Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах".
план-конспект

Севидова Маргарита Юрьевна

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_korrektsii_nzp_sevidova.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

 Конспект логопедического занятия на тему:  Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

                                                Составила: учитель-логопед МБОУ ‘СОШ №5'

                                                                          Севидова Маргарита Юрьевна

 Курчатов 2019

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы <Приключения с роботом Робиком>.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• закреплять правильное произношение звука [P] изолированно, в слогах, словах,    предложениях, чистоговорках и с использованием  логотренажера “Дэльфа-142.1”.

•уточнить правильную артикуляцию звука [P];

•упражнять в умении определять место звука в слове;

•закрепить зрительный образ буквы Р.

Коррекционно-развивающие:

•развивать мимическую мускулатуру обучающегося;

•развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышление, тонкую, общую  и артикулярную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

•формирование положительной установки на участие в занятии;

•формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

•фигура робота Роба;

•пластилиновые жгуты, макароны-ракушки или фасоль;

•карточки для составления предложений по картинкам;

•ноутбук с логотренажёром  “Дэльфа-142.1”;

•лесенка успеха;

     Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнение ‘Доброе утро’.

- Здравствуй, Коля. Садись, пожалуйста.

Психологический настрой

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться. Доброе Утро!

-Я хочу пожелать, чтобы у тебя сегодня было доброе утро, хорошее настроение.

Солнышко поможет нам.

2.Мимическоие упр.

Посмотри на улицу, на нас смотрит солнышко. Какое настроение? Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки (удивление)

Пошёл дождь (грусть).

3.Уточнение артикуляции звука [Р]

Сегодня мы повторим звук [Р]. Как правильно образуется звук [Р]:

•Рот приоткрыт в положении следующего гласного;

•Зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

•Кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к   боковым зубам;

•Посередине языка идёт воздушная струя, которую можно ощутить ладонью  руки, поднесенной ко рту;

•Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

•Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;

•Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно-теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка и губ.

4.Артикуляционная гимнастика.

“Улыбка-заборчик”, “Двери открываются”, “Блинчик”, “Лошадка”, “Грибок”, “Качели”, “Вкусное варенье”, ” Маляр”, “Барабан”, ”Толстячки-худышки”.

5.Коррекция воздушной струи и произнесения звука р с использованием логотренажера  Дэльфа-142.1

•“Чашка чая” - дуем плавно на выдохе  в микрофон, а затем прерывисто;

•“Костер”- дуем в микрофон, чтобы” огонь разгорелся”, затем длительно произносим звук [р];

•“Елочка” - произношение прямых и обратных слогов ар,ор,ур,ру,ры,ыр и огоньки загораются на елке;

•“Репка”- можно пропеть слоги, “позвать”кошку – Мурку ,мышку Нарушку;

•“Пирог”- произнесение слогов, слов (рак-шар, рот-сор). При произнесении слов типа рак ,шар ,рот, сор и слогов(прямых и обратных) свечи на пироге погаснут (также с микрофоном);

6.Физкультминутка. Координация речи с движением.

К нам на занятие попал робот Роб и у него есть для тебя сообщение.

Здравствуйте, меня зовут Роб! Я маленький робот, который попал на Землю , чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. Я хочу ,чтобы  у меня появился друг вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА “РОБОТ”

К нам  пришёл сегодня робот.  (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Две руки ,две ноги, голова на   (стучать  по столу кулачками, ногами по полу,

месте                                                повороты головой, руки на ушах)

В мире звуков поиграть хочет  (ритмично сжимать и разжимать кулачки ,затем

с нами вместе                           сложить  руки в замок, переплетая пальцы)

7.Автоматизация звука [P] в словах.

Собери рюкзак для путешествия робота Роба. С собой надо взять только те предметы ,в названии которых слышится звук [P].

Сначала возьмем только те предметы, где [Р] в начале слова

Корзинка слов: ракета, радуга, рак, расческа, ручка, горох, пирамида, кенгуру, роза, кукуруза, корона, баран, карандаш, робот, пантера, ромашка.

Теперь возьмем те предметы, где [P] в конце слова:

Корзинка слов: костер, шар, светофор, сыр, боксер, мухомор, тигр, топор, кормушка, забор, ковер, морковь, картина.

8.Роб предлагает игру “Слушай логопеда” . Хлопай в ладоши, когда услышишь слово со звуком [P].

Руки        розы      тучка       дом

Рама       рыба      ручка       рак

Козы       коса       лук           мак

9.Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

“Увиденное в дороге”

Робик увидел в дороге много интересного , а что он увидел, мы узнаем по этим картинкам и придумаем с ними предложения.

Перед учеником выкладываются картинки.

10.Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном Робик решил учиться сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком.

Обучающимуся предлагается Игра-загадка “Подскажи словечко”.

Перед учеником выкладывается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,

А зовут его (жираф).

Удивлённо смотрит Люда

На горбатого (верблюда).

Вот так чудо-огород,

Мы стоим разинув( рот).

В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей (норе).

На крылечке у ворот

Замяукал рыжий (кот).

Давай последнюю чистоговорку произнесём чётко проговаривая звук [P].

11.Работа с пластилином и горохом/фасолью. 

На картоне написана буква Р (письменный вариант), рядом лежат пластилиновые жгутики. Ребёнок покрывает пластилином буквы (маленькую и большую) и украшает её горошинами/фасолинками.

12.Д/З Выучить стихотворение “Робот”.

13.Подведение итогов. Оценка работы.

Какой звук ты старался проговаривать? А зачем это нужно?

Понравилось ли занятие?

Какую оценку ты себе поставишь за работу на занятии?

Логопед даёт карточку с изображением лестницы из трёх ступенек. Ребёнок должен сам оценивать успешность работы на занятии, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка - себя.

Ты был активным и хорошо выполнял все задания. За это тебе небольшой сувенир от робота Роба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука ш"

Самый трудный и продолжительный этап логопедической работы - автоматизация звуков. Для этого требуется много разнообразного материала. В данной разработке представлен речевой материал для закрепления ...

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...

Конспект индивидуального занятия "Путешествие кляксы. Автоматизация звука С в слогах и словах"

Цель: Автоматизации звука «С» в слогах и словах. Задачи: - закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»; - продолжить изучение правильного произношения звука «С» в слогах и словах;- на...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Л"

Конспект индивидуального логопедического занятия...

Конспект логопедического занятия на тему"Автоматизация звуков Р, Рь в словах"

Представлен конспект занятия учителя-логопеда на тему "Автоматизация звуков Р, Рь в словах....

Конспект логопедического занятия на тему автоматизация звука Р

Данный конспект можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками...