть - 15 мин

3. Заключительная часть - 5 мин

Ход занятия

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Мы живём с вами в 21веке – веке нано технологий. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное обучение.

- Уважаемые гости, а вы в своей работе используете ИКТ - технологии?

- Почему?

- Какими сервисами вы пользуетесь при подготовке и проведении занятия?

- Они вам нравятся?

- Легко ли с ними работать?

Перед вами листочки с перечисленными ИКТ – технологиями и сервисами для работы. (Приложение 1). Возьмите фломастер и подчеркните те, которые вы используете в своей работе.

Мой личный опыт позволяет сказать, что данные сервисы очень просты и эффективны в образовательной деятельности. Их даже можно использовать на занятиях в монтессори классе, и мы сегодня поработаем в некоторых из них.

Сегодня мы, на примере данного мастер- класса покажем и докажем, что работа с различными сервисами не так страшна.

Использование средств ИКТ направлено на улучшение качества образования; переход от механического усвоения знаний к овладению умениями самостоятельно приобретать новые знания. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио – видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой информации, т.к. задействует все каналы восприятия ребёнка.

Но использование ИКТ требует определенной подготовки, базы, сформированного образа, развитого восприятия и мышления.

Использование ИКТ основано на развитии символьно - логического мышления, которое является одним из этапов развития мышления, т.к. мышление развивает в 3 этапа: наглядно – действенное, наглядно – образное, символьно – логическое.

Каждый человек индивидуален. У каждого из нас свои интересы, характер, способности, потенциал и интеллект. Кому то, достаточно только показать и он тут же повторит и создаст свой продукт. А есть такие, кому необходима помощь и последовательно выстроенная траектория работы.

Именно педагогическая система Марии Монтессори решает задачи развития целостного восприятия мира и является фундаментом.  

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

Основная часть

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер –класс «Использование ИКТ – технологий в Монтессори – классе». Сейчас педагог монтессори класса Якимова Марина Николаевна продемонстрирует вам один из этапов формирования мышления на примере представление «целое-часть».

Развитие человека начинается с осознания окружающего мира через разнообразные системы восприятия:

- зрение,

 - слух,

- осязание,

- тактильные ощущения.

Мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных  действиях.

 Для начала возьмем материал, который дает первичный толчок для развития человека. Корзина с геометрическими телами.

1. Для того чтобы дети запомнили названия геометрических тел я их показываю, предлагаю ощупать со всех сторон обеими руками, даю их поочередно ребенку, чтобы тот повторил мои действия, и называл их: «Это — шар. Это — куб. Это – авоид. Это — конус». Для знакомства с названиями цветов говорю, указывая на соответствующую табличку: «Это — зеленый. Это — белый. Это — синий». Рассматривая фигуры, я называю ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это — один зелёный шар. Это три красных куба. Это два синих конуса». Новые термины повторяю несколько раз, вовлекая в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, «стереогностическое» восприятие ребенка, его барическое чувство или мускульную память.

2. Закрепление полученных знаний. «Дай мне... Покажи мне...». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Заданий следует давать достаточно много, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия. Они должны быть также достаточно разнообразными для поддержания интереса ребенка и предоставления ему дополнительной возможности двигательной активности. Применяемые при этом предметы несколько раз перемешивают. Так, в примере с геометрическими телами можно предложить ребенку не только дать или показать то или иное тело, но и попросить его: «Положи, пожалуйста, шар в корзину. Поставь куб себе на колени. Поставь конус на куб. Положи шар на ладонь левой руки» и т.д.

Первый и второй этапы служат для формирования коммуникативных навыков ребенка.

3. Новые термины переходят из пассивного словаря в активный. Указываю на предмет и задаю вопрос, касающийся его названия, какого-либо свойства или же представленного им количества: «Что это? Какой это? Сколько это?» Подобные вопросы также желательно повторить не менее 2 раз для каждого предмета, перемешивая их перед следующим вопросом. Например, геометрические тела несколько раз перекладывают, меняют их расположение друг относительно друга, проверяя, насколько хорошо ребенок запомнил новые термины.

4. Беру мешочек с геометрическими телами и даю задания такого рода: «Достань мне пожалуйста шар. Докажи, что это тело шар. Достань из мешочка пожалуйста куб. Докажи. Что это куб».

5. Как только изучены названия геометрических тел и их свойства, я беру разнос с кинетическим песком и прошу ребёнка оставить след от каждого тела. Выполняя это задание, мы формируем понятие плоскостная фигура.

Контроль и коррекция ошибок. Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Можно выделить ряд способов самоконтроля. Простейший из них - механический, доступный уже для самых маленьких детей. Например, понимание, что у шара нет углов и его можно покатать.

6.  На этом этапе предлагаю из 2 частей собрать целое. Для выполнения этого задания использую дощечку с геометрическими фигуры. Затем из 3 и 4 частей собрать целое.

7. Ребенку даю рисунок и предлагаю ему самому разрезать его на несколько частей и собрать в первоначальный вид.

8. На этом этапе я предлагаю ему самому создать рисунок, разрезать и предложить собрать партнёру. Когда дети поняли принцип «Собери из частей целое», можно переходить к следующей ступени.

9. На этом этапе знакомим детей с сервисом «Jigsaw Planet». Это сервис для создания и собирания пазлов.

Как работать с этими сервисами вам расскажет педагог дополнительного образования Трифанюк Татьяна Евгеньевна.

Пазлы - (англ. jigsaw puzzle) — игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.

Собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и так далее; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику.

Для того чтобы начать работу, наведите камеру своего телефона на QR-код, который лежит у вас на столе. (Приложение 2).

1. На верхней панели страницы нажимаем кнопку «Создать пазл».

2.  Для того, чтобы создать свой пазл, необходимо выбрать картинку, которую мы хотим собрать. Это может быть, как готовая картинка, так и нарисованная детьми. Загружаем изображение.

3. Даём название своему пазлу.

4. Выбираем уровень сложности. (Кол-во частей).

5. Выбираем форму частей.

6. Нажимаем кнопку «Создать».

Наш пазл готов. Время пошло. Можно собирать один и тот же пазл до тех пор, пока вы не соберёте его за самое короткое время. Дети могут по очереди собирать один и тот же пазл на скорость.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание детей проявить себя велики, стоит учить их как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на занятиях дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ребенок.

Заключительная часть

Занятия с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому педагогу. Они предоставляют возможность для саморазвития педагога и учащегося.

Уважаемые педагоги, подведём итоги нашего мастер-класса.

- Как вы оцениваете свою работу?

- Какие трудности у вас возникали во время работы с сервисом?

- Какие вопросы вы хотели бы задать?  

Давайте это обсудим.

Я предлагаю каждому из вас высказать по одному слову, выражающему ваши эмоции, которые вы получили от нашего мастер-класса. Это слово должно быть прилагательным мужского рода ед. числа. Эти слова мы соберём в облако слов, сделанное в сервисе ImageChef. Перейдём по QR-коду на страницу сервиса.

1. Нажимаем кнопку «Создать»

2. Выбираем пункт «Мозаика из знаков»

Приступаем к оформлению облака.

3. Выбираем цвет текста и шрифта, шрифт и форму символа.

4. В окно для текста вводим те слова, которые нам необходимы.

5. Нажимаем кнопку «Предварительный» и смотрим, что у нас получилось.

6. Для того, чтобы сохранить картинку, нажимаем кнопку «Сохранить в мои материалы».

Спасибо всем за работу! До свидания!

Список литературы:

1. Брыжинская Г. В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.

         2. Сайт Монтессори-центра: http://www.montessori-center.ru

         3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.


Приложение 1

ОБОРУДОВАНИЕ

НОУТБУК

КОМПЬЮТЕР

ПРИНТЕР

СКАНЕР

КСЕРОКС

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

ДОКУМЕНТ КАМЕРА - особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме.

 

СЕРВИСЫ И ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАБОТЫ

StoryMap - бесплатный сервис для создания интерактивной карты на основе текста, изображений, аудио и видео. В итоге получается мультимедийный продукт, совмещающий в себе карту, на которой показано место события и слайд с рассказом, иллюстрированный фотографией, видео или аудио

Timetoast– лента времени.

QUIZLET- предлагает ресурсы для создания карточек, занятия правописанием, тестирования своих знаний, совместной работы с другими учениками и многое другое.

STORI JUMPER - удобный инструмент, который поможет вам писать и иллюстрировать рассказы, создавать свои собственные книги, хранить важную информацию, применяя набор интуитивно понятных встроенных инструментов.

PADLET - создание прекрасных досок, документов и веб-страниц, которые легко и интересно читать.

LEARNING APPS.ORG - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении.

WORD ART - позволяет сделать красиво оформленную надпись в документе, с использованием как уже заранее готовых шаблонов, так и с помощью собственных настроек.

Image Chef - позволяет создать мозаику из слов (облако слов). Полученный продукт можно использовать в дальнейшем локально в виде изображения.

Spider scribe.net - сервис для создания когнитивных карт (карт ума)

Excel - программа для создания и работы с электронными таблица, с помощью которой удобно производить вычисления различной сложности.

Word - прикладная программа профессионального уровня, предназначенная для обработки текстовых документов.

Power Point - представляет собой программу, предназначенную для создания оригинальных презентаций.

Jigsaw Planet - программа где можно собирать и создавать свои пазлы.

Cacoo - веб-сервис для совместного построения диаграмм и схем от разработчика Nulab.Inc. Приложение позволяет создавать различные виды графиков – от ментальных карт и классических блок-схем до UML и ER-диаграмм.

Генератор QR – кодов - это двухмерный штрих код (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.

Google – документы - это целый набор удобных средств редактирования и оформления текстовых файлов. Используйте разные шрифты, добавляйте ссылки, изображения, рисунки и таблицы.

Google – таблицы - позволяет работать с файлами прямо на устройствах iPod, iPhone и iPad. Установив приложение, вы сможете: Создавать таблицы и редактировать даже те файлы, которые были созданы на другом устройстве или в веб-сервисе "Google Таблицы".

Приложение 2

QR- код для работы с сервисом Jigsaw Planet

 

QR- код для работы с сервисом Image Chef


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

мастер-класс по теме "Использование приёмов развития технологии критического мышления в обучении"

Данный мастер-класс знакомит с приёмами развития технологии критического мышления, которые можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Мастер-класс по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках специальных предметов по профессии «Повар, кондитер»»

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предм...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку"

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку" предлагает использование приемов интенсивной методики,мнемотехники,игровой и здор...

Мастер-класс на тему "Использование современных педагогических технологий"

материал может быть использован на уроке в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"...