Методика диагностики направленности учебной мотивации
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_diagnostiki_napravlennosti_uchebnoy_motivacii.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методика диагностики направленности учебной мотивации

Автор: Дубовицкая Т.Д.

Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

  • верно – (+ +);
  • пожалуй, верно – (+);
  • пожалуй, неверно  – (–);
  • неверно  – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1.Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13.По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллон — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся ....

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Методика для диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д....

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развитиявнутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении вразличных творческих объединениях (студиях, секциях)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.).

Участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. ...

Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))

Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации  (по Дубовицкой Т.Д.))...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....