ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ ПЕДАГОГА»
материал

Вараксина Лариса Валентиновна

Человеческий организм – это удивительная, уникальная система, которая способна к саморегуляции, самовосстановлению, саморазвитию.

Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно использовать в любых ситуациях.

Существуют естественные способы регуляции организма, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-kl_samoregulyatsiya_i_samovosstanovlenie.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СТРЕССОВ ПЕДАГОГА»

Вараксина Л.В., педагог-организатор МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Чернышенко П.В., педагог дополнительного образованияМБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Третьякова М.И., педагог дополнительного образованияМБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Наша работа будет проходить в режиме тренинга.

Цель: знакомство педагогов с приёмами и способами саморегуляции для снятия эмоционального напряжения и восстановления организма.

Задачи тренинга:

-актуализировать процесс самоанализа педагогов;

-познакомить с приемами саморегуляции;

-снять эмоциональное напряжение;

-сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

По определению Всемирной организации охраны здоровья «Здоровье- это состояние полного физического, психического, духовного благополучия, а не только отсутствие болезней». Значит здоровье – понятие многогранное.

Проблемы  здоровья современного педагога определяются особенностями его профессиональной деятельности:

- отсутствие правильного режима дня и питания;

- гиподинамия;

- психоэмоциональные перегрузки;

- перегрузки речевого аппарата

- стрессовые ситуации;

- нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга и неравномерность его кровоснабжения.

Чтобы избегать психологических перегрузок, прежде всего, нужно создать психоэмоциональный климат в коллективе. «Главней всего – погода в доме».  Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого педагога и, самое главное, необходимо повысить осведомленность педагога об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления.

Для сохраненияпсихической составляющей здоровья важно сохранять позитивный настрой, личностный и социальный оптимизм, ощущение счастья, а для этого надо научиться воспитывать позитивное мышление, самонастрой, самоубеждение. Мысли должны быть – светлые, жизнеутверждающие.

По мнению доктора психологических наук Сергея Дмитриевича Максименко, «психическое здоровье нужно понимать, как аспект здоровья в целом, который характеризуется душевным комфортом, отсутствием патологических психологических проявлений и способностью к эффективной деятельности и саморегуляции относительно собственных целей и интересов человека» [3].

Один из способов выйти из стресса – это смена видов деятельности, например, после напряженной умственной нагрузки желательно заняться физической активностью. Например,  управлением дыханием.

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению[1].

Дыхательные упражнения для снятия стресса

1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом  задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудная клетка. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз.

Для того, чтобы выйти из состояния гиподинамии, нужно регулярно выполнять комплекс упражнений сидя на стуле прямо на рабочем месте и не механически, а с положительным эмоциональным настроем и позитивной установкой на то, что они принесут вам реальную пользу. Все предлагаемые ниже упражнения можно считать условными: их можно видоизменять в соответствии с вашими собственными возможностями либо предпочтениями.

Комплекс упражнений 

1 упражнение – сидя на стуле тянемся макушкой вверх, распрямляя спину, плечи и вытягивая позвоночник. При этом контролируем дыхание - дышим спокойно и равномерно.

2 упражнение – сидя на стуле начинаем выполнять наклоны головой влево, вправо, вперед, назад и затем плавно переходя на круговыедвижения головой. Упражнение выполняется плавно, без резких движений.

3 упражнение – сидя на стуле, руки складываем в замок и медленно выполняем наклоны вперед. Спина должна быть прямой и расслабленной. Вытягиваем мышцы спины и следим за дыханием.

4 упражнение – исходное положение стоя, руки по швам и начинаем медленно поднимать их вверх на вдохе и на выдохе с протяжным звуком «ха» отпускать вниз, звук «ха» используется для того, чтобы диафрагма начала работать и появилось брюшное дыхание, вытягиваем позвоночник и следим за дыханием.

5 упражнение – исходное положение стоя, скручиваем туловище влево и вправо, руки свободно внизу.

6 упражнение –исходное положение стоя, держась за спинку стула, выполняем приседания. Спина ровная, колени не выходят за носки. Плавно на вдохе приседаем, на выдохе встаем в исходное положение.

7 упражнение – исходное положение стоя, держась за спинку стула, делаем 2-3 шага назад и медленно делаем наклон, прогибаем поясницу и вытягиваемся.

8 упражнение – держась за спинку стула делаем выпады вперед, медленно тянемся и с помощью разворота меняем ногу[1].

Как сказано ранее, выполнение таких несложных комплексов упражнений прямо на рабочем месте поможет улучшит работу всех органов и систем.

В заключении хотелось бы предложить несколько рекомендаций, которые помогут  изменить ваш образ жизни:

  1. Скандинавская ходьба
  2. Ходьба на лыжах
  3. Регулярные прогулки на свежем воздухе 1-1,5 ч.
  4. Специальные гимнастики
  5. Йога

Советы на каждый день:

- Люби жизнь- она прекрасна.

- Цени время- его не вернешь.

- Будь всегда самим собой- простота всегда является признаком великого разума.

- Чаще улыбайся- это солнечное сияние для твоего окружения.

- Цени свое доброе имя- это твоя надежная защита.

 И помните об улыбке как эффективном способе снятия нервного напряжения.

Литература:

  1. Агеенкова, Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации соматических расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих. [Текст]/ Е.К. Агеенкова//Военно-психологический вестник. Информационно-методическое пособие для офицеров социально-психологической структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь. / Под ред. А.Н. Гура. – Минск: Центр идеологической работы ГКДУ «ЦДО ВС РБ», 2008. - №1. – С. 13 - 59.
  2. Луньков, А.И. Саморегуляция эмоционального состояния через внешние проявления эмоций [Электронный ресурс]// Режим доступа:// http://www.elitarium.ru/samoreguljacija-priemy-samovnushenie-rasslablenie-dyhanie-uverennost-radost-tonus-sostojanie/
  3. Максименко, С.Д.  Психологические основы национальной безопасности. Психология (учебное пособие)[Электронный ресурс]// Режим доступа:// http://schooled.ru/psychology/variy/77.html
  4. Упражнения ЛФК для профилактики и лечения гиподинамии [Электронный ресурс]//Режимдоступа://https://medaboutme.ru/obrazzhizni/publikacii/stati/profilaktika/uprazhneniya_lfk_dlya_profilaktiki_i_lecheniya_gipodinamii/?utmsource=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга.

конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга....

Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «Агрессия. Пути коррекции».

Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «Агрессия. Пути коррекции»....

Занятие с элементами тренинга "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.

Занятие с элементами тренинга !Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции....

Семинар для педагогов «Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации с применением элементов медиации».

Семинар для педагогов«Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации сприменением элементов медиации»....

Буклет "Мастер-класс для педагогов "Применение техники Арт-терапии "Джунгли" в работе педагога"

Буклет предназначен для психологов, педагогов, работающих с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ...